Совокупность материальных и духовных ценностей а также способов

80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.

Материальная и духовная культура, традиции и моральные нормы, специфика отношений между личностью, обществом и государством формируются и развиваются столетиями, передаются из поколения в поколение, от одной эпохи к другой.

В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории, — массовая культура.

В наше время необязательно иметь поэтический талант — часто вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый уровень поэтической культуры и слух, как в музыке) — и можно писать неплохие стихи, издавать книги.

Массовая культура имеет и положительные стороны: необязательно понимать основы кибернетики, чтобы работать на компьютере, можно лишь знать, в каком порядке нажимать кнопки.

Массовая культура экономит время и энергию людей, но и избавляет их от необходимости думать. Можно преуспеть, лишь владея техникой и технологией действий.

Основная трагедия современной культуры в том, что, когда открытия или изобретения талантливых одиночек становятся массовыми, они довольно сильно теряют смысл и первоначальное значение.

Культура нашего времени повсеместно представляется совокупностью знаний, приемов и действий, т. е. чем-то внешним по отношению к человеку. Она становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость.

Восточная и западная цивилизации взаимодействуют между собой.

Сегодня перед обществом остро встали вопросы: —

можно ли воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике; —

каков путь вхождения России в мировую цивилизацию — западный или восточный; —

каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.

Современный Запад — это синоним понятия «развитые страны».

Согласно этому признаку некоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совершенно неправомерно. Независимо от того, что Япония имеет общий с западными странами технологический базис, она остается страной восточной цивилизации даже по способу усвоения общечеловеческих ценностей.

Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.

При рассмотрении культуры России надо обязательно учитывать ее славяно-тюркские исторические корни, помогающие лучше понять

соотношение государственности и рынка, естественной общности и гражданского общества, коллективистского и индивидуального сознания. 81.

Совокупность материальных и духовных ценностей а также способов их создания

Культура поэтому содержит в себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространённые, воспроизводящиеся регулярно, черты и свойства социальной общности. Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры, формируя ее своеобразие, а на поверхности общественной жизни она проявляется в виде привычки.

Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, короче — того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой аккумуляцию своеобразного исторического опыта, который люди приобрели. Другими словами, каждая культура непременно имеет «историческое измерение», которое, может быть не заметно на первый взгляд, но, тем не менее, без него никакая культура, даже если речь идёт о культуре небольшой социальной группы, не существует.

Социологи исходят из общефилософского взгляда на культуру. Однако основной акцент они делают на связи культуры с проблемой устойчивости и стабильности социального целого, сохранения его специфики и качественной определённости, социальных взаимодействий внутри его. Культура рассматривается как совокупность устойчивых форм и способов действий и взаимодействий, характерных для людей, составляющих данное социальное целое (общество, нацию, социальный слой, организацию и т.п.), и закрепленных в их практике с помощью норм и ценностей. Другими словами, культура — тот образ мысли и действия людей, который выражает специфику данного сообщества и тем самым выделяет его среди других сообществ.

Термин культура (лат.) – обработка, возделывание, улучшение, и применялся к сельскохозяйственной деятельности. Цицерон: Культура ума – это философия. Свободный человек должен совершенствовать свой ум, заниматься своим воспитанием.

В настоящее время существует множество определений понятия культура.

С точки зрения носителя культуры выделяют культуру человечества, нации, социальной группы. По генезису (происхождению) выделяют народную (народно-экономическая, экологическая, художественная культура, культура архитектуры, медицины, религии, языка) и профессиональную культуры. Народная происходит раньше профессиональной культуры, которая имеет автора и создается специалистами различных областей.

Этот пример показывает, что одни же потребности (в данном случае экономические) могут удовлетворяться, одни и те же цели могут достигаться на основе различных систем ценностей, традиций, способов, правил и моделей поведения, т.е. всего того, что и образует особую культуру.

Конкретно облик культуры особенно отчетливо обнаруживается тогда, когда мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза бросаются различия в образах жизни, типичных и характерных для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции. Все эти различия фокусируются в системах ценностей и жизненных ориентиров, присущих этим народам. Так, американцы традиционно сориентированы на личный успех, в рамках их культуры по-разному варьируется миф о чистильщике сапог, ставшем президентом страны, они ценят людей, добившихся высокого статуса и популярности — спортсменов, артистов, певцов и т.п. А. Морито, один из основателей знаменитой фирмы «Сони», размышляя о японской и американской системах трудовых отношений, выделял такие различия. Для японской характерны фирменный патриотизм, система «семейных уз», демократизм в отношениях между менеджерами и работниками, «коллективное управление» (весьма напоминающее отечественную систему постоянных увязок и согласований решений), уравнительный принцип оплаты труда, в соответствии с которым она повышается каждый год по мере того, как работник становится старше и опытнее. Американская же система трудовых отношений, по мнению А. Морито, основана на индивидуализме, формальных связях работника с фирмой, узкой специализации работника, она ориентирована на извлечение максимальной прибыли и лишена «человеческого измерения».

Культура, следовательно, придает определённое значение человеческой деятельности и жизни (скажем, труд рассматривается и оценивается как долг, или же, как обязанность, или же, как повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.

Можно сказать, что каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря которому она как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качестве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы. Они становятся общими и в определённой мере обязательными для всех членов социальной общности.

По характеру: общая и профессиональных групп.

С другой стороны, новые элементы должны вписываться в уже имеющуюся культуру, соответствовать ее основополагающим ценностям, нормам, образцам, традициям, не рвать её ткань, а напротив — укреплять. Взять, например, такой важный компонент культуры как язык. Хотя его существование связано с постоянным появлением новых слов и введением в его словарь иностранных заимствований, в общем и целом лексика остаётся постоянной, еще более стабильны правила. Таким образом, механизм селекции помогает сохранить своеобразие и уникальность каждой культуры, будь то культура национальная, профессиональная, поколенческая или какая иная.

Категории «культура» и «цивилизация» тесно взаимосвязаны, в то же время они отражают разные способы отношения человека к действительности. Цивилизация – способ жизнедеятельности, направленный на изменение мира; ее задача – обеспечение физического комфорта. Культура направлена на приспособление к миру; ее задача – обретение душевного, психологического комфорта.

для характеристики определенных исторических этапов развития общества.

Термин «цивилизация» впервые появился в трудах французских просветителейXVIIIв., которые называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме, справедливости и правовых нормах. В истории философской мысли понятие цивилизации является одним из ключевых в анализе всемирно-исторического процесса. Это понятие применяется:

Понятие «культура» возникло в античности и первоначально использовалось как агротехнический термин в значении «возделывание, обработка, культивирование земли». По отношению к человеческой деятельности это понятие впервые было применено Цицероном. Античная философиясвязывала культуру с образованием и воспитанием, которые должны быть направлены на достижение телесного и нравственного совершенства. В эпохусредневековьяпонятие «культура» связывается с личным совершенством человека, которое возможно лишь в результате приобщения к богу. Дляфилософии Возрождениякультура – средство формирования гуманистического идеала свободной, образованной, творческой личности.Философия Нового временипонятие культуры отождествляет с понятием рациональности, связывает культуру с совершенствованием человеческого разума, развитием его возможностей в познании и преобразовании мира.Немецкая классическая философиясвязывает культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным. Кант связывает культуру со сферой морали и рассматривает ее как субъективное состояние личности, которое отличает ее от всех явлений природного мира. По Гегелю, мир человеческой культуры – это наивысший этап развития абсолютного духа.Марксистская философиярассматривает культуру как характеристику определенного уровня развития общества, один их показателей общественного прогресса. Согласно марксизму, культура включает в себя и все виды материально-производственной и духовной деятельности, и результаты этой деятельности и является показателем развития творческих сил и возможностей личности. Особый интерес к культуре возникв конце XIX – начале ХХ вв. В это время культура становится предметом изучения множества дисциплин, формируется специальная наука – культурология, – изучающая закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, явления и памятники материальной и духовной культуры. В это же время культура становится одной из важнейших тем философского анализа. Философия рассматривает общетеоретические и гносеологические проблемы сущности культуры, ее развития, возможности культурного прогресса и др. Проблемы культуры занимают значительное место в таких философских направлениях, как «философия жизни» (Шопенгауэр и Ницше), психоанализ (Фрейд и Юнг), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Бердяев) и др.

Смотрите так же:  Как оформить стену керамической плиткой

Культура – это специфическая форма человеческого бытия, включающая в себя совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, использования и передачи от поколения к поколению.

1. деятельностный (праксиологический) подход. Культура рассматривается как способ деятельности, придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность. Человек выступает как творец и одновременно творение культуры;

относительно к развитию человеческого общества в целом,

Ура как предмет философского ура и цивилизация

3. семиотический подходрассматривает культуру как знаковую систему. С точки зрения данного подхода, важнейшими функциями культуры являются функция выражения смысла, функция общения, передачи социального опыта.

Культура и цивилизация как способы освоения человеком мира имеют разные закономерности исторического развития. Прогресс цивилизации представляет собой линейно восходящую последовательность, где каждое новое явление лучше предыдущего (*никто не станет использовать каменный нож, если есть стальной). Смысл прогресса культуры не в замене старых ценностей на новые, а в их накоплении. [Ценности цивилизации, устаревая, могут становиться ценностями культуры]

по отношению к отдельным этническим образованиям,

Существует несколько основных подходов к определению сущности культуры:

цивилизация как совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом значении. В такой трактовке понятие «цивилизация» отождествляется с понятием «культура»;

79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

– духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).

– «О благородных нравах и свободных науках» – Вер-джерио;

– «О благородстве законов и медицины» – Салютати;

Основу древнегреческой культуры составляют два культа:

Культура является исторически сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни – этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Далее культура эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже элементарный список работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом:

Массовость культуры – это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика – своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.

Для повышения культуры народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз – к чему-то упрощенному.

Совокупность материальных и духовных ценностей а также способов их создания

– исторически сложившихся способов труда;

На первом этапе своего развития культура эпохи Возрождения выступила как светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Культура эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Она утвердила новый критерий оценки общественных отношений – человеческий.

Основная трагедия современной культуры в том, что, когда открытия или изобретения талантливых одиночек становятся массовыми, они довольно сильно теряют смысл и первоначальное значение.

Современный Запад – это синоним понятия «развитые страны». Согласно этому признаку некоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совершенно неправомерно. Независимо от того, что Япония имеет общий с западными странами технологический базис, она остается страной восточной цивилизации даже по способу усвоения общечеловеческих ценностей.

Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.

– можно ли воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;

Сегодня перед обществом остро встали вопросы:

Материальная и духовная культура, традиции и моральные нормы, специфика отношений между личностью, обществом и государством формируются и развиваются столетиями, передаются из поколения в поколение, от одной эпохи к другой.

– каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западный или восточный;

В наше время необязательно иметь поэтический талант – часто вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый уровень поэтической культуры и слух, как в музыке) – и можно писать неплохие стихи, издавать книги.

Культура нашего времени повсеместно представляется совокупностью знаний, приемов и действий, т. е. чем-то внешним по отношению к человеку. Она становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость.

Массовая культура экономит время и энергию людей, но и избавляет их от необходимости думать. Можно преуспеть, лишь владея техникой и технологией действий.

Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.

Массовая культура имеет и положительные стороны: необязательно понимать основы кибернетики, чтобы работать на компьютере, можно лишь знать, в каком порядке нажимать кнопки.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории, – массовая культура.

5. Мир философии. — М., 1991. — Ч. 2. — Разд. VII (п.1).

Человек в мире культуры

Материальная культура охватывает очень широкий круг ве¬щей, среди которых, собственно, протекает вся жизнь как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Под материаль¬ной культурой понимают совокупность любых материальных ценностей, когда-либо созданных человечеством на протяжении своей истории и сохранившихся поныне. К материальной культу¬ре относят: орудия и средства производства, технику, техноло¬гию; культуру труда и производства; материальную сторону быта; материальную сторону окружающей среды.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древ¬него Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжа¬ют существовать в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, раз¬ные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, поскольку стимулирует развитие и распространение рационального знания, расширение соци¬альных отношений, возникновение социальных иерархий и формирова¬ние национального государства. Кроме того, письменность является са¬мой эффективной формой коллективной памяти.

3. Типология культур. Культура массовая и элитарная. Россия

1. Философское понятие культуры, ее сущность и место

Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолиро¬ванностью, другие культуры в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отношения между людьми здесь строятся на основе прин¬ципов солидаризма — благородства, честности, справедливости, уваже¬ния к членам своего коллектива. Интересы индивида здесь подчиняются интересам общества, что по¬рождает низкую степень развития личностного начала. Отсюда важней¬шим моральным регулятором поведения члена племени выступает чувст¬во стыда, а не вины. Дело в том, что чувство вины служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд — озабочен¬ностью тем, как будут оценены его поступки другими людьми — члена¬ми его общины.

в характе¬ристике общества и человека. 3

Здесь бережно сохраняются традиции как основные регуляторы об¬щественной жизни, что исключает любые нововведения. По этой при-чине происходит консервация как социокультурных, так и экономиче¬ских структур и отношений в общине, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. Таким образом, можно назвать одну характерную черту традиционных культур — их эгалита-ризм, т.е. убеждение, что каждый член сообщества должен получить не-обходимую для жизни часть средств существования независимо от лич-ного трудового вклада. Отсюда — отсутствие мотивации для увеличения производства.

Смотрите так же:  Одинокое проживание в деревне

8. Современная западная историческая социология. М., 1989.

Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а актив¬ное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культу¬рой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, сло¬вами и мыслями .

Существует еще одно разделение культуры: на массовую и элитарную. Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создаются, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культурных знаний и навыков, которые не приходят сами собой. Элитарность — категория исторически подвижная: так, например, музыка Бетховена, романы Тургенева, живопись Пикассо, доктрина марксизма, теория Фрейда и пр. в свое время были, безусловно, элитарны, но с развитием общей культуры народа, под влиянием пропаганды, под действием системы образования и т.п. постепенно во многом свою элитарность утратили.

Поскольку к сфере культуры относятся результаты человече¬ской деятельности (определенные материальные ценности, чрез¬вычайно разнообразные по своей материальной форме) и спосо¬бы, средства, методы самой человеческой деятельности, которые также очень разнообразны и имеют не только материальную, но и духовную форму, то различают культуру материальную и куль¬туру духовную .

Культура и цивилизация. Совокупность материальных и духовных, ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества

Совокупность материальных и духовных, ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в “вещной” форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д.

Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

Культура — это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Культура» в других словарях:

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

КУЛЬТУРА — (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРА — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан Культура это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров.… … Сводная энциклопедия афоризмов

КУЛЬТУРА — (лат. cultura, от colere заботиться, обрабатывать). 1) обработка почвы, возделывание, уход за растениями. 2) образование, просвещение, развитие, совершенствование духовной и материальной жизни народа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

культура — ы, ж. culture f. <, лат. cultura. 1. Разведение, выращивание (растений). Сл. 18. Реченный садовник .. деревам и цветам, которыя к украшению садов принадлежат, имена знает, и в культуре их .. искусство имеет. 1747. МАН 8 575. Здесь <на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. 2. То или иное… … Толковый словарь Ушакова

КУЛЬТУРА — (от латинского cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в… … Современная энциклопедия

Культура — (от латинского cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КУЛЬТУРА — (от лат. cultura возделывание воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их… … Большой Энциклопедический словарь

Культура — исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.… … Исторический словарь

культура — 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… … Большая психологическая энциклопедия

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Подходы к пониманию культуры

1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

2. Деятельностный: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

3. Ценностный: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

4. Исторический: культура – продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению.

5. Нормативный: культура – ценности и нормы человеческого существования. Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота).

6. Деятельностный (антропологический): культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты (вторая природа). Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Артефакт культуры – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

7. Семиотический: культура – система знаков и символов, используемая в данном социуме. Семиотика (от греческого semeion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры – системы мифа, ритуала), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).

8. Социологический: культура есть организующий фактор общественной жизни.

Культура – 1) в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; 2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.

Основные сферы существования и развития культуры

Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей, связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека (материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.).

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Смотрите так же:  Приказ о назначении ответственным за го и чс

Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Провести грань между ними очень сложно, т. к. в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).

Основные функции культуры

1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;

2) оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;

3) регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);

4) информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;

5) коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;

6) социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Структура духовной жизни общества

духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности;

духовная деятельность (духовное производство) – производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом;

духовные блага (ценности): идеи, теории, образы и духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов.

Формы и разновидности культуры

1. по связи с религией: религиозная и светская;

2. по региональному признаку: культура Востока и Запада;

3. по национальному признаку: русская, французская и т. д.;

4. по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

5. по связи с территорией: сельская и городская культура;

6. по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

7. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

1) Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое.

2) Элитарная культура создается в расчете на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Признаки элитарной культуры: а) высокий уровень (сложность содержания); б) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; в) подготовленность аудитории к восприятию; г) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.

3) Массовая культура (попкультура) имеет признаки: а) общедоступность; б) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); в) серийность, тиражируемость; г) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.

4) «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Развитие культуры – процесс двуединый: а) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; б) преодоление этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Пути накопления культурных ценностей: а) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий); б) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).

Культурная аккумуляция – накопление культурного потенциала, наследия.

Многообразие культур

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.

Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте (андерграунд), стремится вытеснить ее; система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, яппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард.

Иерархичность мировой культуры

* Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.

* Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка.

* Востокоцентризм (панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой Восток является центром мировой культуры и цивилизации.

* Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.

* Негритюд – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.

Взаимодействие культур

Диалог культур – преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; то же, что аккультурация.

Аккультурация – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.

Культурный контакт – предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур.

Культурная диффузия – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и негативные стороны.

Н. Данилевский о взаимодействии культур: 1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 2) «прививка черенка на чужое дерево» (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 3) взаимный равноправный диалог (обмен ценностями).

Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью.

Способы преодоления культурного шока: 1) Колонизация: агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей «местной» культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства. 2) Гетто(т)изация: создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто). 3) Ассимиляция: крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре. Последним «бастионом» в борьбе с иноземной культурой выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура. 4) Диффузия: совмещение элементов «своей» и «чужой» культур.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Формы толерантности: а) личная (социальные взаимодействия отдельных индивидов); б) общественная (общественная психология, сознание, моральные нормы и нравы); в) государственная (законодательство, политическая практика).

Читайте так же:

  • Сбербанк закончился срок действия карточки Что делать, если закончился срок действия карты Сбербанка Время, в которое заканчивается срок действия карты Сбербанка, зависит от выбранного типа карточного продукта. Сбербанк работает с тремя основными платежными системами: VISA, MasterCard и АС Сберкарт, которые […]
  • Сварка в нахлест требования Рассматриваем плюсы и минусы сварки в нахлест Мы постараемся дать полный и исчерпывающий ответ, на эти указанные вопросы: Как именно осуществляется такая сварка? В каких областях она в основном применяется? Как правильно подготовить поверхность к предстоящей […]
  • Сколько штраф если без прав Штраф за езду без прав - наказание за управление автомобилем, мотоциклом, квадроциклом без прав, с просроченными правами или без категории Всем известно, что человек становится водителем только после того, когда он отучится в автошколе и получит водительское […]
  • Письмо вернуть товар Как оформить документально и отразить в учете у продавца возврат товара покупателем Возврат товара — операция не такая уж редкая в настоящее время. Покупатель может вернуть товар из-за несоответствующего качества либо по иным причинам, например, он просто передумал и […]
  • Заявление на автострахование бланк Бланк заявления на ОСАГО В соответствии с законодательством РФ, управление автотранспортными средствами без полиса ОСАГО запрещено и карается по закону. Для того чтобы его приобрести, необходимо предоставить в страховую компанию пакет документов и заполнить бланк […]
  • Договор аренды с залогом за последний месяц Что делать если не возвращают залог/депозит за квартиру. Подробная инструкция по возврату, как действовать законно и вернуть деньги. Распространенной ситуацией является, когда помимо месячной арендной платы, квартирант вносит определенный залог и/или страховой […]