Полномочия прокурора при осуществлении надзора за судебными приставами

Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Компетенция и полномочия соответствующих прокуроров обусловлены функциональным разделением судебных приставов на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей и определяются правами и обязанностями судебных приставов.

Прокурор вправе:

  1. лично, либо поручив вышестоящим подразделениям службы судебных приставов, проводить проверки исполнения законов судебными приставами соответствующих подразделений;
  2. проверять законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов;
  3. проверять соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих принудительному исполнению;
  4. проверять соблюдение установленных законом сроков вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (трое суток); направления копии постановления заинтересованным лицам (взыскателю, должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца); рассмотрения и разрешения обращения физических и юридических лиц;
  5. проверять наличие фактов бездействия судебных приставов, когда закон предъявляет требования осуществления активных действий, в частности не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства; принятия мер в целях обеспечения исполнения исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ и т.д.) и розыска скрывшихся должников и их имущества; регистрации обращений (жалоб, заявлений) физических и юридических лиц;
  6. рассматривать жалобы на действия (или бездействие) и решения судебного пристава и вызвать должностное лицо для дачи объяснений по существу жалобы;
  7. истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства, если заявлена претензия к его содержанию, а также иные материалы, подтверждающие законность и обоснованность деятельности судебного пристава;
  8. проверять законность и обоснованность составления протокола об административных правонарушениях.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами

Разделение судебных приставов по функциональному признаку на две категории, безусловно, предопределяет определенные различия в полномочиях прокуроров по надзору за исполнением законов теми или иными приставами.

При осуществлении надзора за деятельностью судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов полномочия прокурора распространяются только на те действия пристава, которые связаны с его правоохранительной функцией — обеспечением безопасности судей и других участников судебного процесса, поддержанием общественного порядка в здании и помещениях суда, применением принудительных мер воздействия на нарушителей порядка, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но он не обладает полномочиями по проверке законности судебных распоряжений, постановлений, исполнение которых вменяется в обязанность соответствующего судебного пристава, поскольку деятельность судов в предмет прокурорского надзора не входит.

Деятельность же судебных приставов-исполнителей в предмет рассматриваемой отрасли входит в полном объеме, поэтому при осуществлении надзора прокурор вправе использовать предоставленные ему полномочия без каких-либо изъятий.

Осуществляя надзор за исполнением законов судебными приставами, прокурор ориентируется на полномочия, которыми он обладает в рамках общенадзорной деятельности. Они определены в Законе о прокуратуре и конкретизированы в указании Генеральной прокуратуры от 12.05.2009 № 155/7.

Прокурор вправе беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещения, занимаемые подразделениями территориальных органов ФССП России, иметь доступ к их документации и материалам, требовать предоставления ему необходимых материалов и документов. Он вправе изучать исполнительные производства, в том числе еще не оконченные производством.

При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве прокурор обязан тщательно проверить все доводы заявителей.

При выявлении нарушений прокурор вносит на имя главного судебного пристава субъекта РФ представление об их устранении; на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносит протесты вышестоящим должностным лицам службы судебных приставов; по фактам поступивших из подразделений службы судебных приставов сообщений о причинении смерти или ранения в результате применения огнестрельного оружия проводит проверки.

В случае неисполнения законных требований прокурор применяет предоставленные законом полномочия по обращению в соответствующий суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов и о возмещении причиненного ими вреда. Прокурор вправе сам возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП (невыполнение законных требований прокурора).

При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Организация прокурорского надзора в рассматриваемой сфере в соответствии с Законом о прокуратуре, Законом о судебных приставах лежит па Генеральном прокуроре РФ и подчиненных ему прокурорах.

В Генеральной прокуратуре РФ нет специального структурного подразделения по организации и контролю за деятельностью подчиненных прокуратур по надзору за исполнением законов судебными приставами. Указанием от 12.05.2009 № 155/7 надзорные и организационные функции по данному направлению в Генеральной прокуратуре возложены на несколько структурных подразделений.

Организация работы по надзору за соблюдением законов судебными приставами при осуществлении ими своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности возложена на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

Смотрите так же:  Философия учебное пособие для высших учебных заведений кохановский

Надзорные и организационные функции в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов, возложены на Главное управление по надзору за следствием.

Надзор за соблюдением служебными приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам осуществляет Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью.

На местах в соответствии с указанием от 12.05.2009 № 155/7 непосредственную организацию и осуществление надзора за законностью деятельности судебных приставов осуществляют территориальные прокуратуры (прокуратуры субъектов РФ, городов, районов и других территориальных прокуратур).

Важной составляющей организации надзора на местах является проверка (плановая, внеплановая, по указанию вышестоящего прокурора) исполнения законов в деятельности судебных приставов. Особое внимание при этом обращается на законность принимаемых решений, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, уважение чести и достоинства граждан, вовлекаемых в сферу деятельности судебных приставов, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

О состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве территориальные и военные прокуроры информируют Генеральную прокуратуру РФ в докладах по результатам работы за год.

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

Компетенция и полномочия соответствующих прокуроров обусловлены функциональным разделением судебных приставов на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей и определяются правами и обязанностями судебных приставов.

Прокурор вправе:

120) лично, либо поручив вышестоящим подразделениям службы судебных приставов, проводить проверки исполнения законов судебными приставами соответствующих подразделений;

121) проверять законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов;

122) проверять соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих принудительному исполнению;

123) проверять соблюдение установленных законом сроков вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (трое суток); направления копии постановления заинтересованным лицам (взыскателю, должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца); рассмотрения и разрешения обращения физических и юридических лиц;

124) проверять наличие фактов бездействия судебных приставов, когда закон предъявляет требования осуществления активных действий, в частности не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства; принятия мер в целях обеспечения исполнения исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ и т.д.) и розыска скрывшихся должников и их имущества; регистрации обращений (жалоб, заявлений) физических и юридических лиц;

125) рассматривать жалобы на действия (или бездействие) и решения судебного пристава и вызвать должностное лицо для дачи объяснений по существу жалобы;

126) истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства, если заявлена претензия к его содержанию, а также иные материалы, подтверждающие законность и обоснованность деятельности судебного пристава;

127) проверять законность и обоснованность составления протокола об административных правонарушениях.

Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за судебными приставами

К полномочиям судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов относятся:

  • – обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
  • – выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
  • – исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
  • – обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, проверка подготовки судебных помещений к заседанию суда;
  • – предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости их задержание с последующей передачей органам внутренних дел;
  • – осуществление иных действий.

Таким образом, для обеспечения своих обязанностей судебный пристав но обеспечению порядка в судебных заседаниях вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных законом, проверять документы, а также осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях.

В отличие от судебных приставов, обеспечивающих порядок в зале суда, задачами судебных приставов-исполнителей являются обеспечение исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. В связи с этим судебные приставы-исполнители обладают следующими полномочиями:

  • – принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • – предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • – рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Для обеспечения исполнения указанных действий судебные приставы- исполнители вправе:

  • – получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
  • – проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников;
  • – входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками, производить осмотры указанных помещений и хранилищ;
  • – арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • – налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
  • – использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  • – объявлять розыск должника, его имущества;
  • – совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.
Смотрите так же:  Договор на проведение тренинга

Таким образом, реализация полномочий судебных приставов сопряжена с возможностью ограничения на законных основаниях таких конституционных прав граждан, как право на свободу передвижения, имущество, охрану частной собственности и др. В связи с этим осуществление прокуратурой надзора за деятельностью судебных приставов стало самостоятельным направлением деятельности.

Несмотря на выделение прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов в самостоятельное направление деятельности прокуратуры, организационно реализация указанного направления осуществляется в рамках нескольких отраслей прокурорского надзора. Так, указанием Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» в Генеральной прокуратуре РФ прокурорский надзор в указанной сфере возложен на:

  • – Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
  • – Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;
  • – на управление по надзору за производством дознания и оперативнорозыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно- процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;
  • – на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом ФССП России.

Таким образом, самостоятельное в науке направление надзора за исполнением законов службой судебных приставов на практике осуществляется в комплексе с осуществлением других надзорных направлений прокурорского надзора: прокурорским надзором за исполнением законов и законностью правовых актов, а также прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и ОРД.

В связи с этим при реализации надзора за исполнением законов судебными приставами прокуроры обладают полномочиями, предоставленными ими в рамках надзора за исполнением законов, а также прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и ОРД с учетом особенностей предмета рассматриваемого вида надзора.

Реализуя полномочия по осуществлению надзора за исполнением закона службой судебных приставов, прокуроры вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона судебными приставами. Прием и рассмотрение жалоб и иных обращений на действия судебных приставов осуществляется в соответствии с Инструкцией о рассмотрении обращений. При этом нельзя забывать, что источником информации о нарушениях, допущенных судебными приставами, могут быть не только обращения граждан и других лиц, но и официальные письма, заявления руководителей государственных органов (территориальных органов ФНС России, ФТС России и др.), а также сообщения СМИ.

По факту поступившей в органы прокуратуры информации прокурор вправе проводить проверки исполнения законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям в ФССП России, а также ее территориальных подразделениях. Поводом для проведения проверки могут являться материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов судебными приставами.

Прокурор в ходе проведения проверок вправе иметь доступ к документам и материалам исполнительных производств. При этом указанием

Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» допускается изучение прокурорами неоконченных исполнительных производств только в подразделениях службы судебных приставов без изъятия и истребования их в прокуратуру, что является гарантией соблюдения сроков и процедуры исполнения исполнительных документов в ходе проведения прокурорской проверки. Материалы оконченных исполнительных производств прокурор вправе запрашивать для ознакомления в прокуратуру.

Прокурор вправе требовать от главных и старших судебных приставов, а также подчиненных им судебных приставов-исполнителей представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, необходимых для проведения проверки. Указанное правомочие во многом корреспондирует праву прокурора на предоставление доступа к документам и материалам, однако по времени осуществления, как правило, оно следует за указанным правомочием. Требование, направленное в адрес должностных лиц службы судебных приставов, имеет целью дополнить материалы надзорной проверки недостающими материалами, в связи с чем прокурор истребует в рамках данного правомочия уже конкретные необходимые ему для окончания проверки документы. К ним могут относиться: постановления о возбуждении исполнительного производства, опись арестованного имущества должника, акт реализации арестованного имущества, а также журнала арестованного или изъятого имущества и т.д.

Для полного выявления всех обстоятельств, вопросов, подлежащих выяснению в ходе проведения проверок, прокурор вправе привлекать специалистов. Основанием для их привлечения является отсутствие у прокурора необходимой квалификации для уяснения обстоятельств дела. Так, прокурор привлекает специалистов для определения законности проведенной судебными приставами-исполнителями оценки арестованного и реализованного имущества. При этом при проведении проверки прокурорам следует учитывать, что в некоторых случаях служба судебных приставов также привлекает специалистов (специализированные организации), например, для оценки предметов исторической и художественной ценности, недвижимого имущества. В этих случаях прокурорам необходимо требовать устранения допущенных нарушений путем вынесения актов прокурорского реагирования.

Прокурор вправе вызывать должностных лиц службы судебных приставов и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Работа прокуроров по приему и рассмотрению жалоб на действия (бездействие) судебных приставов имеет не менее важное значение. В случае поступления в органы прокуратуры жалоб (обращений) на незаконные действия (бездействие) судебных приставов прокурор вправе вызывать должностных лиц службы судебных приставов для дачи объяснений по существу обжалуемых действий. При этом неявка судебного пристава-исполнителя без уважительных причин является основанием для наложения на него административной ответственности в соответствии со ст. 17.7 КОАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом).

Смотрите так же:  Статья за избиение сотрудника полиции не при исполнении

При рассмотрении прокурорами обращений о нарушении судебными приставами законодательства об исполнительном производстве в первую очередь подлежат тщательной проверке доводы заявителей, а также реализация главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконно вынесенных постановлений подчиненных судебных приставов. В случаях, если обжалуемые в прокуратуру акты судебных приставов не были рассмотрены указанными должностными лицами на предмет их законности и обоснованности, прокурор обязан перенаправить их в адрес последних, контролируя результаты рассмотрения.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за судебными приставами

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

79. Надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами. — alekssandrs Jimdo-Page!

Надзор за исполнением законов судебными приставами – это новое направление в деятельности прокуратуры, связанное с принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119 – ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебные приставы делятся на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений. При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

1) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и судебных приказов – в течение 3 лет;

2) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;

3) исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;

4) оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;

5) удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;

6) постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Читайте так же:

  • Как вернуть в магазин xbox 360 Могу ли я вернуть в магазин игровую приставку XBOX 360? Скажите пожалуйста: Со дня покупки игровой приставки XBOX 360 в магазине DNS прошло 9 дней и по причине - (ребенку подарили их 2 штуки - одна лишняя)- я захотела вернуть в магазин, мне в магазине отказали в […]
  • Спор на 5 долларов против 500 долларов Съев этот бургер, вы заработаете 500 долларов Один из ресторанов в калифорнийском городе Анахайм предлагает своим клиентам заработать 500 долларов, все что для этого нужно - съесть гигантский бургер. Данная акция получила название OMG Burger Challenge и в этом […]
  • Заявление 2 в ифнс Заявление 2 в ифнс Вы можете заполнить экранную форму Заявления непосредственно на сайте ФНС России в соответствии с полями формы и с сайта ФНС России направить Заявление в налоговый орган. В этом случае Вы сможете получить Свидетельство при личном посещении любого […]
  • 1с оформить акт 1с оформить акт Вопрос: Как в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0) провести инвентаризацию расчетов с контрагентами? Дата публикации 09.11.2018 Использован релиз 3.0.65 Инвентаризация расчетов с контрагентами Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и […]
  • Мировой суд в горно-алтайске Участок № 3 МИРОВОЙ СУД Г. ГОРНО-АЛТАЙСКА Участок № 3 МИРОВОЙ СУД Г. ГОРНО-АЛТАЙСКА принадлежит к рубрике «Суды». Фирма ведет свою деятельность в Горно-Алтайске по адресу: Сухова, 2. Точные координаты на карте: долгота — 85.914559, широта — 51.957593.Расписание работы […]
  • Приказ по обеспечению антитеррористической безопасности в доу Электронное образование в Республике Татарстан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 "Аленушка" Бугульминского муниципального района Республики Татарстан/ Татарстан Республикасы Бөгелмә муниципаль […]