Требования к методам социальной диагностики

Социально-диагностические методы в социальной работе

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.

Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее сложного теста.

Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.

В-третьих, технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.

В-четвертых, обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник всегда стоит перед выбором: какому методу отдать предпочтение в данной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д.

Проблемы, которые необходимо решать социальному работнику во взаимодействии с клиентом или группой, бывают иногда тупиковыми; могут возникать неожиданные ситуации и обстоятельства, становящиеся преградой на пути достижения целей.

Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выяснения причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.

Как известно, среди потребностей можно выделить:

— биологические потребности – физиологические (голод, жажда, сон), половые, или сексуальные;

— материальные – одежда, жилище, питание и т.д.;

— социальные потребности – трудовые, познавательные, коммуникативные;

— духовные потребности – нравственные, эстетические, религиозные.

Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы. Это может выражаться в дефиците материальных средств, в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности или психических заболеваниях, расхождениях между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли, в расхождениях, обусловленных изменением образа жизни или противоречивостью статусных ролей.

Методы социальной диагностики

Среди методов диагностирования личности можно выделить следующие:

5) метод экспертной оценки;

8) группа методов тестирования;

9) биографический метод.

Остановимся на наиболее распространенных методах социально-диагностического исследования.

Наблюдение является самым старым и испытанным методом социальных наук. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальных науках: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких- то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности социального работника могут применяться различные виды объективного наблюдения

Общая характеристика наблюдения как метода исследования приводится в Таблице 1.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, цель наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать план, систему категорий, протоколы наблюдений и т.п. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать способ регистрации наблюдаемого (как вести запись?).

Общая процедура наблюдения

Общая процедура наблюдения

Определить задачу и цель наблюдения

Для чего, с какой целью?

Выбрать объект, предмет и ситуацию

Выбрать способ наблюдения: — менее влияющий на исследование объекта; — наиболее эффективный

Выбрать способ регистрации

Как вести запись?

Полученную информацию обработать и объяснить

Для научного наблюдения характерны:

1. Целенаправленность (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).

2. Планомерность (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).

3. Систематичность (позволяет выделить закономерные процессы).

4. Аналитичность (позволяет объяснить наблюдаемые факты).

5. Регистрация результатов (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).

6. Оперирование однозначными понятиями специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

Беседа — метод сбора фактов о психических и социальных явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы применяется:

а) при изучении личности клиента, его прошлой жизни, его родителей, товарищей, его интересов и т.д.;

б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.

Успешность беседы зависит:

а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учета условий, места проведения и т.д.);

б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.)

1. Сформулировать цель беседы.

2. Составить план (целевые вопросы).

3. Подготовить «поддерживающие» вопросы.

4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов, условные обозначения),

1. Деловые, естественные взаимоотношения,

2. Учет интересов и потребностей собеседника,

3. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Конечно, мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Проблема понимания — это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание.

Для преодоления этого нового вида «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

Опросы — весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. В литературе подробно описаны (37) типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов «в лоб», чтобы содержание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем.

Смотрите так же:  Доверенность в пфр на представление интересов физического лица

В колонии ИК-2 в ноябре 2005 года было проведено анкетирование среди осужденных, совершивших новые преступления и вторично попавших в места лишения свободы. Кроме вопросов, выявлявших возрастной состав, состав семьи и образовательный уровень, осужденным были заданы вопросы, касающиеся о причинах нового попадания в места лишения свободы и о наличии у них профессиональных навыков, не подтвержденных документами (дипломы, удостоверения, сертификаты и т.д.). Было опрошено 25 респондентов. На вопрос о причинах повторного попадания в места лишения свободы осужденные ответили следующим образом. Тягу к наркотикам причиной своего попадания в места лишения свободы назвали 32 процента опрошенных, жизненную неустроенность, отсутствие работы, документов в качестве причины назвали 36 процентов опрошенных, 8 процентов ответили, что причиной попадания в колонию стала их психологическая несовместимость с окружающими, 4 процента ответили что причиной стала их собственная недисциплинированность, 8 процентов считают, что предвзятое отношение органов внутренних дел стало причиной их попадания в места лишения свободы, 12 процентов опрошенных ответили, что причиной их попадания в места лишения свободы стала случайность. Необходимо отметить, что ряд анкет был подвергнут сомнению в правдивости изложенной информации, но в работе с осужденными всегда надо учитывать, что определенная доля ответов не будет правдивой. Данные проблемы могут решаться путем увеличения числа респондентов и, соответственно, уменьшением доли статистической погрешности, либо составлением сложных анкет с множеством проверочных вопросов.

Тесты широко применяются в различных социальных науках. Когда говорят о применении тестов в социальной работе, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты.

Как известно, тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности. Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте MMPI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная работа) требует многих методологических корректив.

Самый главный вопрос, который встает здесь, — это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-диагностическом исследовании — насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной диагностике тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов.

Социология: современные тенденции

Методы социальной диагностики.

Кроме описанных методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.

Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

— умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

— создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

— искусное использование методов убеждения и внушения. Анкетирование — метод сбора статистического материала

путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Каковы причины отклоняющегося (девиантного) поведения?
Существуют множество причин отклоняющегося (девиантного) поведения. Такой причиной является, во-первых, разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой. В частности, в современном белорусском и российском .

Цивилизации и формации
Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществ .

Отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи г.Ставрополя и Кисловодска
Следующий блок нашего исследования посвящен здоровью молодых граждан, а так же их отношению к вредным привычкам. На вопрос: «Считаете ли вы, что вредные привычки оказывают отрицательное влияние на здоровье?» — большинство опрошенных обои .

Принципы и методы социальной работы

Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые обеспечивают ее научность.

Принципы социальной работы— это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы. В учебно-методическом плане целесообразно объеди­нить все принципы социальной работы в три группы (социально-политические, организационные, психолого-педагогические). К первой группе могут быть отнесены: гуманизм и демократизм социальной работы; взаимодействие содержания и форм социаль­ной работы с конкретными условиями жизнедеятельности лич­ности, социальной группы; законность и справедливость и др. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, его достоинства и гражданских прав, создание усло­вий свободного и всестороннего проявления способностей лич­ности. Демократизм социальной работы требует умения уста­навливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и внимания к личности. Наря­ду с гуманизмом и демократизмом одним из важнейших прин­ципов социальной работы является ее тесная связь с конкретны­ми условиями жизнедеятельности людей (единство теории и практики). Принцип законности предполагает строгое исполне-

Смотрите так же:  Форма заявления о зачете госпошлины в арбитражный суд

ние законов и основанных на них правовых актов всеми государ­ственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в соци­альной работе организационных принципов. Социально-техно­логическая компетентность — один из важнейших принципов, сущность которого состоит в глубокой осведомленности соци­ального работника об условиях и технологии решения возни­кающих проблем и умении грамотно реализовать свои знания на практике. К этому же разряду принципов относится и стимули­рование — побуждение человека к осознанному, заинтересован­ному проявлению активности в реализации его энергии, способ­ностей, нравственного и волевого потенциала. Важным органи­зационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения, смысл которых заключается в обеспечении реализации гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

Большое место в теории и практике социальной работы от­водится психолого-педагогическим принципам, которые по су­ществу выражают основные требования к формам и методам со­циальной работы. Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям, который предполагает установку на максимальный и конкрет­ный учет специфики интересов, актуальных потребностей, тра­диций, вкусов и привычек личности в социальной работе. Важ­ное значение в этой группе имеют принципы целенаправленно­сти и комплексного подхода к решению социальных проблем.

В социальной работе на современном этапе сложилась сис­тема методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера примене­ния, содержание и характер деятельности и др.). Анализ практи­ческой деятельности органов социальной защиты населения по­зволяет выделить три основные группы методов социальной ра­боты: социально-экономические, организационно-распоряди­тельные и психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы и приемы, с помощью которых специалисты соци­альной работы оказывают воздействие на материальные, нацио­нальные, семейные и другие социальные интересы и потребно­сти клиентов. Данные методы используются в форме натураль­ной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др.

Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия. К этой группе методов можно отнести регламентирование, нормирование и ин­структирование. Регламентирование — довольно жесткий способ организационной методики, заключающийся в разработке и вве­дении в действие различных положений, обязательных для испол­нения (приказы, инструктирование, штаты и др.). Нормирование и инструктирование являются менее жесткими способами органи­зационного воздействия. Сущность нормирования — в определе­нии и установлении нормативов в деятельности человека. Инст­руктирование в социальной работе обычно имеет форму консуль­тационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

К организационно-распорядительным методам социальной ра­боты также относятся подбор и расстановка кадров, метод требова­ний, критики и самокритики, контроль и проверка исполнения.

В практике социальной работы широкое распространение получили психолого-педагогические методы. Сознание челове­ка является высшим регулятором его поведения и действий. Убеждение, как главный метод развития духовного мира лично­сти, реализуется в практике социальной работы в различных, формах (разъяснение, совет, рекомендация, положительный пример или опыт и др.). В данном случае от социального работ­ника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на окружающую его микросреду. Для этого используются социально-психологические методы воздействия (социологические исследования, наблюдение, внушение, информи­рование, гуманизация условий труда и быта, расширение возмож­ностей индивида для проявления творческих возможностей и др.).

Социальная работа требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Связь методов социаль­ной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от ее целей и задач. Существенное различие между методами и принципами социальной работы состоит в том, что принципы постоянны и носят обязательный характер, а методы — более подвижны и зависят от изменения социальных условий.

Современная система методов также многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. Без умения исполь­зовать выявленные закономерности, опыт, накопленный предше­ствующими поколениями и современниками, невозможно ус­пешно решать задачи, возложенные на социальную работу.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные группы принципов социальной работы.

2. Дайте характеристику социально-политическим принципам.

3. Назовите различные классификации методов в зависимости от их ро­ли в социальной работе.

4. Какова ориентация организационно-распорядительных методов?

5. Как Вы представляете систему методов социальной работы?

Список рекомендуемой литературы

!. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М, 1987.

2. Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

3. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз, техноло­гии. М, 1992.

4. Яхил Н. Социология и социальная практика. М, 1984.

10.3. Социальная диагностика и ее значение в социально-культурной сфере

Социальная диагностика — это комплексный процесс на­учного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе. Обобщен­ные результаты исследования социальных процессов составляют «социальный диагноз», т.е. научное заключение о состоянии «социального здоровья» или социальных болезнях рассматри­ваемого объекта или явления. Общая схема процесса исследова­ния в социальной работе включает в себя следующие элементы: предварительное ознакомление с объектом, проведение общей диагностики, установление основных проблем сферы, проведе­ние социальной (этапной) диагностики, выяснение причин воз­никновения проблем по сферам, выработка решений, форм и ме­тодов внедрения, конечная оценка результатов. Основной целью социальной диагностики является выявление социального со­держания факторов, действующих в экономической, психологи­ческой, демографической, правовой и других сферах обществен­ной жизни.

Основными методами социологического исследования явля­ются опрос, интервью, анализ документов, измерение, наблюде­ние и эксперимент. Объектами социальной диагностики являются социальные процессы и социальные отношения, личность, соци­альные слои и группы, коллективы и другие общности.

Одним из основных методов социальной диагностики явля­ется всеобщий метод материалистической диалектики, сущ­ность которого заключается в процессе выявления и осмысления фактов, событий и явлений социальной действительности. В ис­следовании социальных явлений широко используются анали­тический и синтетический методы.

Аналитический метод предполагает такой путь исследова­ния, в котором рассматриваемое событие или явление разлагает­ся на простейшие элементы, составляющие его части, каждая из которых подвергается тщательному анализу. Применение данно­го метода по мере увеличения дробления (разложения) целого на части позволяет достигать максимально возможного изучения

явления (события). Противоположностью аналитического метода являегся синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Сущность данного метода состоит в том, что сначала изучению подвергаются простейшие элементы исследуемых социальных объектов, а затем путем на­копления необходимой информации, логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления (от частного к общему).

Сущность аналитического метода — в детальном рассмотре­нии простейших составляющих события или явления. Синтети­ческий метод дает возможность изучения простейших элемен­тов, а затем путем накопления необходимой информации и логи­ческих сопоставлений сделать заключение о состоянии иссле­дуемого явления (процессе исследования от частного к общему).

Каждый из рассмотренных основных методов социальной диагностики и терапии реализуется в свою очередь посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную сис­тему (методы статического, структурного, факторного, ситуаци­онного анализа, методы моделирования (проектирования) и про­гнозирования, измерений и дифференциаций). Их детальное изу­чение предусматривается в курсе таких учебных дисциплин, как социология, психология, социальное управление и прогнозиро­вание и др. Наиболее частое применение в социальной диагно­стике нашел метод измерений и дифференциаций (метод качест­венных оценок), который применяется на заключительной ста­дии исследования с привлечением группы экспертов. Качествен­ные и количественные оценки экспертами предлагаемых вариан­тов решений служат основным источником информации. Мето­дика ее обработки и анализа разнообразна (метод парных, мно­жественных сравнений и др.).

Метод парных сравнений состоит в том, что эксперту после­довательно предъявляются пары альтернативных проектов ре­шений. Его задача — определить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, вариант. Суть метода множественных срав­нений заключается в том, что экспертам предъявляются не пары, а три-четыре варианта альтернативных решений. Процедура

оценок, как и в предыдущем методе, примерно одинакова, но имеется возможность систематизировать (сгруппировать) вари­анты решений по их показателям.

Каждый из методов предполагает выбор инструментария со­циологического исследования, т.е. набор специальных средств и документов, с помощью которых осуществляется сбор и систе­матизация информации об изучаемом явлении, событии, объекте как на начальном, так и на заключительном этапах работы.

В современном обществе особую значимость приобретает овладение кадрами социальных работников методами и навыка­ми научного диагностирования социальных ситуаций. При осу­ществлении практических действий в системе социальной защи­ты населения результаты социальной диагностики играют важ­ную роль. В каждом конкретном случае требуется глубокое по­нимание природы, характера и сущности, выявление и распозна­вание наметившихся тенденций социальных процессов, что и со­ставляет основу социальной диагностики.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение понятия «социальная диагностика», ее сущности и значения.

2. Какова общая логическая схема диагностического исследования?

3. Роль социальной диагностики.

Смотрите так же:  Приказ рф от 10 декабря 2019

4. Дать характеристику системы методов социальной диагностики.

Список рекомендуемой литературы

1. Гречихин ВТ. Лекции по методике и технике социологических иссле­дований. М, 1988.

2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентно­сти в общении. М., 1990.

3. Здравомыслов AT. Методология и процедура социологических ис­следований. М., 1969.

4. Литвак ВТ Экспертная информация: Методы получения и анализа. М., 1982.

5. Методики социально-психологической диагностики личности и групп. М., 1990.

6. Практикум по прикладной социологии. М., 1987.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав

Электронная библиотека

Есть ряд требований, предъявляемых к выбору ди­агностических методов в социальной работе:

· во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий;

· во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физи­ческих и психологических усилий, необходимых для его про­ведения;

· в-третьих, технология применения методов должна быть ясной и понятной, настраивающей клиента на доверительное отношение к социальному работ­нику;

· в-четвертых, обстановка и условия проведения диагности­ки не должны настраивать клиента против участия в диагностике.

Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.

Среди потребностей можно выделить:

· биологические (голод, жажду, сон, сексуальные и т.д.);

· материальные (одежду, жилище, питание и т.д.);

· социальные (трудовые, познавательные, коммуникативные);

· духовные (нравственные, эстетические, религиозные).

Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы. Социально-диагностическая технология не только выявля­ет эти проблемы, но и выполняет прогностическую фун­кцию. Социальный диагноз может осуществляться:

· на уровне общества в целом, для выявления общих тен­денций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;

· на уровне социальной группы или территориальной общ­ности, например, развитие народностей, территори­альных групп, трудовых коллективов и др.;

· на личностном уровне, для осуществления «адресности» при выявлении проблем жизнедеятель­ности.

В социальную диагностику все чаще включают такие методы, как:

· информационное обследование конкретного со­циума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфра­структуры, численности, составе и динамике местного населе­ния и т.д.;

· социально-исторические обследования, в том числе изу­чение истории заселения и освоения данной территории, про­цессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий, религиозных и бытовых традиций местных жителей, причин смены населения и т.д.

· информативно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов элект­ронных средств информации;

· социальное картографирование, т.е. сбор показателей, харак­теризующих зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символи­ческую и реальную ценность. Социальная карта является эф­фективным инструментом для выявления пространственной картины размещения населения, территорий, интенсивно посе­щаемых гражданами, районов социальной напряженности и т.п.

Среди методов диагностирования личности следует выде­лить:

Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разно­видности наблюдения. Например, слово является показателем, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать мимику, жесты, позу, усиление голоса, выраже­ние лица, глаз, улыбку. Опытный человек может по ним судить о чувствах, мыслях и намерениях собеседника.

Беседа в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуни­кации. Основное требование, которому должен соответ­ствовать социальный работник-диагност, – это умение распо­лагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться ис­кренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и навыков.

· умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой;

· создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

· искусное использование методов убеждения и внушения.

Анкетирование – это метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Стандартизированная анкета состоит из набора утвержде­ний, с содержанием которых испытуемый может либо согла­ситься, либо не согласиться.

Метод экспертной оценки – это опрос экспертов путем ан­кетирования и интервьюирования. Иногда социальная про­блема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследова­ния.

Социометрия – это метод опроса для математи­ческой обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых ин­дексов.

Мониторинг – это организация постоянного отслежива­ния информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения.

Методы тестирования разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные; количественные и каче­ственные, общие и специальные и др. Тесты являются специализированными методами диагнос­тического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемо­го явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте ее истории и перспектив развития индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми.

Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру. Начальным этапом его всегда является жалоба кли­ента, заявление сотрудника органа ох­раны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Индивид мо­жет не осознавать ее наличия. Поэтому сотрудники социальных служб не могут ограничиваться решением проблем исключительно тех кли­ентов, которые обратились в учреждение социального обслужива­ния.

В функции территориального центра входит выявление социальных про­блем на подведомственной территории. Практика показыва­ет, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социаль­ного анализа. Поэтому следующий этап диагностического процесса – сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует историко-генетические и структурно-функциональные исследовательские методы.

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента.

Структурно-функциональные методы диагностики предпола­гают получение данных о текущем состоянии социальной пробле­мы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы. На этом этапе специалист может прибегнуть к использова­нию инструментальных методов, групповых диагностических ме­тодик. Психология, социальная психология, прикладная социо­логия располагают целым арсеналом методик, которые позволят получить соответствующую информацию об индивиде и его со­циальной ситуации.

Как правило, собранные данные редко бывают непротиворе­чивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию. В каждом конкретном случае имеется набор нескольких типов со­циальных проблем. Поэтому в ходе наиболее важного этапа – по­становки социального диагноза – специалист не просто делает за­ключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиен­та, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от ко­торой зависит решение всех других вопросов.

Социальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, в процессе их взаи­модействия обнаружатся факты, которые заставят если не пере­смотреть, то скорректировать сделанное заключение. Разрешение какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы, которые были замаскированы или отодвинуты на задний план. Поэтому социальная диагностика, как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживание изменений в ней, осуществляется на протяжении всей деятельности по оказанию помощи данному человеку.

Социальная диагностика относится к наиболее общим комп­лексным социальным технологиям, использующимся на всех эта­пах социальной работы и социального обслуживания. Овладение навыками, позволяющими зани­маться диагностической деятельностью, относится к числу необ­ходимых умений специалистов по социальной работе.

Читайте так же:

  • Потерян договор купли-продажи квартиры что делать Утерян договор купли-продажи квартиры в ипотеку, как его восстановить? Добрый день.недавно была приобретена квартира в ипотеку.Она уже полностью официально оформлена на меня.Но был утерян договор купли-продажи.Как его можно восстановить? Ответы юристов (3) Добрый […]
  • Сбербанк закончился срок действия карточки Что делать, если закончился срок действия карты Сбербанка Время, в которое заканчивается срок действия карты Сбербанка, зависит от выбранного типа карточного продукта. Сбербанк работает с тремя основными платежными системами: VISA, MasterCard и АС Сберкарт, которые […]
  • Требование вернуть деньги за некачественный товар Как вернуть некачественный товар? Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, он вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать от продавца возврата уплаченных за товар денежных средств. В этом случае покупатель по требованию […]
  • Коллективный договор стройтреста 3 Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» Сфера деятельности: строительство промышленных и жилых помещений. Год создания: 1958. Руководитель: генеральный директор — Дрожденюк Сергей Константинович. Контакты: Адрес: […]
  • Налог на бизнес москва Налоговая нагрузка на бизнес в Москве вырастет на треть в 2019 году Обновлено (12 декабря, 09.22): Спустя несколько дней после повышения ставки налога на имущество в Москве с 1,5 до 2% столичное правительство решило пойти на уступки бизнесу и установить льготную […]
  • Коллективный договор казенного учреждения Коллективный договор для муниципального предприятия Статус сотрудников, занятых в муниципальных органах имеет отличную от обычного сотрудника специфику. Однако в соответствии со статьей 11 ТК РФ на муниципальных служащих распространяется действие нормы трудового права […]