Закон о страховых компаниях осаго

Закон об ОСАГО в последней редакции

Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Описание закона

ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:

  • установление общих понятий и положений ОСАГО, указание на принципы, которые легли в основу принятия ФЗ 40;
  • условия гражданского автострахования, порядок его осуществления;
  • выплаты компенсаций по страховке ОСАГО;
  • регулирование деятельности страховых фирм.

Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.

Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.

А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция тут:

Последние изменения в Законе об ОСАГО

Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:

  • ранее страховщик обязывался провести анализ повреждений транспортного в течение 5 дней с момента предоставления его к экспертизе, последние изменения в законе оставили указанный срок, но установили его отсчет на момент подачи заявления о ДТП страховщику ОСАГО;
  • была упразднена возможность проведения независимой экспертизы, соответствующие документы потеряли юридическую силу;
  • был увеличен период, в течение которого по закону ФЗ 40 подаются претензии к страховщику по ОСАГО, теперь он составляет 10 дней;
  • с начала сентября 2017 период страхования по полису ОСАГО не может быть меньше одного года;
  • денежное возмещение ущерба не выплачивается пострадавшему, а перечисляется ремонтным компаниям, с которыми у страховщика заключен соответствующий договор;
  • до 100 тыс. рублей увеличен лимит страховой суммы по Европротоколу;
  • приобрести полис ОСАГО с 2017 года допускается через интернет;
  • вступает в силу право регрессии — если страховщик докажет умышленное нанесение вреда виновником ДТП, то с последнего по закону ФЗ 40 будет взыскана полная или частичная сумма страховки.

Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:

  • низкий уровень ответственности страховых компаний в выплатах по полисам ОСАГО, отсутствие регулирования соответствующих механизмов воздействия;
  • определенные положения размыты в формулировках, допускают двоякую трактовку;
  • как следствие неточностей Закона об ОСАГО — отсутствие адекватных решений при судебном рассмотрении отдельных моментов;
  • не регулируется вопрос о поддельных полисах ОСАГО;
  • в отдельных ситуациях пострадавший, несмотря на наличие ОСАГО у виновника ДТП, вынужден доплачивать за ремонт транспортного средства.

Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.

Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:

  • в восьмом абзаце формулировка “(осуществить страховую выплату)” была заменена на “(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства)”;
  • в одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом абзацах формулировки “страховые выплаты” меняются на “страховые возмещения”;
  • в шестнадцатом абзаце формулировка «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты» сокращена до «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания«;
  • добавлен дополнительный абзац — «договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.«.

Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.

В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию» изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона,«.

В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты” на “страховые возмещения”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда«. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.

Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.

Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно по актуальной ссылке. ФЗ 49 с изменениями можно скачать здесь.

Закон о страховании ОСАГО

Целью Закона о страховании по направлению ОСАГО является защита граждан, участников автодорожного движения (в том числе и пешеходов, переходящих дорогу и пассажиров), от имущественных потерь или вреда здоровью, жизни, причиненного в результате автодорожной аварии.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Каждый водитель защищается полисом ОСАГО, несет ответственность за возмещение ущерба или вреда, причиненного потерпевшим в том случае, когда становится виновником в столкновении машин.

При этом автотранспортными частниками в таком движении являются все без исключения типы и категории наземного автомобильного транспорта.

Такой вид страхования является обязательным по законодательству Российской Федерации и координируется оно отдельным законодательным положением – законом №40-ФЗ0, выпущенном еще 25 апреля в 2002 году.

Последние изменения 2019 года

Действующая сегодня редакция законодательного акта №40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об ОСАГО» (далее – Закон) включает в свою структуру все те изменения, что происходили до начала 2019 года.

Акт призван определять не только правовые, но и экономические и организационные положения, касающиеся ситуаций с ДТП на дорогах и участников такого несчастного случая.

Каждое изменение, касающееся регулирования статей и пунктов данного положения, публикуется правительством РФ в форме отдельно изданного законодательного положения.

Например, следует обратить внимание на такие законы, что были изданы за последние 3 года, существенно повлиявшие на правила автострахования обязательного типа в 2019 году, как федеральный закон:

  • №223-ФЗ от 01.07.14 г.;
  • №344-ФЗ от 04.11.14 г.;
  • №349-ФЗ от 28.11.15 г.;
  • №146-ФЗ от 23.05.16 г.;
  • №214-ФЗ от 23.06.16 г.;
  • №360-ФЗ от 03.07.16 г.

При этом некоторые правила и нормативы, выпущенные последним актом №360-ФЗ в начале июля 2019 года, претерпели свою свежую редакцию 30 ноября 2019 года.

Именно ноябрьская редакция определила самые последние перемены по ОСАГО и дает обновленный закон об ОСАГО с 1 января 2019 для всех его пользователей – водителей, являющихся активными участниками автодорожного движения в стране.

Те изменения, которые уже произошли, можно выделить в специальную таблицу и пользоваться ею, когда нужно вспомнить, что же говорит Закон в отношении того или иного случая, ситуации.

Последние новшества в Законе «Об ОСАГО», что приходятся на 2019 год:

Нужно отметить, что именно с 1 января 2019 года вступил в силу пункт 7 ст. 1 Закона.

Говорится о том, что пока еще оформление полисов ОСАГО может быть организовано страховщиками двумя способами:

  1. Продажа бумажного полиса, составленного на бланке строгой отчетности.
  2. Продажа электронного полиса, составленного через официальный сайт страховщика и выданный клиенту в электронном виде.

Это обозначает, что пока регламент продажи исключительно электронных полисов страховщиками не является реальным. Какие бы проекты не рассматривались до сих пор в Госдуме РФ, но каждому страхователю еще можно покупать не только электронные полисы, но и бумажные.

Покупка Е-ОСАГО не является для водителей обязанностью, но правом. Все изменения по персональным данным автовладельцев, либо техническим и прочим данным его машины страхователь обязан вовремя вносить в данные в личном кабинете (в течение 5 рабочих дней), предварительно сообщив об этом страховщику.

Все изменения проходят проверку на подлинность в единой базе АИС РСА по ОСАГО.

Поправки в закон, которые ожидаются, то они вступят в силу в течение 2019 года, заключаются в следующем.

Смотрите так же:  Приставы надыма

Новшества в Законе «Об ОСАГО», что ожидаются 2019 году:

Эти вероятные поправки могут существенно повлиять на стоимость полиса, увеличить ее на случай, если водитель часто нарушает Правила дорожного движения (ПДД).

Но, в то же время, может и удешевить стоимость полиса, если по водителю не будет зафиксировано никаких таких нарушений.

Поправки, которые не вошли в законопроект, но временно отложены для дальнейшего рассмотрения:

  1. Разделение лимитов по страховке ОСАГО на категории «Эконом», «Премиум» или «Стандарт».
  2. Надбавки при исчислении стоимости полиса в случаях, когда страховщику передаются заведомо ложные сведения потенциальным страхователем.
  3. Ввод нового коэффициента за потенциально «опасное вождение».
  4. Продажа страховки сроком на 3 года.
  5. Возможность отмены регионального (территориального) коэффициента.

Все новшества по ОСАГО, которые приходятся на начало 2019 года, должны вступить в силу с 1 марта 2019 года.

Основные правила страхования

Страховать риски автодорожных происшествий обязаны все автовладельцы в не зависимости от их желаний, материального положения, статуса гражданина РФ, возраста и прочих особенностей.

Поэтому пользоваться любой машиной без полиса ОСАГО на территории России запрещено.

Общая суть Закона состоит в следующих основных постулатах:

  1. Все ключевые термины, определения, понятия и процедуры по защите потерпевшей стороны регулируются именно этим Законом.
  2. На основании общих правил Закона каждый виновник в автодорожной аварии обязан понести материальную ответственность в виде выплаты пострадавшему в аварии сумм возмещений за причиненный ему вред или материальный ущерб.
  3. Ответственность каждого водителя, участвующего в автодорожном движении определяется, а также и ограничивается полисом ОСАГО.
  4. Полис ОСАГО не должен быть просроченным и всегда должен находиться при водителе, управляющем автотранспортным средством.

Контроль над тем, чтобы все водители надлежащим образом осуществляли обязательное страхование, осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции.

Правила такого контроля гласят о мере наказания в случае нарушений водителями ответственности по автострахованию.

В том случае, когда страхователю необходимо направить страховщику такие электронные документы, как претензию или еще что-то, где требуется его подпись, то тогда он должны быть скреплены специальной цифровой подписью.

Такая подпись не бесплатная и ее можно купить за 250 руб. в любом отделения связи – Ростелеком, Почта России и так далее.

Что говорится в законе об ОСАГО

При любом оформлении, в онлайн режиме и в офисе компании, полиса ОСАГО каждый потенциальный клиент должен показать страховщику действующую диагностическую карту, свидетельство о регистрации машины в ГИБДД, а также свой гражданский паспорт, паспорт на машину и прошлогодний полис, если есть.

Все документы должны быть в порядке, без каких-либо просроченных дат или недостоверных сведений, отраженных в них.

В противном случае у страховщика будут все основания подключить регресс по ОСАГО к такому клиенту в будущем (пп. «к», п. 1 ст. 14 Закона), чтобы возместить себе те финансовые потери, которые он понес при оплате потерпевшему в ДТП возмещения ущерба. Но кроме документов есть и иные новые правила, которые сейчас отражены в Законе.

В какой суд подавать иск по ОСАГО, читайте здесь.

Об онлайн оформлении

На основании новых поправок в Закон страховая компания сегодня уже обязана:

  1. Обеспечить бесперебойный процесс оформления на своем сайте такого полиса.
  2. Выдать бесплатно полный доступ к личному кабинету лицу, подающему заявку на покупку полиса.
  3. Сделать понятной анкету заявку. Заявка, выложенная на сайте компании для оформления Е-ОСАГО, должна содержать ограниченный перечень понятных пунктов, которые будет заполнять каждый страхователь, желающий получить электронный продукт.
  4. Обеспечить свободную оплату продукта. Оплатить через сайт стоимость продукта страхователь должен без каких-либо зависаний и препятствий.
  5. Не затягивать сроки с выдачей готового полиса клиенту. Страховая фирма обязана тут же выдать готовый полис, как только клиент оплатить его стоимость.
  6. Каждый полис ОСАГО со стороны страховщика обязательно должен быть скреплен электронной подписью соответствующего образца.
  7. Если у клиента есть желание получить электронный полис еще и в бумажном виде, тогда страховщик выдает его следующими путями:
    • в своем офисе;
    • курьерской доставкой под роспись;
    • почтовой посылкой, ценным заказным письмом.
  8. Своевременно информировать Центробанк России о том, что произошли те или иные сбои в работе электронных систем, обеспечивающих оформление полисов, с целью вовремя корректировать схему продаж продукта через Интернет.

В отношении самих страхователей (клиентов, пользователей страховыми продуктами по автомобильной защите) действуют для них следующие обязанности.

Каждый автомобилист обязан:

  1. Иметь при себе полис ОСАГО, когда управляет ТС – не забывать дома, не пользоваться просроченным, который, по сути, уже будет считаться недейственным, а значит, отсутствующим.
  2. Покупать полис через сайт того или иного страховщика без просрочек, полисы всегда должен быть действительным.
  3. Вовремя оплачивать стоимость полиса через сайт компании.
  4. После получения электронного ОСАГО на свою электронную почту, либо в личный кабинет, расположенный на сайте компании, клиент обязан распечатать на бумажный носитель такой документ и возить его с собой, когда управляет автомобилем.

Также не обязанностью, но рекомендационным правом является для страхователя следующий аспект – не затягивать с реагированием на те или иные нарушения страховщика и вовремя подавать претензию на имя руководителя компании.

Новые поправки в закон по ОСАГО 2019 вполне допускают это делать также через личный кабинет страхователя на сайте страховщика.

Штраф за езду без наличия при себе полиса ОСАГО в бумажном виде Законом определен в размере 800 рублей. За то, что забыл полис дома или не вписал водителя в полис, управляющего автомобилем – 500 рублей.

А просроченный полис штрафуется санкцией в размере 1000 рублей, и это еще не предел потому, что планируется намного увеличить штрафы в течение 2019 года либо перенести такие перемены на будущий год.

О страховых выплатах

Сроки страховых выплат сейчас установлены в 20-дневный период, но планируется их увеличить до 30 дней либо нескольких месяцев.

Но в основном это уже будет касаться тех изменений, которые для физических лиц автовладельцев будут предусматривать ремонт поврежденной в ДТП машины вместо выплат денег в качестве страховки.

Сегодня Закон регулирует следующие размеры страховых выплат, которые можно отразить нижеприведенной таблицей.

Выплат страховки по ОСАГО, определенные Законом в ст. 12:

В России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО

МОСКВА, 28 апреля. /ТАСС/. Поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными, вступают в силу с 28 апреля. Возмещение по договорам ОСАГО, заключенным после 28 апреля, будет осуществляться в виде ремонта автомобиля.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или принятии заявления на выплату страховщик предложит клиенту список станций техобслуживания (СТО), с которыми имеет соглашение. В одной из них автовладелец сможет отремонтировать свою машину в случае ДТП.

При этом СТО должны соответствовать ряду требований, в частности, находиться в пределах 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего.

Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев.

«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами», — пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

По закону автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако ее необходимо согласовать со страховой компанией. «При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — отметил Юргенс.

Основное преимущество новых правил для автовладельца — при ремонте не придется доплачивать за износ, то есть за разницу в стоимости старых и новых деталей, эти затраты лягут на страховую компанию. При денежной выплате сумма износа, как и раньше, будет вычитаться из выплаты. По оценкам РСА, износ может составлять до 38% от суммы.

Порядок вступления в силу

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев объяснил, как будет действовать норма о приоритете ремонта, если у одного из участников ДТП будет новый полис ОСАГО, а у другого — старый, купленный до 28 апреля.

«Если данное ДТП попадает под прямое возмещение убытков (два участника, нет вреда жизни и здоровью, нет споров по обстоятельствам) и нужно обращаться в свою страховую компанию, то в этом случае принцип работает так — договор должен быть у потерпевшей стороны. Если он заключен после 28 апреля, то потерпевший получает направление на ремонт, в этом случае работает закон для него. Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, и в этом случае пострадавший пока что должен обращаться в страховую компанию виновника, то работает принцип, когда обязательность (ремонта) начинается, если у виновника полис ОСАГО оформлен после 28 апреля», — рассказал Уфимцев.

Соответствующее разъяснение Банка России опубликовано на сайте регулятора.

Учитывая постепенное вступление в силу новых правил, на первом этапе, по оценкам Уфимцева, натуральным возмещением смогут воспользоваться около трети автовладельцев. По соглашению со страховщиком выплата по новым правилам возможна и по более ранним полисам, заключенным до 28 апреля, добавил Уфимцев.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) сейчас действует для ДТП, где участвуют только два автомобиля, нет пострадавших и разногласий относительно того, кто виновник ДТП. В таких случаях потерпевший должен обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО, а не к страховщику виновника. При коллективных столкновениях потерпевшие должны обращаться к страховщику виновника.

Новые поправки, помимо введения натурального возмещения, распространяют систему ПВУ и на коллективные столкновения, но эта норма вступит в силу через полгода после официального опубликования закона (то есть в конце сентября 2017 года).

Смотрите так же:  Договор якутск

Когда вам заплатят деньгами

Закон устанавливает ряд случаев, когда приоритет ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей) в случае, если потерпевший не согласен доплатить разницу. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.

«Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», — отметил Юргенс.

Что делать, если ремонт сделали плохо

Срок ремонта в 30 дней является максимальным, подчеркнул Юргенс. По его оценкам, при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней, при крупных авариях — до 15 дней. Однако закон требует осуществлять ремонт с использованием только новых деталей, что может удлинить сроки ремонта из-за необходимости их поставки.

Если потребителя не устроили результаты ремонта, он может обратиться с претензией к страховщику.

Зачем нужны новые правила

Закон о приоритете натурального возмещения над денежным был разработан для борьбы с мошенничеством и недобросовестными автоюристами в ОСАГО, провоцирующими растущую убыточность «автогражданки». По статистике РСА, в первом квартале 2017 года выплаты по ОСАГО составили 96,7% от сборов (47,8 млрд рублей и 49,5 млрд рублей соответственно),

«Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме», — сказал Юргенс.

Однако при работе над законом в нем появились требования к организации ремонта, которые не дают возможность делать ремонт в 100% случаев и оставляют возможность для хождения в системе ОСАГО наличных денег. «Поэтому риски мошенничества сохраняются», — добавил Юргенс.

По мнению директора департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, неверно говорить, что реформа ОСАГО направлена только на борьбу с автопосредниками. «Закон направлен на улучшение сервиса для пострадавших. Закон (об ОСАГО) действует 14 лет, каждый год у нас около 2 млн ДТП с последующим воздействием ремонтного характера. Поэтому сейчас мы говорим о расширении возможностей», — резюмировал Жук.

Закон о страховых компаниях осаго

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон о защите прав потребителей распространяется на отношения по договору ОСАГО

Применим ли закон о защите прав потребителей при споре со страховщиком по договору ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств)?

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указано, что к отношениям, возникающим из договоров личного страхования, имущественного страхования, применяются положения закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной нормами специального закона.

Пример из судебной практики

Суд удовлетворил требования о взыскании страхового возмещения, неустойки по закону об ОСАГО (1/75 за каждый день просрочки) и штрафа в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы.

Судом было установлено, что в результате ДТП по вине Х., чья гражданская ответственность застрахована ответчиком по делу, причинены повреждения автомобилю под управлением истца. Несмотря на проведение оценки повреждений, ответчик в выплате страхового возмещения в пределах страховой суммы — отказал.

Страховая компания – ответчик полагала что закон о защите прав потребителей не распространяется на отношения из договора ОСАГО.

Судом указано следующее:

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 — 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17) а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что Закон «О защите прав потребителей» не регулирует правоотношения ОСАГО опровергаются вышеуказанными правоприменительными актами высших судебных органов государства, которые разграничивают понятия неустойки и штрафа. Расчет неустойки производится с учетом каждого дня просрочки в выплате страхового возмещения (либо невыплате) от максимальной страховой суммы. Штраф же направлен на борьбу с нарушением прав потерпевших в результате ДТП (потребителей услуг страховых компаний) и рассчитывается исходя из денежной суммы фактически нарушенных обязательств (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 08.10.2013 по делу N 33-5228/13).

Другой пример из судебной практики

Определением суда исковое заявление к страховой компании о взыскании страхового возмещения, расходов на дефектовку, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа возвращено заявителю, поскольку подано в суд по месту жительства истца, а отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования закона «О защите прав потребителей». Местом же нахождения ответчика является г. Москва.

Суд второй инстанции не согласился с такими выводами и сославшись на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» указал, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца как по месту нахождения ответчика, заключения, исполнения договора, так и по месту жительства истца (Апелляционное определение Московского областного суда от 26.03.2013 по делу N 33-7125/2013)

Ранее существовавшая судебная практика о правах потребителей по ОСАГО

Напомним, что ранее, согласно практике, сформированной Верховным Судом РФ, применение положений закона о защите прав потребителей к отношениям из договора ОСАГО отвергалось.

Так, в Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. был включен ответ на вопрос: «Применяется ли Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» к правоотношениям, вытекающим из Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств?»

В ответе было указано, что Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» не может распространяться на правоотношения, вытекающие из Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (опубликовано в Бюллетене Верховного Суда РФ № 9 за 2006 год).

P.S.: в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержатся следующие разъяснения:

На отношения, возникающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности, Закон о защите прав потребителей распространяется в случаях, когда транспортное средство используется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью владельца.

На отношения, возникающие между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков в связи с компенсационными выплатами, Закон о защите прав потребителей не распространяется.

О применении закона к другим отношениям см. публикацию «Распространяется ли закон о защите прав потребителей … и когда применяется?«

Введение на рынке страхования ОСАГО вызвала массу противоречивых мнений, хотя он успешно практикуется во всем мире. Предметом страхования в нем стали имущественные интересы, касающиеся риска ответственности владельцев автотранспорта.

Введение ОСАГО было продиктовано необходимостью социальной меры, ориентированной на формирование финансовых гарантий для покрытия убытков при нанесении ущерба, поэтому является финансовым инструментом, повышающим безопасность дорожного движения.

Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из видов страхования, предоставляемого для граждан Российской Федерации.

При его приобретении страховая компания возлагает на себя обязательства по возмещению убытков потерпевшим лицам в результате нанесенного ущерба в пределах назначаемой страховой выплаты.

При этом размер страховой суммы составляет:

Полис ОСАГО хранится вместе с документами на транспорт, предъявляется инспектору ДПС по первому его требованию. Если водитель не может предъявить его инспектору дорожной безопасности по какой-либо причине, то он вправе наложить арест на автомобиль и отправить его на штрафную автостоянку.

Полис не гарантирует защиту в случае кражи автотранспорта, ее повреждении. По истечению срока действия полиса необходимо хранить его в течение пяти лет, так как он будет влиять в будущем на стоимость страхования по ОСАГО.

Закон об ОСАГО и правила регламентируют нормативы для назначения компенсации стороне, которая понесла убытки в результате возникшего страхового случая.

Обязаны соблюдать нормы правил и закона страховые компании при заключении договора по страхованию ОСАГО, иначе можно подвергнуться административному наказанию.

Полис ОСАГО обязан иметь каждый человек, который занимается вождением автотранспорта. Если не оформлен полис ОСАГО водителем, то к нему применяется административная ответственность в виде наложения штрафной санкции, автомобиль не регистрируется в органах ГИБДД.

В полис заносятся личные данные водителя автотранспорта, если их несколько, то проставляется надпись: «без ограничения».

Действующее законодательство предусматривает увеличение размера страховой суммы за счет заключения договора по форме Добровольного страхования гражданской ответственности, сокращенно – ДСАГО.

Услуга по нему предоставляется многими страховыми компаниями. По ДСАГО вносится доплата, которая дозволяет увеличить основную страховую сумму.

Государство регулирует стоимость полиса ОСАГО, вводит ограничения по величине выплат, что позволяет устанавливать гарантированно низкую стоимость страховки и обязательность осуществления платежей при возникновении страхового случая в качестве дорожно-транспортного происшествия.

Порядок оформления

Оформление договора ОСАГО осуществляется несколькими способами, в число которых входят:

  • в офисе соответствующей страховой компании;
  • в автосалоне, авторынке, передвижных пунктах автострахования, расположенных в районе ГИБДД;
  • на официальных сайтах страховых компаний.
Смотрите так же:  Договор о предоставлении медицинских услуг иностранным гражданам

Зачастую компании по страхованию работают без четкого регламента времени. Они осуществляют доставку полиса в подходящее для клиента место, в назначенное им время.

Страховые брокеры стремятся помочь клиентам, они подбирают оптимальные варианты, отвечающие требованиям клиента.

Оформление осуществляется в следующей последовательности:

  • заполняется заявление с обращением о намерении заключить договор ОСАГО;
  • потребные документы представляются в страховую компанию;
  • осуществляется проверка данных, указанных в заявление;
  • при желании страхователь проверяет страховой полис;
  • совершаются переговоры, на основании которых заключается договор, заверяемый проставленными подписями сторон;
  • осуществляется оплата полиса, квитанция предъявляется в компанию.

Пакет документов представляется лично, отправляются по электронной почте. Оплата полиса производится наличным либо безналичным расчетом в зависимости от условий компании, особых требований к заполнению бланка заявления не существует.

Образец договора ОСАГО вы можете скачать на этой странице.

Какие нужны документы

Чтобы заключить договор ОСАГО владельцу автотранспорта нужно подать в страховую компанию пакет документов, в который входит:

  • заполненное на унифицированной форме заявление;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя;
  • свидетельство о постановке автотранспорта на учет, то есть его технический паспорт;
  • талон технического осмотра автотранспорта;
  • водительское удостоверение или его копия лиц, имеющих право управлять автомобилем;
  • документы, удостоверяющие право водителя на управление автотранспортом при условии, что к его управлению допускаются определенные лица;
  • при наличии полис, действие которого прошло.

Каждый страхователь за предоставляемые документы несет ответственность, они должны быть в полном объеме, содержат достоверную информацию.

Согласно указаниям действующего Федеративного закона об ОСАГО, а именно статьи 10 срок стороны могут заключить договор на один год, исключая предусмотренные в нем случаи.

Иностранные граждане при использовании своего автотранспорта, который состоит на учете в другом государстве, в пределах границ Российской Федерации обязаны приобрести временный полис, минимальный срок которого равен пяти календарным дням.

Можно ли продлить полис

Договор ОСАГО продлевается на предстоящий год по желанию страхователя. Если у него намерение расторгнуть договор, то он должен предупредить страховую компанию о своих намерениях до истечения срока действия договора, для чего ему предоставляется два месяца.

Действие договора с продленным сроком не может прекратиться в продолжение 30 дней из-за просрочки по оплате страховой премии на последующий год.

Когда договор продлевается на новый срок, его действие оплачивается сообразно тарифов, установленных на данное время нормами.

Ремонт по полису

Согласно нововведениям в нормы законодательных актов владельцам автотранспорта, который потерял свой первоначальный вид, предлагается взамен денежной компенсации произвести ремонтно-восстановительные работы за счет денежных средств страховой компании.

Владельцам предоставляется право выбора возмещения. Если он принимает предложение, то ему выдается направление в продолжение 20 дней на станцию технического обслуживания, с которой у компании есть договоренность.

Но на практике зачастую между владельцем автотранспорта и руководством СТО возникают некоторые проблемы, касающиеся оплаты.

В сервисных центрах технического обслуживания запрашивают цену, значительно превышающую страховую сумму и владельцам приходится платить из своих средств.

К тому же нет гарантий, что СТО сможет удовлетворить требования страхователя на должном уровне, качественно выполнив ремонт. Владельцам стоит проанализировать предложение, прежде чем соглашаться.

Расширенная страховка

Дополнением к обязательному страхованию является ДСАГО, величина страховой суммы которого устанавливается владельцем автотранспорта. Однако в некоторых компаниях по страхованию устанавливается по ней ограничения.

Чтобы расширить за счет оформления ДСАГО необходимо предъявить действующий полис по страховке, свидетельство о регистрации автомобиля, сведения о числе лиц, допущенных к его вождению.

Его стоимость различна, ее устанавливают страховые компании, но обычно она составляет от 0,15 до 0,5 % от размера основной страховой суммы.

При его оформлении учитываются:

  • возраст водителя;
  • число лиц, управляющих автомобиль;
  • марка автомобиля;
  • год выпуска автомобиля;
  • мощность двигателя;
  • основная величина страховой суммы.

При оформлении обеих форм страхования в компаниях предоставляют значительные скидки. Заключение договора ДСАГО выгодно для молодых водителей, имеющих небольшой водительский стаж, лицам, предпочитающим скоростную езду.

В некоторых страховых компаниях к расширенному полису ОСАГО предлагают дополнительные услуги, например, обслуживание автомобиля аварийным мастером.

Досудебная претензия

Закон об ОСАГО в своих положениях предусмотрел, а именно в статье 16.1 предъявление досудебной претензии к страховщику, если возникают разногласия по осуществлению платежей или от страховой компании получен отказ в совершении выплаты. Мера приобрела законную силу с сентября 2014 года.

Исковое заявление с содержанием претензии подается в суд по истечению 20 рабочих дней, которые отводятся для производства выплаты по страховке, если:

  • компания не оплатила полагающуюся компенсацию в установленные нормами сроки;
  • были допущены правонарушения, например, страховая компания отказала осуществить выплату или недоплатила страховую сумму.

В заявлении необходимо подробно описать ситуацию, обосновывая претензию ссылками на нормативные акты.

Страховка на прицеп

Однозначного ответа на вопрос о необходимости оформления договора ОСАГО на прицеп нет. По нему возникают разногласия между сотрудниками ГИБДД, владельцами автотранспорта, несмотря на существующие поправки, введенные в закон об ОСАГО с марта 2008 года.

По введенным нормативам заключение договора для прицепа, устанавливаемого на легковую машину, нет необходимости.

Однако его нужно оформить в обязательном порядке для прицепов, которые прицепляют на:

  • легковые автомобили, принадлежащие юридическим лицам;
  • грузовые машины с различной грузоподъемностью;
  • мотоциклы, мотороллеры.

Стоимость полиса на прицеп подсчитывается с учетом коэффициентов — территориального и использования автотранспорта.

Как производится оценка ущерба

Если имело место дорожно-транспортное происшествие, то необходимо немедля вызвать службу ДПС.

Чтобы получить компенсацию за нанесенный имуществу ущерб необходимо подать в страховую компанию, где ранее был заключен договор по ОСАГО виновником аварии, документы:

  • справку, полученную от инспектора ДПС, подтверждающую произошедшую аварию;
  • справку о том, что уголовное дело не возбуждено;
  • извещение о том, что произошло дорожно-транспортное происшествие.

Страховая компания должна назначить техническую экспертизу, чтобы установить величину ущерба. Независимый эксперт проводит обследование автомобиля, собирает сведения о происшествии, составляет акт и сдает его в страховую компанию. На составление акта отводится 20 календарных дней.

Потерпевший предоставляет автомобиль, потребные документы, реквизиты банка, куда будет перечисляться страховая сумма по окончанию всех процедур по ее назначению.

В результате экспертизы устанавливается:

  • точная величина денежных средств, затраченных на ремонтно-восстановительные работы для приведения автомобиля в состояние пригодности к эксплуатации;
  • размер стоимости потребных для замены запасных частей и материалов;
  • решение вопроса о целесообразности проведения ремонтных работ;
  • полное оценивание дефектов, полученных автомобилем в результате аварии;
  • расчет ущерба по утрате товарной стоимости в соответствии с правилами об ОСАГО.

Независимую экспертизу необходимо провести в продолжение пяти рабочих дней со времени получения пакета документов. Она проводится при участии лиц, которые попали в аварию и агента страховой компании.

Что такое прямое урегулирование убытков

Пострадавшая сторона обрела право при возникновении страхового случая обратиться в страховую компанию, где у него существует действующий полис.

Возможность проведения прямого урегулирования убытков предоставляется исключительно:

  • при нанесении ущерба имуществу в результате произошедшей аварии, пострадавшие отсутствуют;
  • в дорожном происшествии присутствуют два автотранспорта, у владельцев которых имеются полисы ОСАГО.

Однако существуют ограничения, связанные виновностью обоих водителей, в аварии не было столкновение автомобилей.

Рейтинг страховых компаний

Независимую экспертизу страховых компаний проводят организации:

  • Эксперт РА производит оценивании с учетом местоположения, объема капитала, клиентской базы, процента положительных и негативных явлений;
  • НРА, Национальное Рейтинговое Агентство в оценке использует информацию об экономической деятельности компаний, особое внимание обращает на исполнение их обязательств по отношению к клиентам.

Они составляют рейтинг компаний на рынке страхования, заносят сведения в базу данных. Что касается клиентской базы, то их оценка основывается на:

  • оперативное производство выплат;
  • качество обслуживания, отношение к клиенту;
  • число отзывов в сети Интернет;
  • отзывы знакомых, друзей, коллег;
  • число клиентуры.

Вместе с тем основным критерием при оценке рейтинга является надежность, выраженная финансовым показателем.

Рейтинг наиболее популярных страховых компаний приведен в таблице:

Читайте так же:

  • Как страховка зависит от лошадиных сил Как рассчитывается ОСАГО, Формула расчета ОСАГО. ОСАГО - обязательное страхование автогражданской ответственности. С 1 июля 2003 года начал действовать Федеральный закон № 40-ФЗ от 20 апреля 2002, благодаря ему мы и узнали об ОСАГО. И теперь каждый водитель автомобиля […]
  • Общие положения осаго Закон об ОСАГО 2018 новая редакция Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) стал основным […]
  • Приказ мвд от 14 июля 2004 Приказ МВД РФ от 14 июля 2004 г. N 440 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (утратил силу) Приказ МВД РФ от 14 […]
  • Федеральный закон 58 о системе государственной службы рф Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ"О системе государственной службы Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г., 1 декабря 2007 г., 28 […]
  • Пенсия в рф начисление С 1 января 2015 года вступил в силу закон о пенсионном обеспечении в Российской Федерации №400-ФЗ. Он существенно изменил порядок расчета пенсий, хотя это в большей степени затрагивает права будущих пенсионеров. В данный момент право на пенсию и ее размер зависит от […]
  • Федеральный закон о ветеранов труда Изменения и поправки к закону «О ветеранах» в 2019 году, которые касаются ветеранов труда Главный нормативный акт, который определяет критерии отбора лиц, подходящих для получения звания «Ветеран труда» — Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с […]