Отчет экологический налог

Оглавление:

Кто платит экологический сбор с 2018 года: разъяснение

Бухгалтеры интересуются тем, кто платит сбор с 2018 года. Разъяснение об этом содержится в данной статье. Это может пригодиться организациям и ИП. Также вы узнаете о сроках уплаты экологического сбора в 2018 году и особенностях заполнения платежного поручения на уплату.

Кто должен платить «за экологию» в 2018 году?

Экологический сбор – это платеж, уплата которого регулируется статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Никакого отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Но кто платит экологический сбор с 2018 году? Разъяснение простое:

Важно отметить, что от внесения платы в виде «эко сбора» освобождены производители и импортеры, если они сами утилизируют вредные отходы. Однако утилизация – это очень сложная и дорогостоящая процедура и лишь средний и крупный бизнес может позволить себе такую «роскошь». Большинству проще заплатить экологический сбор в 2018 году и не заниматься никакой утилизацией.

Существуют льготы по уплате экологического сбора при закупке и производстве упаковочных материалов. Так, допустим, освобождены от уплаты экологического сбора компании:

  • производящие упаковку и продающие ее другим организациям;
  • импортирующие упаковку не для реализации потребителям, а для собственных нужд.

Также обратим внимание: экологический сбор не является платой за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на то, что названия схожи – это два разных вида платежей, и для каждого установлен свой порядок уплаты.

Новый перечень применяйте только с 2018 года

Как мы же сказали, Перечень товаров, которые попадают под сбор, утвердило Правительство РФ своим распоряжением от 28.12.2017 № 2970-р. Это относительно новый документ. Он состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств», включает 46 групп товаров. В данном разделе для каждого товара приводится наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование позиции по ТН ВЭД ЕАЭС, категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает 8 групп товаров. Для товаров в данном разделе указывается наименование упаковки товаров, материал упаковки, буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использовани

Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.

Список групп товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:

  • Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
  • Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»
  • Группа № 3 «Спецодежда»
  • Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»
  • Группа № 5 «Белье нательное»
  • Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
  • Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
  • Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
  • Группа № 9 «Тара деревянная»
  • Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
  • Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
  • Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
  • Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
  • Группа № 14 «Нефтепродукты»
  • Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
  • Группа № 16 «Изделия из резины прочие»
  • Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
  • Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
  • Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
  • Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
  • Группа № 21 «Стекло полое»
  • Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
  • Группа № 23 «Тара металлическая легкая»
  • Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
  • Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»
  • Группа № 26 «Техника бытовая электронная»
  • Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
  • Группа № 28 «Аккумуляторы»
  • Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»
  • Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
  • Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»
  • Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
  • Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
  • Группа № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
  • Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
  • Группа № 36 «Услуги по изданию газет»

Экологический налог: кому, когда и сколько платить?

Минфин опубликовал проект поправок в НК РФ, согласно которым компании начнут платить экологический налог. «Расчет» поговорил с Викторией Поповой, руководителем проектов по управленческому учету департамента консалтинга, экспертизы и аудита КСК групп, и узнал, что именно предлагает ведомство, как компании будут рассчитывать новый налог и кому поручено его администрировать.

Вопрос неналоговых платежей, их количества, качества администрирования обсуждается в стране уже продолжительное время. В конце концов власти приняли решение преобразовать часть этих выплат в налоговые. Задача изменений, в том числе, – передать функции по сбору платежей в ФНС и, как результат, увеличить собираемость налога. «Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Расскажите подробнее, о каком проекте введения экологического налога идет речь.

Министерство финансов рассматривает поправки к Налоговому кодексу в части создания нового налога – экологического. Проект готовится по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева от 16 марта 2018 года № ДМ-П13-10. Финансовое ведомство предлагает ввести новую главу в части 1 и 2 Налогового кодекса. Публичное обсуждение проекта завершилось 31 августа 2018 года.

По сути новый налог – это реализация плана властей о переводе части неналоговых платежей в налоговые. Это так?

Совершенно верно. Планируется заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В рамках систематизации неналоговых платежей Минфин упорядочивает платежи, не имеющие признаков налога. Уплачивающийся сейчас экологический сбор должен плавно «превратиться» с 2020 года в экологический налог. Минфин хочет упорядочить неналоговые платежи и ужесточить меры по их неуплате. Увеличение налогового бремени экологическим налогом не предусмотрено.

Изменятся ли ставки сбора или останутся прежними?

Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты. Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится. Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Налоговые ставки разделяются по группам:

  • за выбросы загрязняющих веществ в воздух стационарными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Ставка будет рассчитываться исходя из 1 т загрязняющих веществ (отходов производства и потребления).

Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты. Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится. Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

С 2021 года для стимулирования уменьшения выбросов власти введут коэффициенты. Самый высокий коэффициент 100 будет применяться за превышение установленных объемов или массы вредных выбросов. И наоборот, сумму налога можно уменьшить, если были расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Увеличится или уменьшится количество компаний, обязанных платить экологический налог?

Плательщиками налога остаются организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Трудно оценить изменение количества компаний, обязанных платить этот налог. Сложность оценки связана с развитием рынка, появлением новых технологий к 2020 году. Сейчас сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Конечно, хотелось бы сокращения количества компаний, которые будут платить экологический налог. Ведь никакие деньги не обеспечат сохранения хорошей экологии на территории страны.

Смотрите так же:  Налог за покупку квартиры в 2019 году

Изменится ли получатель платежей?

Изменится. Сейчас НВОС платится в Росприроднадзор. Плата перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора, по месту нахождения которого расположен стационарный источник выбросов (сбросов), зарегистрирован передвижной объект негативного воздействия или находится объект размещения отходов. В будущем плательщикам экологического налога необходимо будет зарегистрироваться в ФНС и оплачивать сбор уже туда. При этом изменятся не только реквизиты получателя, но и КБК платежа.

Изменится ли порядок уплаты налога?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологический налог одинаковы. Изменений новым законом не предусмотрено. Отчетным периодом по плате сбора за негативное воздействие и экологическому налогу остается календарный год. Будут так же платиться квартальные авансовые платежи; итоговую сумму платы нужно перечислить в бюджет по итогам года. Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год. Величину доплаты по итогам года можно определить как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года.

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Экологические платежи в 2018 году

ekologicheskiy_sbor.jpg

Похожие публикации

Экологический налог не представлен в Налоговом кодексе как отдельный вид платежа в бюджет. Он подразумевает взимание с субъектов хозяйствования определенных сумм за нанесение вреда окружающей среде или за потенциальную угрозу природе. Платежи осуществляются в форме экологического сбора и НВОС (платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Экологические платежи контролируются Росприроднадзором. Этому государственному органу предоставлены полномочия по разработке и утверждению отчетных форм. Налог на экологию регулируется такими правовыми документами:

  • Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;
  • Законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ об отходах потребления и производства;
  • Правительственными постановлениями, которыми установлены тарифы и перечни объектов, попадающих под обложение экоплатежами.

Экологические платежи в 2018 году: кто платит

Суть экологического сбора раскрывается в ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Он представляет собой источник неналоговых поступлений в бюджет. К группе его плательщиков относятся:

  • производители товарной продукции и упаковки;
  • импортеры товарных изделий, упаковочных материалов.

Такие экологические платежи в 2018 году могут осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Главный критерий деления субъектов хозяйствования на плательщиков и неплательщиков – наличие конкретного товара или упаковочного материала в перечне, утвержденном Правительством РФ (с января 2018 года действует правительственное Распоряжение № 2970-р от 28.12.2017 г.). Сбор взимается в отношении групп изделий и упаковки, которым после завершения периода их эксплуатации требуется утилизация. Тем, кто производит полную утилизацию самостоятельно с соблюдением требуемых нормативов, платить сбор не нужно.

Налог за загрязнение окружающей среды (плата за НВОС) установлен ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Его обязаны платить юридические лица и ИП, если у них имеются объекты, загрязняющие воздух или водные ресурсы. Платеж обязателен и при размещении производственных и бытовых отходов. Не относятся к категории плательщиков лица, которые осуществляют деятельность только с объектами четвертой – самой низкой группы опасности.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются по ставкам, зафиксированным в правительственном Постановлении от 13.09.2016 г. № 913. При произведении подсчетов платы за НВОС необходимо учитывать, что выбросы от транспортных средств не считаются объектом обложения экологическими сборами. Платежи осуществляются поквартально авансовыми перечислениями, итоговая сумма обязательств выводится раз в год. Авансовые платежи равны 25% от годовой суммы платы НВОС за предшествующий период.

Как рассчитать экологический налог

Экологический сбор

Величина ставок по экологическому сбору приведена в правительственном Постановлении от 09.04.2016 г. № 284, а нормативы утилизации установлены в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р. Расчет экологических платежей применительно к сбору производится по формулам:

  • Ставка сбора х Масса товарной единицы (или количество товарных единиц) х Утилизационный норматив (такой алгоритм вычислений используется для товаров).
  • Ставка сбора х Масса упаковочного материала, изготовленного в РФ х Норматив утилизации (применяется для выведения суммы сбора по упаковочной таре).

Как рассчитать экологический сбор, если:

  • предприятие занимается производством деревянной тары;
  • объем изготовленной продукции в 2018 году равен 25 т.

За 2018 год компания должна будет заплатить сбор в сумме 7665 руб.:

  • по перечню Распоряжения № 2971-р эти изделия отнесены в группу 9;
  • ставка утверждена на уровне 3066 руб. за каждую произведенную тонну товара;
  • процентный норматив на 2018 год зафиксирован в размере 10% (на следующий год он должен вырасти до 15%, а к 2020 году заложено его увеличение до 20%).

Расчет: 3066 х 25 х 10% = 7665 руб.

Экологический налог (плата за загрязнение окружающей среды) базируется на значении объема отходов или осуществляемых выбросов в окружающую среду (перечень, утв. Постановлением № 913). Формула, по которой рассчитываются обязательства субъектов хозяйствования:

Платежная база по отдельному загрязняющему элементу в соответствии с Перечнем х Ставка платежа х Коэффициенты.

Итоговый годовой платеж высчитывается за минусом произведенных в налоговом периоде авансовых перечислений.

В 2017 году суммарный экологический налог для организаций был начислен в объеме 146 500 руб. Исходя из этого, определим размер авансовых платежей по НВОС в 2018 г.

Ежеквартальные авансовые перечисления в 2018 году будут равны 36 625 руб. (146 500 х 25%).

Допустим, по результатам 2018 года общие обязательства составили 138 000 руб. Уплате по итогам 2018 г., с учетом авансовых платежей, подлежит 28 125 руб. (138 000 – (36 625 + 36 625 + 36 625).

Кому полагается платить экологический сбор и сколько

Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.

Что представляет собой экологический сбор?

Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:

  1. Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
  2. Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.

То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.

ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.

Законодательная база по экологическому сбору

При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

  • Экономическое положение страны.
  • Класс опасности отходов.
  • Сложность утилизации.

Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

  • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
  • Одежда – 11 791.
  • Товары из дерева – 3 066.
  • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
  • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
  • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
  • Товары из резины – 8 965.
  • Товары из пластика – 3 844.
  • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
  • Товары из стекла – 2 858.
  • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
  • Металлическая тара – 2 423.
  • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
  • Приборы для освещения – 9 956.
  • Шины и покрышки – 7 109.
  • Ручной инструмент – 26 469.
  • Газеты и журналы – 2 378.

Ставка указана в рублях за тонну продукции.

Рассчитываем размер экологического сбора

ЭС рассчитывается по следующей формуле:

  • С – ставка;
  • М – масса утилизируемых товаров;
  • Н – норматив переработки.

ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.

Смотрите так же:  Адвокат незнанова

Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:

7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.

Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:

7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.

Кто уплачивает ЭС?

Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

Кто не платит экологический сбор?

Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
  • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

Куда перечислять деньги и в какие сроки?

ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.

Что делать при переплате?

Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

Сопутствующая отчетность

Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Экологический налог в России в 2019 году

Министерством финансов подготовлен новый законопроект, согласно которому в России в 2019 году появится новый экологический налог. Точнее в следующем году планируют только рассмотреть разработанный проект и внести в него возможные поправки, хотя впервые разговоры о нем начали ходить еще 2 года назад. Толчком для таких решительных действий стало обращение бизнесменов к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой систематизировать неналоговые платежи.

Если депутаты поддержат инициативу Минфина, с 1 января 2020 года юридическим и физическим лицам придется платить экологический налог. Главной целью введения новых взысканий является улучшение экологической ситуации, снижение загрязняющих выбросов и сбросов в окружающую среду. Авторы законопроекта считают, что изменения в Налоговом Кодексе станет отличным стимулом для предприятий внедрять технологии, направленные на снижение нанесения вреда природе в процессе их деятельности. Это поможет сократить размер налога, а значит, имеет финансовую выгоду.

Кто и за что будет платить?

Платить экологический налог, если его примут в 2019 году, придется организациям и предприятиям, а также физическим лицам, которые занимаются индивидуальным предпринимательством, осуществляют хозяйственную или другую деятельность. Облагаться налогом будут:

  • выбросы, попадающие в атмосферу в процессе производства;
  • сбросы, которые загрязняют реки и водоемы;
  • стоки и другие загрязняющие вещества;
  • отходы, образующиеся в результате добывающего или перерабатывающего производства.

В целом новый налог заменит старые платы за выбросы и сбросы, но механизм уплаты планируют усовершенствовать. К тому же за неуплату будет предусмотрен штраф, поэтому предпринимателям и предприятиям уклоняться от налога будет невыгодно.

Важно! Освобождаться от налоговых взысканий будут только те предприятия, в процессе деятельности которых образуются исключительно твердые коммунальные отходы. Дополнительные траты в таком случае будут ложиться на плечи служб, которые занимаются утилизацией твердых отходов.

По словам экспертов, механизмы уплаты экологического налога требуют еще серьезной доработки и улучшения. Дело в том, что пока не предусмотрены каналы, по которым деньги от государства будут поступать к утилизационным заводам. Это только один из нюансов, а их довольно много, поэтому законопроект требует не только рассмотрения, но и доработки.

Сколько придется платить?

Если в 2019 году окончательно введут экологический налог, рассчитываться его размер будет по определенной формуле. Размер уплаты будет зависеть от следующих факторов:

  • объема и массы выбросов, сбросов или отходов;
  • их токсичности и опасности для окружающей среды;
  • установленных нормативов и др.

Ныне уже предусмотрены фиксированные ставки за некоторые виды веществ, загрязняющих окружающую среду:

  • аммиак – 138,8 за 1 тонну;
  • сероводород – 686,2 руб. за 1 тонну;
  • диоксида азота – 138,8 руб. за 1 тонну и др.

Довольно сильно могут вырасти расходы у предприятий, которые загрязняют окружающую среду ртутью или свинцом, а также соединения этих тяжелых металлов. За каждую тонну этих веществ придется заплатить более 18 тыс. рублей. Общая политика законопроекта заключается в следующем: чем опаснее вещество для окружающей среды, в частности для человека, тем больше придется платить за его попадание в воздух, воду или грунт.

Важно! Для предприятий, которые находятся на территории регионов с усиленной охраной природы, дополнительно будет учитываться коэффициент при подсчете суммы к уплате.

Особенности налогообложения

Известно, что декларацию в местные органы Федеральной Налоговой службы организации и предприниматели должны будут подавать самостоятельно по истечению каждого налогового периода. Все действия можно выполнить через интернет. Достаточно зайти в систему Росприроднадзора, заполнить отчет и загрузить документы на сайт. Такой способ отправки документов не только экономит время, но и позволяет зафиксировать дату и время отправки. Подобная информация может пригодиться в случае судебных разбирательств, если документы не загрузились из-за сбоя в системе или по другим причинам.

В тоже время обычные люди не покидают надежды, что новый законопроект будет доработан и усовершенствован с учетом потребностей простых граждан.

Смотрите видео о введении экологического налога вместо транспортного:

Экологический налог в 2019 году — сроки уплаты, ставки

Экологический налог пока еще не упоминается в Налоговом кодексе РФ, хотя некоторые виды платежей могут попадать под это понятие. Что собой представляет экологический налог и какие существующие в России сборы могут охарактеризовать данное словосочетание, рассмотрим в нашей специальной рубрике.

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Смотрите так же:  Отзыв нотариальная доверенность

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.

Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:

Экологический налог 2017–2018

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса

  • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2018, оплату необходимо произвести 06.08.2018.
  • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2018, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 21.05, 20.06, 20.07, 20.08, 20.09, 22.10, 20.11, 20.12.2018 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
  • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 12.11.2018, платеж нужно произвести до 20.12.2018

Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды

  • I кв. — до 20.04.2018;
  • II кв. — 20.07.2018;
  • III кв. — 22.10.2017;
  • IV кв. — 21.01.2019

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых

  • январь — до 26.02.2018;
  • февраль — 26.03.2018;
  • март — 25.04.2018;
  • апрель — 25.05.2018;
  • май — 25.06.2018;
  • июнь — 25.07.2018;
  • июль — 27.08.2018;
  • август — 25.09.2018;
  • сентябрь — 25.10.2018;
  • октябрь — 26.11.2018;
  • ноябрь — 25.12.2018;
  • декабрь — 25.01.2019.

Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте здесь

Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.

  • физлица за 2017 год до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ.

Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.

  • физлица за 2017 год — до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в местных НПА.

Как осуществить уплату экологического сбора

Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:

При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.

О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.

Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть здесь.

Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.

По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:

  • при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
  • при организации сбросов загрязняющих веществ.
  • при размещении отходов.

ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.

Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:

О повышении с 2019 года ставок платы за НВОС см. здесь.

Важно также обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?

Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).

По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2018 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2018 и 20.01.2019. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.

Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.

Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.

О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».

Читайте так же:

  • Нотариус южное шоссе 89 тольятти Нотариус Сергина Н.А. Спасибо за сообщение. Нотариус Сергина Н.А. занимается: брачными договорами по невысокой стоимости, нотариальными услугами, услугами нотариуса по низкой цене, депозитом нотариуса, вызвать на дом нотариуса, оформлением у нотариуса, генеральной […]
  • Судебная практика по алиментам на содержание супруги Назначенные алименты на содержание жены Жизнь в браке может быть или очень счастливой, или же сопровождаемой множеством трудностей. Почти никто из женщин, выходя замуж, не думает о том, что нужно составить брачный договор, которым будет определен финансовый порядок в […]
  • Приказ по метрологии в лпу Метрологическое обеспечение учреждений здравоохранения Организация и осуществление метрологического обеспечения учреждений здравоохранения. Состояние и основные направления работ по обеспечению единства измерений происходят в рамках реализации: Федерального закона от […]
  • Договор поручительства на забалансовом счете Учет на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" В свете изменений Инструкции №157н по Приказу Минфина РФ от 29.08.2014г. №89н многих бухгалтеров волнует вопрос учета на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Действительно, […]
  • 89 статья ук Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему 1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности […]
  • Как оформить опекунство по старости Оформление опекунство над пожилым человеком в 80-летнем возрасте: документация Часто люди в преклонном возрасте не способны заботиться сами о себе. Оформленная опека над человеком, которому более 80 лет, позволяет ухаживать за ним, не нарушая закон. Опекунство […]