Октябристы программные требования

Октябристы программные требования

Партия октябристов («Союз 17 октября») возникла в ноябре 1905 г. и придерживалась позиции умеренно консервативного либерализма. Ее социальную основу составляли крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, часть помещиков и деловой интеллигенции. Лидеры: П. А. Гейден, А. И. Гучков, М. В. Родзянко, М. А. Стахович, Н. А. Хомяков, Д. Н. Шипов и др. Летом 1917 г. партия октябристов прекратила свое существование.

Воззвание (программа) «Союза 17 Октября»

Высочайший манифест 17-го октября 1905 года , являющийся дальнейшим развитием закона 6 августа 1905 г. о Государственной думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с Царем, в государственном строительстве. Народному представительству, прочно опирающемуся на широкие народные массы, черпающему свою силу, силу знания нужд народных и силу своего авторитета из общего избирательного нрава, манифест представляет выдающееся влияние в делах законодательства и управления страной. Как непременное условие для осуществления этих прав политической свободы и для упрочения начал гражданской свободы устанавливаются в качестве основных элементов правового строя неприкосновенность личности, свобода совести, слова, .печати, собраний и союзов. Таким образом, манифест 17 октября знаменует собою величайший переворот в судьбах нашего отечества: отныне народ наш становится народом политически свободным, наше государство — правовым государством, а в наш государственный строй вводится новое начало — начало конституционной монархии.

Новый порядок, призывая всех русских людей без различия сословий, национальностей и вероисповеданий к свободно-политической жизни открывает перед ними широкую возможность законным .путем влиять на судьбу своего отечества и предоставляет им на почве права отстаивать свои интересы, мирной и открытой борьбой добиваться торжества своих идей, своих убеждений. Новый порядок вместе с тем налагает на всех, кто искренне желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой и революционные потрясения, священную обязанность в настоящий момент, переживаемый нашим отечеством, момент торжественный, но полный великой опасности, дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17 октября, настоять на возможном скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной властью с прочными гарантиями их незыблемости и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.

Какие бы разногласия не разъединяли людей в области политических, социальных и экономических вопросов, великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, но и самому существованию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая найдет опору в доверии и содействии народа и которая одна только в состоянии путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.

С этой целью на почве признания начал, возвещенных в Высочайшем манифесте, образуется союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии, программа коих в основных чертах совпадает с программой союза. Союз этот получает наименование «Союз 17 октября» и провозглашает следующие основные положения.

1. Сохранение единства и нераздельности российского государства

Положение это обязывает признать, что жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания является ограждение единства ее политического тыла, сохранение за ее государственным строем исторически сложившегося унитарного характера. Вместе с тем положение это обязывает противодействовать всяким предположениям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств. При широком развитии властного самоуправления на всем пространстве Империи, при прочно установленных основных элементах гражданской свободы, при участии равно всех русских граждан без различия национальности и вероисповеданий в создании правительственной власти, при признании отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах, допустимых идеей государственности и интересами других национальностей, такое положение, отрицающее идею федерализма в применении к русскому государственному строю, вполне допускает объединение отдельных местностей Империи в областные союзы для разрешения задач, входящих в пределы местного самоуправления, и нисколько не препятствует местным особенностям и интересам различных национальностей найти себе выражение и удовлетворение в законодательстве и управлении, основанных на признании безусловного равенства в правах всех русских граждан. Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное государственное автономное устройство при условии сохранения государственной связи с Империей.

2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанном на общем избирательном праве

Это положение обязывает к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение, далее, призывает к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и управлении страной.

Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом в изменившихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер. Прежний неограниченный Самодержец, всемогущий по идее, но связанный в действительности всеми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности от всего народа, становится конституционным Монархом, который, хотя и находит пределы своей воли в правах народного представительства, но в самом единении с народом, в союзе с землей, в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую высокую задачу быть верховным вождем свободного народа. Являясь в народном сознании по прежнему воплощением государственного единства, служа неразрывной связью преемственно сменяющихся поколений, священным стягом, вокруг которого в минуту грозной опасности собирается народ русский, монархическое начало отныне получает новую историческую миссию величайшей важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и местными интересами, над односторонними целями различных классов, сословий, национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое предназначение — явиться умиротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и социальной, для которой открывается ныне широкий простор провозглашением политической и гражданской свободы. Укрепление в русской политической жизни этих начал, противодействие всякому посягательству, откуда бы оно ни шло, на права Монарха и на права народного представительства, как эти права определяются на почве манифеста 17 октября, должно входить в задачи «Союза». Только этим путем, путем единения Монарха с народом может быть создана та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир.

3. Обеспечение гражданских прав

В политически свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода, создающая единственно надежную основу для всестороннего развития как духовных сил народа, так и естественной производительности страны. Манифест 17 октября на первое место ставит дарование незыблемых основ гражданской свободы. Развитие и укрепление этих начал в законодательстве и правах составляет одну из главнейших задач Союза.

Сюда входит прежде всего: свобода вероисповеданий, свобода слова, устного и печатного, свобода собраний и союзов. Сюда же относятся обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свободы приобретения собственности и распоряжения ею. Гражданская свобода предполагает также неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан. Все эти права, огражденные законом, имеют один естественный предел в правах других граждан и в правах общества и государства. Никто не может быть арестован, подвергнут какому-либо насилию, обыску, лишению имущества и т. п. без постановления соответственной судебной власти. Всякое лицо, задержанное по какому-либо обвинению, должно в точно определенный и кратчайший срок, например, в 24 часа в городах, быть представлено судебной власти или освобождено. Для ограждения всех этих прав от посягательств, как со стороны частных лиц, так и со стороны лиц должностных, они должны быть поставлены под защиту уголовных законов, при этом должна быть установлена судебная ответственность должностных лиц, каково бы ни было их положение.

4. Неотложность созыва Государственной думы

Дальнейшее развитие политических форм должно находиться в органической связи со всей предшествующей исторической жизнью России. Созыв, как того требуют некоторые партии, учредительного собрания, собственною властью определяющего свою компетенцию, предполагает как бы отсутствие всякого правительства, заключает в себе полный разрыв связи с прошедшим и поведет к пересмотру таких начал нашего политического и общественного быта, кои не могут быть поколеблены без тяжелого революционного потрясения всей страны.

Обусловленная этим отсрочка в созыве Государственной думы отдалит на неопределенное время восстановление нормального хода государственной жизни и законодательной работы, а вместе с тем и разрешение некоторых неотложных вопросов, связанных с жизненными интересами широких масс населения. В виду этого Союз высказывается против созыва учредительного собрания, которое только отдалит столь желанный час успокоения страны.

Государственная дума первого призыва должна взять на себя проведение ближайших на очереди политических реформ, направленных к усовершенствованию народного представительства, как-то: пересмотр положения о Государственной думе, избирательного закона и т. п. Наряду с этим она должна приступить к разрешению таких насущных вопросов экономических, социальных и иных, неотложная необходимость разрешения коих выдвинута самою жизнью.

Приступив к органической созидательной работе, Государственная дума, по мнению Союза, должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие вопросы первостепенной государственной важности:

а) крестьянский вопрос

Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлены меры к решительному и бесповоротному приобщению крестьян к полноте гражданских прав наравне с остальными гражданами. Сюда относятся: отмена исключительных законоположений, юридически принижающих податные сословия, отмена административной опеки, признание мирского землевладения институтом гражданского права. Помимо настойчивых государственных забот в поднятии производительности земледелия, мерами к подъему благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению, признание государственных и удельных земель, фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание черезполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельности владений, и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью;

Смотрите так же:  Можно подать в суд на букмекерскую контору

б) рабочий вопрос

Рабочий вопрос является в настоящее время одним из самых острых вопросов и имеет все права на особенные заботы со стороны Государственной думы. Он не может быть, однако, решен удовлетворительно в интересах самого же рабочего или без поддержки промышленности вообще: только правильно развивающаяся промышленность страны может обеспечить рабочего. Союз полагает, что Дума должна поставить себе общую задачу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о рабочих в соответствии с местными особенностями отдельных производств с началами, принятыми в этой области в наиболее просвещенных промышленных государствах. Сюда также относятся меры по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей в особо вредных для здоровья производствах.

Вполне признавая свободу профессиональных союзов и свободу стачек как средств защиты рабочими своих интересов, следует, однако, признать необходимым законодательным путем регулировать условия этой экономической борьбы. Для этого, с одной стороны, должен быть выработан ряд действительных мер к устранению случаев насилия над личностью и посягательства на имущество, как способ принуждения к вступлению в союз или к участию в стачке, а с другой стороны, должны быть выделены в особую группу такие производства, предприятия и учреждения, от коих зависит жизнь и здоровье населения, важные общественные и государственные интересы, безопасность государства, интересы обороны, а условия работы и службы в Таких отраслях, за которыми должно быть признано государственное значение, должны быть подчинены особым узаконенным, ограждающим интересы рабочих и служащих, но подчиняющим их высшему государственному интересу;

в) развитие и укрепление начал местного самоуправления

Необходимым условием для обновления политической и общественной жизни России и для полного проведения провозглашенных манифестом начал свободы, является преобразование местного земского и городского самоуправления с расширением его прав и круга деятельности, с приданием ему должной самостоятельности и упразднением административной опеки, с устройством мелкой земской единицы, с устранением сословности. с распространением начала самоуправления, по возможности, на всей местности Империи и с привлечением к участию в самоуправлении возможно широкого круга лиц. Участие в обновленном самоуправлении будет лучшей школой политической свободы для народа;

г) заботы о народном образовании

Имея в виду, что лишь при повышении умственного уровня народа и при распространении в его среде образования можно ожидать, что он достигает и политической зрелости и хозяйственного благосостояния, что сама судьба выполняемой ныне политической реформы в значительной мере зависит от степени сознательности, с которой население отнесется к осуществлению дарованных ему прав. Союз высказывается за то. чтобы нужды народного просвещения были выдвинуты в законодательных работах Думы на первый план и чтобы на удовлетворение этих нужд были ассигнованы самые широкие средства. В частности, должны быть приняты все меры, чтобы в скорейшем времени могло быть практически осуществлено всеобщее начальное обучение. Рядом с этим должно быть увеличено число средних и высших учебных заведений, особенно технических, в пределах действительной общественной потребности с представлением самой широкой свободы частной и общественной инициативы в деле открытия и содержания учебных заведений. Одновременно должны быть пересмотрены программы, с целью их упрощенил и приближения к потребностям жизни и должна быть у станов —
лена прямая, преемственная связь между различными ступенями школ.

д) реформы судебная и административная

Упорядочение форм общежития и упрочение гражданской свободы возможно лишь тогда, когда население страны находит опору и защиту всех своих прав в суде и когда деятельность административных властей поставлена в границы, ясно очерченные в законе. Исходя из этих положений, «Союз 17 октября» ставит себе задачей проведение в Государственной думе таких реформ, кои направлены к введению бессословного суда, руководствующегося общими для всего населения законами, к введению выборного начала в местную юстицию, к установлению независимости суда от воздействия администрации и упразднению судебно-административных учреждений, к ограждению гласности судопроизводства и расширению компетенции суда присяжных. В сфере административного строя, кроме общего его упрощения и подчинения его деятельности строгим нормам закона, следует установить доступный всем способ обжалования распоряжений и действий административных властей, порядок строгой ответственности уголовной и гражданской за нарушение этими властями установленных законов и прав частных лиц, а для ; уничтожения тягостной всем волокиты надлежит установить в

законе срочность работ администрации: е) меры экономические и финансовые

В виду громадных расходов, предстоящих в ближайшие годы государственному казначейству для осуществления неотложных и важных культурных задач, а также в интересах государственной обороны в деле пересоздания наших военных, сухопутных и морских сил, нельзя рассчитывать на сокращение государственной сметы расходов и на облегчение общего податного бремени. Но уже в ближайшее время возможно осуществить еще более рациональную и справедливую налоговую систему и переложить податную тягость с более слабых плеч на плечи более сильные. С целью подъема народного благосостояния, увеличения государственных доходов и в интересах распределения обложенных в соответствии с платежными силами плательщиков, предполагается:

1) меры содействия подъему производительных сил особенно в области сельскохозяйственной промышленности;

2) организация доступного населению сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредита;

3) широкое распространение технических знаний с целью поднятия производительности народного труда;

4) меры к наилучшему использованию народных богатств, причем должен быть облегчен доступ к эксплуатации лесных и минеральных богатств, принадлежащих государству;

5) развитие прямых налогов, на основе прогрессивного подоходного обложения с постепенным понижением косвенного обложения предметов первой необходимости;

6) развитие сети железных, а равно водяных, шоссейных и грунтовых дорог.

Как бы, однако, ни были необходимы и действительны все указанные правительственные меры, следует помнить, что подъем народного благосостояния возможен лишь при том условии, чтобы нашему национальному характеру были возвращены те драгоценные качества, которых он лишился под влиянием старого порядка, основанного на правительственном надзоре, правительственной опеке, правительственной помощи. Политическая и гражданская свобода, провозглашенная манифестом 17-го октября, должна пробудить к жизни дремлющие народные силы, вызвать дух смелой энергии и предприимчивости, дух самодеятельности и самопомощи и тем самым создать прочную основу и лучший залог нравственного возрождения.

Подписали в Москве 10 ноября 1905 г.: гр. П. А. Гейден, Д. Н. Шипов, А. И. Гучков, М. В. Красовский, М. А. Стахович, кн. Н. С. Волконский, С. И. Четвериков, Г. А. Крестовников, Н. А. Хомяков, М. В. Родзянко, С. Н. Маслов, Н. И. Гучков.
Подписали в С.-Петербурге 14 ноября 1905 г.: барон П. А. Корф, граф В. В. Гудович, Н. Н. Перцов, А. Н. Никитин, Г. Г. Лерхе, Ф. Е. Енакиев, барон А. И. Притвиц, Н. А. Тарасов, А. Я. Брафман, Ю. Н. Милютин, А. А. Столыпин, И. А. Лихачев, И. С. Крючков, Л. А. Зиновьев, граф В. А. Тизенгаузен, В. С. Люстих, А. Н. Брусницын, В. П. Марков, барон И. Л. Остен — Сакен, барон П. П. Бирдерлинг, Н. А. Резцов

Сборник программ политических партий в России. СПб., 1906. Вып. 2. С. 42-56.

Даты: 1905
Источник: От абсолютизма к демократии. Политическая жизнь капиталистической России (1861 — февраль, 1917). Документы и материалы к семинарским занятиям по отечественной истории / Сост.: Богатырева О. Н., Попов Н. Н.
Изд — во УрГУ. Екатеринбург, 1991
Опубликовано в INTERNET: 2002, май

© Заметки на полях. УМК. 1999 — 2008

Политическая программа октябристов

Среди правых (про правительственных) партий заметную роль в политической жизни страны играл «Союз 17 октября» (октябристы), принял это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октября 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8 — 12 февраля 1906 г. в Москве. Это была партия крупного капитала — верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков — предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А. И. Гучков, «прирожденный политик», высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму.

Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями «Основных законов». Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентарного строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двух палатного «народного представительства» — Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов — прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «федерализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее «государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России.

Смотрите так же:  Как оформить возврат подоходного налога при покупке квартиры в ипотеку

Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешении аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянами «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Октябристы допускали и «принудительное отчуждение» части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Они выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на «свободные земли», требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали Столыпинскую аграрную реформу.

Октябристы признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, «не имеющих государственного значения». Они выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введения страхования рабочих, требовали сокращения налогового обложения населения. Они были сторонниками расширения народного образования, декларировали необходимость реформы суда и административного управления.

Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Они выступали за «сильную монархическую власть», но за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом — главные программные требования октябристов.

В 1905 — 1907 гг. «Союз 17 октября» насчитывал до 30 тыс. членов. Его печатным органом была газета «Голос Москвы». В 1906 г. октябристы издавали до 50 газет на русском, немецком и латышском языках.

Как и кадетская партия, «Союз 17 октября» была весьма аморфным политическим образованием, напоминавшим скорее дискуссионный клуб, причём даже в большей степени, чем кадеты. Ситуацию усугубляли облегчённый приём в её ряды и допускавшееся параллельное членство в других партиях. Наиболее активные члены партии вели агитационно-пропагандистскую работу главным образом в период избирательных кампаний в Думу и прекращали всякую деятельность после выборов.

Вошедшие же в «Союз» «родственные партии и группы» зачастую связывали своё вступление в партию не с проведением реформ в духе октябристской программы, а, прежде всего с необходимостью консолидации сил для борьбы с революцией. Например, совет тульского Союза «За царя и порядок» постановил «присоединиться к «Союзу 17 октября» на автономных началах для совместной борьбы с крайними партиями».

Сами октябристы в годы революции 1905-1907 гг. делили все партии на три большие группы: левые, правые и партии центра. Свою партию они ставили в центре, называя ее конституционно-монархической. К своим союзникам октябристы причисляли Торгово-промышленную партию, Партию правового порядка, Прогрессивно-экономическую партию и другие близкие организации. Кадетов они считали радикалами, левыми, оппозицией, но не смешивали с революционерами. Октябристы не включали себя в один политический лагерь с кадетами.

В среде октябристов термин «либерализм» не пользовался популярностью и редко применялся по отношению к своей партии из-за его расплывчатого и неясного характера. «Либерализм» ассоциировался с привнесенными извне западными идеями, а октябристы подчеркивали свою «почвенность». Правящие круги истолковывали этот термин как синоним неблагонадежности и чуть ли не революционаризма. Немаловажное значение играл и образ либерала, созданный русской литературой; ему были свойственны благодушие и мягкотелость, неверие в «темный народ», боязнь революции и вера в благоразумие власти. В агитационно-пропагандистской литературе октябристы, как, впрочем, и кадеты, подчеркивали демократизм и конституционализм своей партии. Впрочем, лидер октябристов А. И. Гучков в своих речах иногда связывал октябризм с либерализмом; бывали случаи, когда на местах в 1905-1906 гг. возникали близкие к октябристам политические организации, использовавшие термин «либерализм» в своем названии: в Омске — Русский либеральный союз, в Перми — Конституционно-либеральная партия. Обе они примкнули к Союзу 17 октября. Позднее, в эмиграции, некоторые октябристы относили свою партию к умеренно-либеральным течениям общественной мысли.

Деятельность октябристов до февраля 1917 года

Первая российская революция явилась временем одновременно и рождения, и расцвета «Союза 17 октября». В этот период партия октябристов функционировала как полноценная политическая организация — с сетью местных организаций и определенной социальной базой. Позже эта база «уплыла» к кадетам, а сама партия фактически перестала существовать. В 1907-14 гг. партия октябристов последовательно двигалась к полному развалу, а ее деятельность практически не выходила за рамки Думы. При этом думская фракция октябристов совершенно не принимала во внимание решения октябристского ЦК. По своему составу она была крайне разношерстной. Этим объяснялись ее бесконечные колебания, частые пересмотры решений. Внутри думской фракции октябристов были сильны центробежные течения. Численность ее постоянно сокращалась — со 154 человек в начале работы III Думы до 121 в конце и 98 в IV Думе. Полным провалом закончилась и думская тактика октябристов. Они приняли предложение П. Столыпина создать союз с целью провести через III Думу правительственную программу реформ. Пока Столыпин соблюдал хотя бы видимость этого договора, октябристы выполняли в Думе роль правящей партии. Как правило, они блокировались с умеренно правыми и отвергали предложения кадетов о создании «конституционного центра» по проведению реформ.

Однако после ряда кризисов в отношениях Думы с правительством в 1909-11 гг. октябристская фракция начала осторожно критиковать действия правительства и по ряду вопросов выступать заодно с кадетами и прогрессистами. В ноябре 1913 г. на конференции «Союза 17 октября» Гучков прямо заявил о переходе октябристов в оппозицию правительству, отказавшемуся от проведения реформ. Однако правое крыло «Союза 17 октября» и большая часть его думской фракции не поддержали Гучкова. В результате фракция октябристов в Думе раскололась на три части: земцев-октябристов (65 человек), собственно «Союз 17 октября» (22 левых октябристов) и беспартийных (15 наиболее правых октябристов). К 1913-14 гг. полностью распалась и сама партия октябристов, а ее местные отделы прекратили всякую деятельность. Произошло это в силу того, что «Союз 17 октября» утратил те позиции, которые он имел в годы первой российской революции в среднем классе. Фактически октябристы пожертвовали этими позициями в угоду интересам узкого слоя крупных промышленников и помещиков юга России, желавших не радикальных реформ, а «полюбовного» соглашения с самодержавием.

В октябристской партии, в отличие от кадетской, было мало деятелей теоретического склада. Большая часть дошедшего до нашего времени материала носит публицистический, просветительский или полемический характер. Внимание авторов октябристов (А. И. Гучкова, В. М. Петрово-Соловово, П. С. Чистякова и др.) было сосредоточено на вопросах, связанных с выяснением положения партии среди других политических объединений, конкретизацией её политической платформы и разъяснением отношения партии к введенным Манифестом 17 октября «началам».

П. Н. Милюков, отдавая дань уважения умеренно-либеральной программе «Союза», одновременно поверг его критике, считая октябристов «вчерашними монархистами, ставшими конституционалистами поневоле», по «высочайшему повелению».

Сближение кадетов и октябристов в IV Думе, их сотрудничество в рамках Прогрессивного блока говорят о консолидации либеральных сил. Но это единение носило лишь временный тактический характер, основанный на неприятии политики верховной власти. Основные противоречия между либеральными партиями никуда не делись — они лишь отошли на второй план. Это показывает история кадетской партии после падения самодержавия. К тому времени Союз 17 октября как организационная структура уже перестал существовать и, по наблюдениям историков, часть бывших октябристов пошла в кадетскую партию. Позднее, в эмиграции, Милюков так описывал этот процесс: «Явившись во время февральской революции в роли не оппозиции, а сторонницей сильной власти и противницей колеблющейся левой социалистической тактики, кадетская партия привлекла в свои ряды политических деятелей более право-настроенных и до тех пор к ней не принадлежавших. Эти так называемые «мартовские» кадеты сразу придали тактике партии особый, несвойственный ей характер». Конечно, на сегодняшний день еще никто не доказал, что «мартовские» кадеты — это бывшие октябристы, но не будет большой натяжкой искать дореволюционные политические симпатии этих людей в праволиберальном секторе.

Итак, деятельность октябристов была сосредоточена в Государственной думе. Но к 1916 году они разочаровались в способности Николая II довести войну до победного конца и выдвинули идею дворцового переворота. Однако осуществить его им помешала Февральская революция. После революции октябристы пытались спасти монархию. Гучков вошел во Временное правительство в качестве морского и военного министра, но через два месяца ушел в отставку, не согласившись с его политикой. Октябрьскую революцию октябристы не приняли. Большинство членов партии сражались за «белую идею» на полях Гражданской войны и закончили свою жизнь в эмиграции.

Октябристы программные требования

В) «Союз русского народа»

1) развитие и укрепление начал конституционной монархии

2) сохранение единства православия, неограниченного самодержавия и народности

3) учреждение свободного народного правления

4) установление диктатуры пролетариата

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) эсеры — учреждение свободного народного правления.

Б) октябристы — развитие и укрепление начал конституционной монархии.

В) «Союз русского народа» — сохранение единства православия, неограниченного самодержавия и народности.

Цели и программные положения консервативных партий в России

События 1905-1907 гг. создали благоприятные условия для образования множества политических партий — как общероссий­ских, так и местных, которых насчитывалось до 50. Все эти партии относились к трем основным направлениям: консервативно-монархические; либерально-оппозиционные; революционно-демократические (радикальные).

Содержание

События 1905-1907 гг. создали благоприятные условия для образования множества политических партий — как общероссий­ских, так и местных, которых насчитывалось до 50. Все эти партии относились к трем основным направлениям: консервативно-монархические; либерально-оппозиционные; революционно-демократические (радикальные).

Смотрите так же:  Товар ненадлежащего качества возврат поставщику

Существует множество классификаций политических партий: по классовому составу (помещичьи, буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские), по национальному характеру (общероссийские и национальные), по политической направленности (консервативные, либеральные и революционные) и т.д. Для системы политических партий, сложившейся в России, предлагается следующая классификация:

1) консерваторы, выступающие за сохранение самодержавия (черносотенцы);
2) консервативные либералы (октябристы);
3) либеральные демократы (кадеты);
4) неонародники (эсеры и народные социалисты);
5) социал-демократы (большевики и меньшевики).

Как и в Европе, в России партии появились в эпоху капитализма. Однако российский процесс образования политических партий сильно отличался от европейского. Во-пер­вых, партии в России появились в условиях самодержавной монархии – абсолютной власти царя. Какого-либо органа власти, хотя бы отдалённо напоминавшего западный парламент в России не существовало. Союзы, собрания и уж тем более различные организации (прежде всего политические) запрещались. Поэтому политические партии в нашей стране вели нелегальное или полулегальное существование, тогда как на Западе большинство партий действовало на законных основаниях. Во-вторых, в Европе первыми появились партии феодалов и буржуазии. В России эти два класса сильно зависели от монархии, поэтому были политически пассивны. Первыми в нашей стране появились пролетарская (РСДРП) и крестьянская (партия социалистов-революционеров) партии. Причём первые российские политические партии были революционными, тогда как в Европе вначале появились консерваторы и либералы.

Консервативный лагерь в России был представлен черносотенцами (по своим политическим взглядам их ещё называют крайними монархистами). «Чёрной сотней» в средневековой Руси называлось податное посадское население, однако с возникновением в начале ХХ в. монархических организаций, стоявших за неограниченное самодержавие и проводивших еврейские погромы, этот термин приобрёл негативную окраску. Черносотенцы не имели одной партии, скорее это было движение ряда самостоятельных организаций с общими взглядами. Первая такая организация – Русское собрание – возникла в 1900 г. Революция 1905–1907 гг. заставила монархические силы более активно приступить к созданию собственных организации. Наиболее крупными из них были «Союз русского народа» (СРН), созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге, «Русская монархическая партия», возникшая в апреле 1905 г. в Москве, и «Русский народный союз им. Михаила Архангела». Основателями самой крупной черносотенной организации – СРН – были А. И. Дубровин, курский помещик Н. Е. Марков, бессарабский помещик В. М. Пуришкевич (позже возглавил «Русский народный союз им. Михаила Архангела»). СРН выпускал газеты «Русское знамя», «Объединение», «Гроза» и имел отделения почти на всей территории России. Членами черносотенных организаций были помещики, крупные домовладельцы, чины полиции, купцы, зажиточные крестьяне, средней руки чиновники, духовенство. В руководящие органы крупнейших таких организаций входили представители гражданской и военной бюрократии (министры, губернаторы, полицейские чины). Самой подвижной частью черносотенных организаций были рабочие и крестьяне. Сами черносотенцы заявляли, что в их союзах состоит более 3 млн. чел., тогда как их политические противники называли цифру 10–20 тыс. чел. К 1907 г. (пик черносотенного движения, связанный с поражением первой российской революции) численность организаций черносотенцев составляла 410 тыс. чел.. В последующие годы численность этих организаций значительно уменьшилась.

В основе программы всех черносотенных организаций лежала теория «официальной народности», выдвинутая еще в первой поло­вине XIX в. министром просвещения С.С. Уваровым. Данная теория опиралась на трёхчленную формулу – «православие, самодержавие, на­родность». Православие и самодержавие трактовались как исконно русские начала, а «народ­ность» – как приверженность народных масс к первым двум элементам. В вопросах политического устройства России черносотенцы были сторонниками неограниченного самодержавия. Даже появившуюся в ходе революции 1905–1907 гг. Государственную думу они воспринимали как совещательный орган при царе (а «Русская монархическая партия» была вообще против созыва Думы). Проведение реформ в России черносотенцы считали невозможным и бесперспективным. В то же время в программах черносотенных организаций (например, в программе СРН) декларировались свобода слова, вероисповеда­ния, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и т. д.

Аграрная программа черносотенцев была бескомпромиссной. Они не хотели идти ни на какие уступки (частичная конфискация помещичьих земель и т.д.) и предлагали ограничиться продажей крестьянам пустующих государственных земель, развитием системы аренды и кредита.

Крайне консервативной была политика черносотенцев в национальном вопросе – ведь стержнем её был антисемитизм. Черносотенцы не просто стояли за единую и неделимую Россию, но предлагали лишить евреев всех прав и не скрывали своего желания выселить их за пределы страны. Руководство СРН в 1905 г. призвало организовать еврей­ские погромы. Черносотенные организации создавали собственные боевые дружины для организации погромов и борьбы с участниками революционных действий.

Своеобразное положение в системе российских политических партий занимали октябристы (партия «Союз 17 октября»). По своим политическим взглядам они находились между либералами и консерваторами. Их называют консервативными либералами, т.е. относят к правому крылу либерального лагеря. Однако грань, отделявшая октябристов от кадетов и от черносотенцев, была крайне размыта. Часть октябристов на деле почти смыкалась с кадетами, в то время как другая их часть практически не отличалась от крайних монархистов.

«Союз 17 октября» был образован в но­ябре 1905 г. Возглавили её промышленник А.И. Гучков, помещики М.В. Родзянко и В.В. Шульгин. Членами организаций октябристов были представители крупной торгово-промышлен­ной и финансовой буржуазии и крупные помещики, перестраивавшие свои хозяйства на капиталистический лад. Царском манифест
17 октября 1905 г. октябристы считали величайшим поворотом к созданию правового государства в России (отсюда и название их партии). Однако, поскольку почти все положения данного манифеста были фикцией, в народе партию прозвали «Союз пропавшей грамоты». Численность октябристов в период 1905–1907 гг. составляла 75–77 тыс. чел. [8, с. 89].

По­литическая программа октябристов полностью базировалась на положениях царского манифеста 17 октяб­ря 1905 г. Октябристы представляли будущее государственное устройство страны в виде конституци­онной монархии, где власть царя была бы ограничена Основными законами. В то же время они были противниками парламентского строя, хотя признавали необходимость наличия двухпалатного «народного представительства». Нижняя палата (Государственная дума) должна была формироваться на основе цензовых выборов (в городах – прямые, в других местностях – двухстепенные). Верхняя палата (Государственный Совет) должна была корректировать решения Думы, а половина её членов назначалась царём. Однако это «народное представительство» не играло решающей роли в управлении государством, т.к. его полномочия по сравнению с монархом были сильно урезаны. Ни один закон не мог вступить в силу без санкции царя, он же имел право назначения и смещения министров. Функции «народного представительства» ограничивались лишь правом законодательной инициативы, запроса и утверждения правительственного бюджета.

В области гражданских прав программа октябристов включала стандартные для всех либералов требования свободы совести и вероисповедания, собраний, союзов, передвижения, неприкосновенности личности и жилища и др.

В нацио­нальном вопросе октябристы выступали за сохранение единой и неделимой России, а право на автономию признавали только за Финляндией. Следует отметить и такое сходство с черносотенцами, как настроенность значительной части октябристов (в основном западных и юго-западных районов страны) против предоставления равноправия евреям.

Октябристы признавали справедливыми требования крестьян об увеличении наделов, поэтому их аграрная программа носила более компромиссный вариант, чем проект черносотенцев. Члены «Союза 17 октября» предлагали наделить крестьян землёй за счёт передачи им через земельные комитеты пустующих казённых, удельных и кабинетских земель, а также принудительного отчуждения части помещичьих земель за выкуп. Кроме этого, октябристы считали необходимым ликвидацию общины и осуществление ряда мер для улучшения экономического положения крестьян (развитие сельскохозяйственного кредита, внедрение агротехнических знаний и др.).

По отношению к рабочему вопросу они считали, что следует предоставить трудящимся свободу собраний, стачек (кроме предприятий государственного значения) и право на организацию профсоюзов. В то же время они отрицали необходимость сокра­щения рабочего дня и были против социального страхования. Такая непоследовательность наиболее точно характеризует промежуточное положения октябристов между консервативным и либеральным лагерями.

18.02.2016, 1882 просмотра.

Читайте так же:

  • Федеральное собрание структура функции и полномочия Конституционно-правовая природа Федерального Собрания - парламента России Федеральное Собрание представляет собой избираемый сроком на 4 года двухпалатный парламент Российской Федерации, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Место и роль […]
  • Уголовный кодекс 228 статья часть 1 Уголовный кодекс 228 статья часть 1 Законодательство Российской Федерации Поправки в УК РФ, вступившие в силу с 12 мая 2004 года, существенно изменили ситуацию уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных […]
  • Обязанность администрации дать договор социального найма Восстановлении договора социального найма необходимо восстановить договор социального найма. Обратились в УЖО, сказали пишите заявление нужного образца, а где взять не сказали((( подскажите образец заявления на восстановлении договора социального найма. 11 Августа […]
  • Пенсия военнослужащего на крайнем севере Расчет размера северной пенсии военнослужащего Добрый день. Такой вопрос. Грубо говоря, я собираюсь прослужить в районах крайнего Севера необходимые 15 лет. Далее, возможно, думаю переехать в ЦФО и продолжить службу некоторое время. Ответьте пожалуйста, как повлияет […]
  • Методическое пособие мордкович алгебра 10-11 Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (базовый уровень). Методическое пособие для учителя. Мордкович А.Г., Семенов П.В. В пособии представлены примерное планирование учебного материала в 10 и 11 классах (в двух вариантах), методические рекомендации […]
  • Галушкина адвокат Галушкина ЕвгенияВладимировна г.Москва, Краснопресненская наб, дом 12, подъезд 6м. Ул. 1905 года, м. Краснопресненская Я рада приветствовать вас на своём персональном сайте! Адвокатской практикой я занимаюсь с 1997 года. За двадцать лет работы я специализировалась по […]