Пенсия при царе

С высоты дожитых лет. История пенсий в России

Сегодня пенсию в старости (пусть и небольшую) государство гарантирует каждому гражданину. Даже если человек никогда не работал, в 60 (женщина) или 65 лет (мужчина) он всё равно получит так называемую социальную пенсию. А когда вообще появились пенсии на Руси?
Как и когда в России появились первые пенсии, как со временем менялись их размеры и получатели и при чём тут Иван Грозный.

В принципе, пенсии появились на Руси очень давно. Правда, так они не назывались, да и помощь пожилым людям на протяжении многих столетий оказывалась очень избирательно. Как указывают древние летописи, ещё воеводы и князья обеспечивали своих особо преданных воинов и служащих как в случае их ранения, так и в старости.
В 1587 г. Иван IV Грозный издал «Указ о размере московских поместий, положенных разных чинов людям». По нему земельные наделы выдавались людям в знак их особых заслуг за ратные подвиги, личную преданность или особое рвенье на царской и военной службе. Владельцами поместий становились не только служилые люди, но и члены их семей в случаепотери кормильца. По сути, именно с этого указа в России начала действовать государственная система распределения натуральных привилегий, которые уже три века спустя будут называться «пенсией».
А с началом действия на Руси крепостного права объектом пенсионного обеспечения стала выступать и земля с прикреплёнными к ней крестьянами, которые также отныне становились объектом частной собственности и, следовательно, неотъемлемой частью пенсионного обеспечения представителей дворянского сословия.

XVII век: пожизненное содержание помещиков

Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — ещё один шаг к развитию государственного обеспечения служащих. По этому закону помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца.
Историки пенсионного дела подчёркивают особое значение 8 статьи 16 главы Соборного уложения («О поместных землях»), где установлена норма попечительства над семьёй помещика, который покинул службу по старости или болезни. В случае его смерти вдова и дети имели право на часть поместья в качестве «прожитка».
Кроме того, 9 статья той же главы Соборного уложения закрепляла право престарелых владельцев прожиточного поместья сдавать его близким родственникам на условиях пожизненного содержания стариков. В случае невыполнения условий владения прожиточным поместьем — например, при плохом уходе за престарелым родственником — оно должно было быть возвращено.

XVIII век: появилось слово «пенсия»

Начало регулярного пенсионного обеспечения в России относят к эпохе Петра I. И первым пенсионным законом принято считать положения из «Устава Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.
Именно при Петре слово «пенсия» вошло в официальные государственные документы и обиходную русскую речь (от французского pension — «платёж»).
Регламент назначения офицерских пенсий был подробно изложен в пяти артикулах (статьях) 6 главы Морского устава, которая называлась «О корму и жалованье». Порядок и размер пенсионного пособия каждому офицерскому чину устанавливался отдельно. Пенсии полагались также вдовам и детям погибших офицеров.

Вслед за принятием Морского устава 24 января 1722 года Пётр I ввёл ещё одно новшество, которое будет существовать в России вплоть до революции 1917 года, определяя личную судьбу каждого царского чиновника. Это «Табель о рангах» Её введение стало правовой основой для назначения денежного довольствия и всех других видов жалования, включая пенсии военных и чиновников.
При этом государственные пенсии по старости по-прежнему не полагались тем людям, которые не находились на госслужбе. Увы, они в старости могли рассчитывать лишь на соцпомощь в рамках так называемых богоугодных заведений того времени: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.
Новые пенсионные законы петровского времени, которые поначалу затрагивали исключительно военных, постепенно распространялись на другие ведомства.
В период царствования Анны Иоанновны был принят ряд указов, по которым право на пенсионное обеспечение распространялось на служащих Академии навигационных наук и работников-мастеровых Сестрорецкого завода под Петербургом. Те и другие непосредственно работали на нужды российского флота. Но расходы на пенсии в этом случае покрывались за счёт учреждений.

Роль императрицы Елизаветы Петровны в развитии пенсионного дела была ознаменована указом от 9 января 1758 года, по которому пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Аналогичный указ будет издан и Екатериной II, он расширит действие пенсионного права в сухопутных войсках. В годы правления Екатерины II пенсионные расходы возросли многократно. Ежегодные расходы государства на пенсии в годы правления Екатерины составляли около 300 тысяч рублей. Только на жалованье высшим военным чинам (отставным генералам) из государственной казны было велено отпускать 50 тысяч рублей в год.

По двум указам Екатерины были впервые установлены пенсии за выслугу лет. Для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет. Право на получение пенсии предоставлялось лицам, отслужившим соответствующий срок и имевшим жалованье около 400 рублей в год. Причём назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным.

Перечень пенсионеров, претендующих на получение казённых пособий, определялся императрицей и был ограниченным по численности. А лицам, не включённым в тот или иной круг пенсионеров, приходилось ждать освободившейся вакансии. За время царствования Екатерины II пенсиями в России были охвачены большинство чинов, прослуживших не менее 20 лет. Ряд новых положений о пенсиях в XVIII веке затронул сферу казённого содержания иждивенцев. Так, например, при Екатерине II были повышены возрастные планки для детей: до 12 лет увеличен возраст сыновей и до 20 лет — дочерей, которые имеют право получать половину пенсии погибшего отца-военнослужащего. По достижении этого возраста мальчики должны были поступать в школу (на государственное попечение).Для дочерей,не вышедших замуж по достижении 21 года («по болезни или увечью», как уточнялось в царском указе), было предусмотрено право получать пенсию отца пожизненно.
К концу XVIII века пенсии стали появляться и в гражданских ведомствах. В числе первых они были установлены для служащих в Сибири. Позже — для служащих таможни, пожарных, медицинских, горных, лесных и учебных учреждений.

XIX век: первый в истории устав о пенсиях

190 лет назад, в декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Пенсии и пособия в России выплачивались и раньше, но, как отмечал сам Николай I: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определённости, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших». Впрочем, подготовка данного устава была начата ещё при Александре I, почти за десять лет до его принятия.
В последующие годы «Устав…» был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях» . Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX века.

Его отец – Маер Шульфер — был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

газета «Правда», № 211, 1937

XX век: пенсии стали получать не только чиновники, но и рабочие.

В последние годы существования Российской империи система пенсионного обеспечения по-прежнему оставалась избирательной и охватывала меньше ⅓ населения страны. Дополнительное пенсионное обеспечение за счёт взносов в так называемые эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало небольшую часть трудящихся: пенсионные кассы создавались в основном в госведомствах и на крупных промышленных предприятиях. При этом к началу века почти половину населения составляли сельские жители: по данным переписи 1897 г., их было больше 60 млн человек из 125 млн россиян. Но крестьяне никаких пенсий не получали как до, так и долгое время после революции.
А вот количество военных пенсионеров резко выросло с началом Первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было.
Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам».

Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, получал 50% пенсионного оклада. Фактически пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приёма на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет.При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.
Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Кроме того, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 летслужбы.
Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия. Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчёта пенсии были разделены на 9 разрядов.
В начале XX века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9 разряду) до 1 453 рублей (по 1 разряду). Для сравнения: заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.
Срок выслуги для военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников: в среднем25 лет для полного оклада пенсии и 20 лет — для 50%.

Смотрите так же:  Развод рук с гантелями лежа

Офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь. А для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, которые служили в отдалённых регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два,три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удалённости места службы. При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии

засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой. Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере ½ оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.
Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).
Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причём правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых».Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени его тяжести (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).
Также важно отметить, что офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, пенсии из инвалидного капитала назначались независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с восьмидесятых годов XIX века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах. В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев». Рабочие требовали распространить систему социального страхования на все категории, что стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения. В результате правительство приняло закон от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в нём, были довольно

ограниченными. Обязательное соцстрахование распространялось только на предприятия с численностью не менее 20 рабочих при наличии двигателя (парового или электрического) и 30 рабочих — при отсутствии двигателя. Поэтому закон охватил не больше 2,5 миллиона рабочих по всей стране. А значит, ещё 12 миллионов наёмных рабочих и служащих в России по-прежнему оставались без обеспечения по старости и инвалидности.
XX век (советский период): пенсии всем — от колхозников до членов ЦК КПСС
С приходом к власти большевиков пенсионное законодательство в стране изменилось. Уже в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Однако всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году. А крестьяне будут жить без пенсий вплоть до принятия в 1964 году закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов».
В период 1973–1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определённого трудового стажа.
Советские люди выходили на пенсию в 55 (женщины) и в 60 лет (мужчины) при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжёлых или вредных производствах, на Севере или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались ещё более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращённый необходимый стаж.
Размер пенсии зависел от зарплаты человека. При её назначении он мог выбрать, как её будут считать: возьмут среднюю зарплату за 12 последних месяцев работы или за любые5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.
Например, вот какие средние пенсии получали колхозники в РСФСР:

История пенсии в России

Понятие «пенсия» настолько прочно вошло в нашу жизнь, что начинает казаться, будто государство всегда было обязано заботиться о своих гражданах, достигших престарелого возраста. Более того, любые реформы в настоящее время, которые касаются увеличения пенсионного возраста, уменьшения размера обязательной части выплат или пересчета трудового стажа, воспринимаются людьми не иначе, как предательством со стороны государства, и вызывают страшное возмущение.

Однако всегда ли пенсионное обеспечение в России было обязательным и гарантируемым для всех слоев общества? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Древняя Русь – 1827г.

Первые упоминания о подобии пенсионного содержания относятся к древним временам. На основании летописей можно судить, что князья и воеводы заботились не только о функционировании и боеспособности людей из своих дружин, но и о назначении содержания им в случае ранения и при достижении старости. Однако в данном случае можно говорить лишь о собственной инициативе представителей высшего сословия – со стороны государства об этом пока не шло и речи.

Затем подобную эстафету потихоньку подхватили правители. Так, в 1663г., при царе Алексее Михайловиче, раненым назначались «лечебные» денежные выплаты, размер которых напрямую зависел от тяжести полученных увечий. Правда, было это далеко не на регулярной основе. Да и эти денежные выплаты могли быть заменены предоставлением поместья или прибавкой земель к уже имеющимся владениям.

Петр I продолжил и расширил данную традицию, издав указ «О пенсионе бывшим военным», в котором говорилось: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Однако, данный Указ по сути своей распространялся только на офицеров, у большинства из которых итак были поместья, приносящие им хорошее содержание. Поэтому в те времени нуждающихся в «пенсионе» было совсем не много.

Екатерина II в 1763г. повелела ежегодно отпускать из казны 50 000 рублей на пенсии отставному генералитету. К концу ее царствования сумма возросла уже до 300 000 рублей.

В 1803г. Александр I повелел в обязательном порядке выплачивать пенсию офицерам, ставшими инвалидами по ранению, при наличии 20-летней выслуги.

Таким образом, можно сделать вывод, что до 1827г. назначение и выплата пенсий зависели исключительно от воли монарха и назначались лишь высшему воинскому составу. О пенсионном обеспечении гражданских лиц государство не заботилось вообще.

Первое детально-проработанное пенсионное законодательство в России было принято при Николае I. 6 декабря 1827г. был издан указ, по которому все обладатели классных чинов, военные и гражданские, имели право на получение пенсии.

При этом гражданские чиновники, прослужившие 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада, 35 лет – в размере 100% оклада. Таким образом, фактически на полноценную выплату чиновник мог рассчитывать примерно к 60 годам, а этот возраст превышал среднюю продолжительность жизни в России на тот момент. Снижение пенсионного возраста предусматривалось только в случае болезни.

Также на пенсию имели право отставные офицеры. Для них сроки получения пенсии были меньшими, чем у чиновников: 25 лет выслуги – для полной пенсии, 20 лет – для пенсии в размере 50% оклада.

Интересен тот факт, что после смерти военного или гражданского чиновника, его пенсия пожизненно сохранялась за вдовой, а если ее не было – за сыном до 17 лет или за дочерью до 21 года, либо до ее замужества.

В 1883г. С.Ю. Витте предложил законопроект, который был принят в 1903г. Закон «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев» впервые акцентировал внимание на простых рабочих. Закон обязывал владельцев предприятий назначать содержание своим работникам в результате полученной ими травмы. Однако, на практике, выполнение данного законодательного акта зависело исключительно от воли самого владельца предприятия. В результате нередки были случаи, когда рабочий, потерявший трудоспособность, оказывался на улице без средств к существованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дореволюционной России пенсионное обеспечение начало свое формирование, но пока еще охватывало лишь незначительную часть населения – в основном тех, кто работал на само государство. Что касается простых рабочих, то данный вопрос перекладывался на плечи владельцев предприятий, что далеко не всегда приводило к нужным результатам.

После социалистической революции в пенсионном обеспечении стали осуществляться радикальные преобразования. Так, сначала были введены пенсии для инвалидов Красной армии, затем – для работников горнорудной и текстильной промышленности, потом – для научных работников и преподавателей. В пятидесятых годах пенсионная система сформировалась окончательно и просуществовала вплоть до самого распада СССР.

В то время пенсия назначалась мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии, соответственно, 25-летнего или 20-летнего стажа работы. При этом сам размер пенсионных отчислений составлял половину средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни.

Фактически, система пенсионного обеспечения представляла собой систему социального страхования, работавшую по принципу: все организации отчисляют государству налоги, из которых формируется бюджет страны. В свою очередь, из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды, включая строительство дорог, заводов и… выплату пенсий гражданам.

При этом даже самая большая пенсия не могла превышать суммы трех установленных законом минимальных размеров. Более того, в законодательстве не был прописан порядок индексации пенсионных выплат в случае увеличения стоимости жизни. Также не был прописан механизм изменения минимальной и максимальной пенсии. На фоне резкого снижения рождаемости и быстрого роста цен такая система неминуемо должна была прийти к проблеме нехватки денег для выплаты пенсий и падению уровня обеспеченности пенсионеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионное законодательство «для всех» сформировалось только в пятидесятых годах двадцать первого века, то есть совсем недавно.

Смотрите так же:  Нарушение целостности упаковки возврат

27 февраля, в 20-00
Вебинар расскажет о различных заблуждениях относительно профессии «финансовый советник»
Подробнее

Даст ВСЕ необходимые знания, навыки и умения для начала деятельности финансового советника в выбранном сегменте!
Подробнее

Пенсии в царской и современной России: что справедливее для людей

Нет таких людей, которые не мечтали бы об обеспеченной старости.

Некоторые в этом вопросе привыкли полагаться на себя, но абсолютное большинство предпочитает переложить эти заботы на плечи государства, тем более, что соцобеспечение граждан является одной из его главных функций. Недаром же мы делаем отчисления в пенсионный фонд, который потом станем обвинять во всех грехах, а его представители, в свою очередь, будут жаловаться на перманентные проблемы и необходимость немедленного реформирования.

При этом в качестве образца, как правило, приводятся зарубежные системы пенсионного обеспечения, но почти никогда не говорится об опыте прошлого. А, между тем, на каждом новом этапе общественного развития (как и во время выборов), забота о пенсионерах неизменно ставится во главу угла и поднимается на знамя.

О чем говорит опыт прошлого, когда в России действительно были пенсии справедливее — в царской или современной, разбирались аналитики раздела «новости России» журнала «Биржевой лидер».

Сироты, старики, инвалиды

В первые годы советской власти рассказывали про «ужасный» царский режим, при котором старость или вынужденная отставка неизбежно означала нищету. В хрущевское время критиковали сталинскую пенсионную систему, в брежневское – хрущевскую. Демократы-реформаторы, разваливая советскую модель соцобеспечения, называли пенсии «жалкими подачками» и обещали в недалекой перспективе вывести их на западный уровень. Впоследствии пенсии времен Ельцина в России вспоминали как кошмарный сон. Хотя в той же Украине само понятие «российская пенсия», начиная с 1992 года, пожилыми людьми воспринималось как недостижимая мечта. Так что в этом вопросе абсолютного критерия нет, все относительно, как во времени, так и в пространстве.

В старой России именно три группы людей — сироты, старики и инвалиды считались особенно нуждающимися, пояснил в интервью журналу «Биржевой лидер» ведущий канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский. Впрочем, как и во всем остальном мире. Государство мало заботилось о поддержке страждущих, возлагая такие обязанности в лучшем случае на Церковь, и то лишь в случае, если у них нет родственников. Правда постепенно власть предержащие стали брать на себя заботу о несчастных. Так, собственно, и выглядел общественный прогресс.

— царь Иван Грозный, например, издал указ «О милостыне«, в котором предписывалось построить в Москве богадельни для «престарелых и прокажённых».

— государь Федор Алексеевич распорядился построить в столице уже два подобных госпиталя.

— император Петр І и в этом вопросе пошел дальше своих предшественников. Реформатор приказал «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных». А пострадавших на войне солдат распорядился селить в монастырях и богадельнях, назначив им пожизненное жалование.

— Екатерина II постановила, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, которые должны были заниматься вопросами помощи неимущим. При Екатерине же в России появился первый приют для инвалидов. В большом количестве такие дома начали строить уже при императоре Николае І.

В конце ХІХ века в благотворительных учреждениях по всей России постоянно проживало около 500 тысяч человек.

От жалости к признанию заслуг и защите

Когда в России произошел промышленный переворот и стал появляться пусть немногочисленный, но все же рабочий класс, никто и не думал о защите прав наемных рабочих. «Прибыль – дороже всего» — гласил главный закон времен первичного накопления капитала. А, между тем, в стране появилась новая и очень значительная по размерам «группа риска», требующая по отношению к себе не меньше внимания, чем те же солдаты-инвалиды, сироты, вдовы или старики. Как известно, именно на защите прав рабочих и разрасталось в империи мощнейшее революционное движение.

— закон 1886 года запрещал «взимать с рабочих плату на врачебную помощь», но не обязывал её оказывать и распространялся не на все районы России.

— в 1901 года утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим казённых горных заводов и рудников, утративших трудоспособность.

— только в 1903 году в России удалось «продавить» закон об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Европе это давно считалось в порядке вещей.

Дореволюционные пенсии или Россия, которую мы потеряли

В 1827 году был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях крупным чиновникам и тем, кто занимал военные чины. Пенсии тогда давались только ограниченному числу служивших при дворе, некоторым высшим военным и полицейским чинам, причем размер финансовой помощи устанавливался в каждом отдельном случае лично самодержцем.

— окончательно дореволюционная система пенсионного обеспечения госслужащих сложилась во второй половине ХІХ столетия. Пенсии уволенным в отставку чиновникам, а также пособия их вдовам и сиротам выплачивались из средств так называемых эмеритальных касс, фонды которых формировались из обязательных отчислений от жалованья. Но работающие категории населения, то есть пролетарии и, конечно же, крестьяне ни на какую пенсию рассчитывать не могли.

— наконец, в 1912 году принимаются законы «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании от несчастных случаев», положившие основы цивилизованных отношений на производстве. Собственно, именно этот закон и породил миф о прекрасном пенсионном обеспечении в царской России. Многие либералы и просто любители «старорежимщины» сейчас его активно раздувают, утверждая, что при царе-батюшке рабочим жилось как в раю, а за Лениным они пошли просто по недомыслию.

Пенсии лучше, чем в Америке

Сторонники «прекрасного прошлого» утверждают, что царская Россия был чуть ли не социальным государством. По состоянию на 1914 год право на госпенсию по выслуге лет имели практически все, кого сейчас принято называть бюджетниками, а именно:

— чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;

— офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;

— учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;

— ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;

— врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;

— последними право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казенных заводов.

Также в некоторых сферах, например на железной дороге, отставнику выплачивалась значительная сумма из кассы взаимопомощи, при условии, что он сам не менее 10 лет делал в нее взносы.

Получать полный оклад или пенсию в размере зарплаты можно было лишь после 35 лет безупречной службы. После 25 лет полагалось пол оклада. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет — треть.

За государственные награды назначались отдельные льготы.

А, может быть, не все было так хорошо до 17 года?

Американский президент Тафт в 1912 году публично назвал российское социальное страхование и рабочее законодательство лучшим в мире. Возможно, так оно и выглядело по сравнению с американским, но до совершенства российскому трудовому законодательству было еще ой как далеко:

1. Все эти чудесные нововведения на многие категории рабочих вообще не распространялись, охватывая лишь 15% от числа всего пролетариата. Социальное страхование касалось только людей, работающих на предприятиях с числом рабочих не менее двадцати при наличии двигателя (парового или электрического) или тридцати — при отсутствии двигателя. То есть примерно 2,5 миллионов рабочих из 14-миллионной армии российских пролетариев.

2. Социальное страхование совершенно не распространялось на такие категории трудящихся, как транспортные рабочие, домашняя прислуга, торгово-промышленные служащие.

3. Абсолютно не были защищены права сельского пролетариата, то есть батраков.

4. 3/5 страхового взноса падали на плечи самих же рабочих (то есть изымались из его зарплаты) и только 2/5 — на работодателя.

5. Толкование понятия «несчастный случай» оставалось слишком ограниченным, отсутствовала компенсация при профессиональном заболевании или безработице. Периодические выплаты часто заменялись единовременным пособием и т.д.

6. Средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах несколько выше), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей. Так что пенсия в размере полного оклада, а она была возможна только после 35 лет работы, совсем не была путевкой в счастливую старость.

7. Кроме того, пенсию, равно как и другие виды социальной помощи, рабочий или служащий мог получить лишь в случае «безупречной» службы. Если же ему не повезло быть уволенным «без содержания», то есть по статье, он оставался один на один со своими проблемами. А если мы вспомним, какой размах приняло в начале ХХ века в России забастовочное и стачечное движение, то легко сможем представить, что далеко не все рабочие дождались пенсии. Многих и очень многих просто выкидывали на улицу без всякого выходного пособия, лишая их тем самым возможности «безупречно» отслужить или отработать те самые 35 лет.

Устав о промышленном труде 1913 года несколько урегулировал спорные вопросы, но все же российское трудовое законодательство оставалось совсем не самым лучшим в мире.

Чем отличаются пенсии граждан России и Украины от пенсионного обеспечения в других странах

Экономический кризис в мире дал толчок тому, что во многих странах мира принято решение увеличить пенсионный возраст, пояснил Евгений Ольховский, так:

– в Италии и Франции до 67 лет,

– в Германии до 67 лет

– в Великобритании – до 68 лет, и т.д.

Но,с другой стороны, с точки зрения пенсионера важно не когда можно выйти на пенсию, а во сколько лет он ее будет получать:

Смотрите так же:  Нотариус в немчиновке

Как видим из представленной таблицы, самыми высокими пенсиями могут гордиться пенсионеры одних из самых развитых стран мира:

— Дании — 2800 долларов США в мес.;

— Финляндии — 1900 долларов США/мес.;

— Норвегии — 1542 долларов США/мес.;

— Израиля — 1350 долларов США/мес.;

— Германии — 1200 долларов США/мес.

Самые низкие пенсии в развивающихся странах:

— Грузии — 40 долларов (при курсе доллара к грузинскому лари сумма составляет 66 GEL);

— Узбекистане — 55 долларов (при курсе доллара к узбекскому сому 1 USD = 1938.5946 UZS 106 590UZS);

— Молдова — 80 долларов (1USD=12,38MDL или 990 молдовских леев);

— Аргентина — 96 долларов США (1 доллар равняется 4,96 аргентинским песо или 496ARS);

— Литва — 128 долларов США (1 доллар равняется 2,68 литовских лита).

Что касается возраста для получения пенсии, то он в некоторых странах СНГ уже стал выше. Например, в Молдове мужчины с 2008 года идут на пенсию в 65 лет. В Эстонии — мужчины в 63 года, а женщины – в 60 с половиной лет, и планируется пенсионный возраст женщин поднять к 2016 году до 63 лет. А к 2026 году поднять пенсионный возраст и женщинам, и мужчинам до 65 лет. В Латвии выходят на пенсию в 62 года. В Литве – в 62,5 года. В Казахстане, Киргизии и Таджикистане мужчины – в 63 года, женщины – в 58 лет.

Пенсии в России от Николая II
до Путина

20 — 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 — 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов — 1,5% от населения страны — получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности — около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 — 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее — только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы — доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 — 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка — 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 — 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели — фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 — 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими — вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию — учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся — правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником — обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия — средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей — половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 — 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 — 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий — местного (областного и республиканского) и союзного значения — от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми — в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 — 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.

Читайте так же:

  • Увольнение с госслужбы по достижению предельного возраста Увольнение с госслужбы при достижении предельного возраста у меня срочный контракт заключен с формулировкой " до достижения предельного возраста нахождения на госслужбе, до 1 августа 2017 года". Мне будет 60 лет. Меня могут уволить 1 августа, или контракт продлевается […]
  • Пенсия в колхозах Советские колхозники без пенсий Советские крестьяне, составлявшие в сталинское время большинство населения, были лишены пенсий. Пенсии колхозникам начали платить только в середине 1960-х, но и эти выплаты были в разы меньше, чем у горожан - всего 12-20 рублей в […]
  • Какой стаж нужен для пенсии для мужчин 2019 Таблица повышения пенсионного возраста 3 октября 2018 года Владимир Путин подписал закон № 350-ФЗ о внесении изменений в пенсионное законодательство. С 1 января 2019 года в действие вступила новая пенсионная реформа, согласно которой возраст выхода на пенсию будет […]
  • Общий стаж работы по найму ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 октября 2016 В соответствии с новым пенсионным законодательством одним из основных факторов, определяющих право на […]
  • Кому предоставляется социальная пенсия ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. В Российской Федерации социальные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ*.Указанные пенсии […]
  • Увеличится ли социальная пенсия в 2019 году ПФР сообщил на сколько повысят социальные пенсии в 2019 году: смотрите таблицу с новыми размерами Многие граждане получают не страховые, а социальные пенсии. Они полностью платятся из бюджета России. Нам стал известен коэффициент индексации этих пенсий и сроки […]