Когда будет приказ в гук мо рф

Главному управлению кадров 100 лет

Четвертое управление Главного управления кадров

«Днем рождения» системы прохождения военной службы на добровольной основе можно считать 18 ноября 1699 г., когда Петром I был издан указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Подавив стрелецкое восстание в Москве (1698 г.), царь своим указом распустил стрелецкие полки и приступил к созданию новой армии, которая строилась на добровольной основе – в нее записывались свободные люди, годные к воинской службе. Пожелавшие стать солдатами «охочие» люди (добровольцы) принимались с жалованьем по 11 руб. в год на полном государственном содержании.

За время первого набора было принято на службу 32 тыс. человек, из которых сформировали 25 пехотных и 2 кавалерийских полка. Первоначально полки назывались «новоприборными тысячными» и состояли из 1152 солдат.

Набор 1699 года стал первым этапом на пути к регулярной системе комплектования армии. Сама же реформа была завершена уже в ходе Северной войны.

Датой отсчета для военной службы по контракту в современной России можно считать 18 января 1994 г. когда был подписан Указ Президента Российской Федерации № 166 «О наборе в 1994 году граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации».

Указом предписывалось принять на военную службу по остродефицитным специальностям рядового и сержантского состава до 150 тысяч человек.

Для реализации указа из бюджета федерального бюджета было выделено 6 млрд. рублей. Однако объема денежных средств для достижения поставленных целей было не достаточно, поэтому массовый набор на военную службу по контракту в тот период времени не состоялся, а с ноября 1995 года был практически приостановлен.

С выходом Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 722 прием граждан на военную службу по контракту был возобновлен.

При этом общая численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к концу 1998 года составила уже около 250 тысяч человек.

7 мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был издан Указ № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», которым предусматривалось ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек.

В рамках реализации новых концептуальных подходов к организации поступления и прохождения военной службы по контракту возникла необходимость полноценного кадрового обеспечения данной категории военнослужащих.

В связи с этим с 1 февраля 2012 г. в составе Главного управления кадров Министерства обороны было создано четвертое управление. Перед управлением стояла задача разработать основы четкой и прозрачной системы отбора (а не набора) кандидатов на военную службу по контракту и реализовать на практике выполнение задач по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского состава и прапорщиков (мичманов).

С 1 июля 2012 г. в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2012 г. (доклад СС-ЗМО от 30 мая 2012 г. № 173/4/55653) приступили к работе первые 66 пунктов отбора на военную службу по контракту. На сегодняшний день сеть пунктов отбора охватывает большинство субъектов Российской Федерации и насчитывает 84 пункта.

Пункт отбора на военную службу по контракту предназначен для проведения отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами), сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) из числа граждан Российской Федерации и иностранных граждан, не находящихся на военной службе, а также для проведения агитационной и информационно-разъяснительной работы по популяризации военной службы по контракту и привлечению потенциальных кандидатов.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2017 г. № 287 «О конкурсе «Лучший пункт отбора на военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту и повышения эффективности мероприятий, направленных на улучшение качества отбора граждан для поступления на военную службу по контракту, проводится конкурс на лучший пункт отбора.

Победитель конкурса определяется по итогам прошедшего календарного года в два этапа (первый этап – с 25.01. по 10.03., второй – с 20.03. по 25.04.).

В соответствии с решением принятым Коллегией Министерства обороны Российской Федерации 27 ноября 2012 г. (подпункт «ж» пункта 10 протокола заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. № 6) Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации, Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации совместно с центральными органами военного управления, объединенными стратегическими командованиями военных округов поручено подготовить предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры с учетом восстановления института прапорщиков (мичманов).

7 февраля 2013 г. по итогам рассмотрения доклада статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации (от 7 февраля 2013 г. № 173/4/3108) Министром обороны Российской Федерации принято решение о переводе на замещение прапорщиками (мичманами) 54 тыс. воинских должностей сержантов и старшин с их последующим поэтапным комплектованием.

В целях обеспечения оперативного и всестороннего решения проблемных вопросов по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 491 создана рабочая группа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам ежегодного увеличения численности военнослужащих-контрактников.

В состав рабочей группы были включены представители большинства органов военного управления. Руководство деятельностью рабочей группы осуществляет статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации. Заседания рабочей группы проводятся ежемесячно с докладом Министру обороны Российской Федерации о результатах работы.

В целях комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации высококвалифицированными специалистами, способными качественно обслуживать и умело применять современные образцы вооружения и специальной военной техники с 1 августа 2009 г. в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации организована подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования.

Первый набор состоялся в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № Д-114 «Об организации подготовки в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предназначенных на воинские должности, подлежащие замещению сержантами (старшинами)».

Всего с начала возобновления подготовки по программам среднего профессионального образования с учетом выпуска 2018 года подготовлено и направлено в войска 6 099 специалистов.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. № 114дсп воинские должности, на которые предназначены выпускники СПО, переведены на штатную категорию прапорщики (мичманы), и с июня 2014 года по окончанию обучения специалисты выпускаются с присвоением первого воинского звания прапорщик (мичман).

В настоящее время подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования осуществляется в 24 вузах и 2-х учебных центрах Министерства обороны Российской Федерации по 74 военным и 34 гражданским специальностям.

За пять лет Министерством обороны Российской Федерации проведена беспрецедентная по своим масштабам работа. Общая численность военнослужащих по контракту возросла более чем в два раза и превысила численность военнослужащих по призыву.

Военнослужащими по контракту укомплектованы батальонные тактические группы, должности плавсостава, миротворческие силы, подразделения специального назначения, сержантский состав. Существенно увеличилось количество укомплектованных военными профессионалами должностей водительского состава и других должностей, связанных с эксплуатацией современного вооружения военной техники.

Было завершено формирование правовой основы функционирования новой системы комплектования, разработан и внедрен необходимый пакет документов, определяющих ее структуру и содержание.

Всего с 2014 по 2017 год подготовлено и реализовано 26 нормативных правовых актов, в том числе: четыре Федеральных закона, три указа Президента Российской Федерации, 19 приказов Министра обороны Российской Федерации, регламентирующих различные аспекты военной службы по контракту.

Благодаря сформированной системе комплектования, в том числе и законодательным инициативам Минобороны России в 2017 году количество военнослужащих по контракту, имеющих профессиональное образование, достигло 70%. Каждый четвертый из принятых на военную службу по контракту в 2017 году имеет высшее образование.

Обеспечен постоянный рост количества классных специалистов (в 2017 г. этот показатель увеличен на 10% в сравнении с 2016 г.).

Более чем в три раза возросло количество военнослужащих, которые выполняют квалификационные уровни физической подготовленности (в 2013 г. – 21,6 тыс. чел., к началу 2018 г. – более 66,8 тыс. чел.).

Новая система отбора на военную службу по контракту на практике показала свою эффективность и способность обеспечить потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в подготовленных военных кадрах.

В целях изыскания новых форм и методов работы по популяризации военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и привлечения граждан на военную службу по контракту в 2014 году был разработан и апробирован типовой сценарий проведения информационно-агитационных акций.

Особенностью данных форм работы стало проведение информационно-агитационных мероприятий с привлечением руководителей органов местного самоуправления, командования и личного состава соединений (воинских частей), артистов и творческих коллективов, а также средств массовой информации.

17 мая 2014 г. в г. Иваново на базе 98-й воздушно-десантной дивизии была проведена первая информационно-агитационная акция «Служба по контракту в Воздушно-десантных войсках – Твой выбор!», которую посетило около 10 тыс. человек.

За четыре последующих года проведено более полутора тысяч акций, которые посетило около 670 тыс. человек. В ходе акций проявили заинтересованность и прошли предварительный отбор более 100 тыс. человек, из них около 30 тыс. человек подали заявление на военную службу по контракту.

В 2017 году приказом Министра обороны Российской Федерации № 315 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения проведения мероприятий отбора на военную службу по контракту и проведения информационно-агитационных мероприятий принят не имеющий подобных аналогов мобильный комплекс отбора на военную службу по контракту.

Мобильный комплекс отбора (МКО) размещен на базе грузового автомобильного шасси повышенной проходимости КАМАЗ имеет кузов переменного объема и состоит из двух модулей информационно-сценического и отбора.

Комплекс полностью автономен, обеспечен системами электроснабжения, отопления и кондиционирования воздуха. Оснащен средствами видеоотображения, звуковещательной и специальной аппаратурой, позволяющей выполнять мероприятия предварительного профессионального психологического отбора, агитационно-информационную работу и подбор вакантной воинской должности для кандидата.

Время развертывания (свертывания) мобильного комплекса расчетом из двух человек занимает до 30 минут.

В настоящее время МКО оснащены 19 пунктов отбора на военную службу по контракту.

Новая система комплектования и выстроенная в организационном отношении работа органов военного управления, соединений и воинских частей позволяют удовлетворить потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в военных профессионалах, способных используя потенциал новейших видов вооружения эффективно решать задачи по защите интересов Российской Федерации.

Краткая историческая справка

В рамках реализации новых концептуальных подходов к организации поступления и прохождения военной службы по контракту возникла необходимость полноценного кадрового обеспечения данной категории военнослужащих.

В связи с этим с 1 февраля 2012 г. в составе Главного управления кадров Министерства обороны было создано четвертое управление. Перед управлением стояла задача разработать основы четкой и прозрачной системы отбора (а не набора) кандидатов на военную службу по контракту и реализовать на практике выполнение задач по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского состава, прапорщиков и мичманов.

Четвертое управление (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации предназначено для работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах.

Структурно управление состоит из трех отделов, осуществляющих руководство органами военного управления и кадровыми органами в интересах комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту.

На протяжении всего времени управление возглавляли:

  • генерал-майор Кучинский Евгений Владимирович – с марта 2012 г. по август 2014 г.,
  • генерал-майор Васильев Руслан Анатольевич – с августа 2014 г. по декабрь 2017 г.,
  • полковник Руг Анатолий Витальевич – с декабря 2017 г. по настоящее время.

Основными задачами Управления являются:

  • участие в формировании кадровой политики в Вооруженных Силах;
  • организация комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту;
  • организация прохождения военной службы военнослужащими по контракту;
  • обеспечение реализации Министром обороны Российской Федерации его полномочий по решению кадровых вопросов в отношении военнослужащих по контракту;
  • методическое руководство деятельностью управлений кадров военных округов и пунктов отбора на военную службу по контракту в субъектах Российской Федерации в части организации работы с военнослужащими и кандидатами, изъявившими желание поступить на военную службу по контракту;
  • реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих по контракту по вопросам, отнесенным к компетенции управления.

Военное обозрение

Главное управление кадров МО РФ прекратило набор курсантов в военные вузы.

30 августа 2010 года, в преддверии начала нового учебного года, заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ, начальник департамента военного образования и науки Тамара Фральцова, после двух месяцев слухов, официально обнародовала информацию о том, что Минобороны РФ приостанавливает набор курсантов в ведомственные вузы в этом году, но заверила, что военное ведомство сумеет сохранить преподавательский потенциал своих учебных заведений.

Ранее Тамара Анатольевна Фральцова уже озвучивала чужое мнение о том, что нынешняя система военного образования адекватна армии численностью 4 миллиона человек. Хотя более соответствует действительности то, что именно переход Вооруженных сил на новый облик и сокрушительное сокращение офицерских должностей потребовали серьезного преобразования системы подготовки военных кадров. По сообщению чиновницы, количество военных вузов будет и далее кардинально сокращаться, прежде всего за счет упразднения подготовки по дублирующим воинским специальностям, а оставшиеся вузы будут объединены в межвидовые научно-учебные центры .

Но это не новость. Процесс реформирования военного образования идет уже длительное время и вызвал не один скандал. Главным в заявлении главы департамента военного образования является официальное подтверждение информации о том, что набор курсантов на первый курс в военные вузы с 2010 «будет» прекращен на ближайшие два года. Тем самым чиновница подтвердила информацию, что все абитуриенты, подавшие документы и сдавшие вступительные экзамены в военные вузы в текущем году, зачислены в т.н. трехгодичные школы сержантов нового облика. Именно за счет этого фокуса руководство Минобороны обещает сохранить кадровый преподавательский состав ведомственных вузов. На базу бывших высших военных учебных заведений переводятся и шестимесячные курсы по подготовке сержантов, которых ранее готовили на базе учебных центров и воинских частей.

Смотрите так же:  Где можно подать заявление о разводе

«В этом году мы не стали производить набор курсантов на первый курс. Это связано с

Тамара Анатольевна «научит Родину любить» и лейтенанта и генерала.

переизбытком офицерских кадров и дефицитом офицерских должностей в Вооруженных силах», — цитирует Фральцову РИА Новости .

По ее словам, сегодня военные вузы готовят в 4-5 раз больше офицеров , чем требуется министерству обороны.

А вот далее, в ходе проводимого информагенством телемоста «Москва-Екатеринбург» , бывшая чиновница кемеровского облобразования выдавала достаточно шедевральные мысли.

«Мы понимаем, что первый-второй курсы — это, как правило, общеобразовательные специальности. Поэтому приостановка набора курсантов на эти курсы не должна серьезно ударить по преподавательскому составу», — заявила госпожа Фральцова.

Кроме того, она заявила, что порядка 60% всех высших учебных заведений Минобороны активно практикуют обучение на коммерческой основе. И далее сделала из этого просто потрясающий вывод.

«Таким образом, давая гражданским студентам военную составляющую, мы создаем так называемую буферную подушку, чтобы у нас дефицита кадров в Вооруженных силах не было», — подытожила главный специалист по военным кадрам.

Ну а для самих военных кадров самое печальное, что слова чиновницы минобороны четко вписаны в общую государственную концепцию основных направлений образовательной политики, озвученную в ходе прошедшего Госсовета Президентом России Дмитрием Медведевым. Как и в гражданском секторе, образовательная политика будет направлена на качественную подготовку высококвалифицированных специалистов начального и среднего звена.

Ну не нужны в ближайшие годы стране специалисты с высшим образованием, да еще с оружием в руках. Военные кадры нового облика должны не думать, а четко выполнять приказания.

Москва. 01 сентября 2010г.

Популярные статьи

Возобновлен набор курсантов в Рязанское училище ВДВ. 30 июля 2012 года в российских средствах массовой информации появилось сообщение, со ссылкой на помощника командующего ВДВ полковника Романа Кутузова, о том, что Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.

Флагман ВМФ России ТАРК «Петр Великий» стал орденоносцем. 30 июля 2012 года президент России Владимир Путин наградил орденом Нахимова тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который является одним из самых крупных боевых кораблей в мире, сообщила в понедельник.

13 апреля 2012 года в СМИ появилась информация о том, что министр обороны обнародовал приказ за номером 341, зарегистрированный в Минюсте в двадцатых числах марта под номером 23518 и опубликованный впервые на прошлой неделе. Он носит длинное и малопонятное несведущему человеку.

Появившаяся в открытом доступе информация о закупках и поставках вооружения и снаряжения для нужд ведомства господина Нургалиева наталкивает на мысли о подготовке МВД России к войне. Иначе чем объяснить, что полицейское ведомство закупает гранаты, снайперские.

В России в скором времени появится Национальная гвардия, подчиненная лично президенту страны. Сформирую ее на основе Внутренних войск МВД и других силовых структур, в том числе за счет части сил и средств, входящих в ВДВ, ВВС, ВМФ и военную полицию Минобороны, а также.

14 марту 2012 года в интервью ведущим российским СМИ начальник главного управления кадров министерства обороны РФ генерал-лейтенант Виктор Горемыкин заявил, что военное ведомство России планирует создать сеть пунктов отбора на военную службу по контракту по всей.

08 марта 2012 года, в связи с празднованием Международного женского дня, в российских СМИ пресс-службой господина Сердюкова была размещена очередная радостная реляция о том, как Минобороны РФ на деле борется со стереотипом, что служба в армии «не женское дело»: на офицерских.

20 февраля 2012 года ведущее российское издание «Российская газета» опубликовала очередной программный материал, подготовленный командой кандидита в Президенты России Владимира Путина. На этот раз, в преддверии Дня защитника Отечества, материал касается вопросов обороны.

23 февраля 2012 года все наши кандидаты и политики будут со всех возможных информационных площадок клятвенно заверять ветеранский и служивый электорат в беспримерном уважении и благодарности к ветеранам за из жизненный и гражданский подвиг — жизнь положенную на благо.

Командующий 5-м флотом ВМС США вице-адмирал Марк Фокс заявил, что Иран наращивает свой военно-морской потенциал в Персидском заливе и готовит к применению быстроходные катера и подлодки, которые могут быть использованы смертниками. «Они увеличили количество подлодок и.

02 февраля 2012 года в Северодвинске состоялось совещание с участием вице-премьера Дмитрия Рогозина, которое было посвящено проблемам выполнения Гособоронзаказа в части военного кораблестроения и развития Военно-морского флота на дальнюю перспективу. На данном совещании.

10 февраля 2012 года в Москве состоится расширенное заседание коллегии МВД России с участием Президента РФ Дмитрия Медведева, на котором будут подведены итоги масштабной полицейской реформы , дана оценка эффективности работы полицейских и поставлены задачи на перспективу.

03 февраля 2012 года представитель Западного военного округа по СФ капитан первого ранга Вадим Серга обнародовал в СМИ информацию о том, что после январского повышения денежного довольствия надводные силы Краснознаменного Северного флота (КСФ) смогли укомплектовать на 100%.

28 января 2012 года на общем собрании Академии военных наук, состоявшемся в Москве, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил о том, что Россия должна быть готова к войнам в воздушно-космической и информационной сферах. «Вы видите, что центр.

27 января 2012 года представитель Западного военного округа (ЗВО) по Краснознаменному Северному флоту (КСФ) капитан первого ранга Вадим Серга сделал официальное заявление для российских СМИ о том, что корабельная авианосная ударная группа (КАУГ) Военно-морского флота.

Согласно статье 112 Трудового кодекса России, а также постановлению правительства РФ, в 2012 году дорогих россиян ждет ряд нерабочих праздничных дней. Последняя рабочая неделя 2011 года началась в понедельник: впереди у россиян 10-дневные новогодние каникулы. Новогодние.

С 01 января 2012 года кардинально изменится вся система финансовых выплат военнослужащим Вооруженных Сил РФ. Специалисты военного ведомства и некоторые проправительственные эксперты заверяют общественность в том, что военно-финансовые новации улучшат материальное.

09 декабря 2011 года представитель министерства обороны по ВДВ полковник Александр Кучеренко обнародовал в российских СМИ официальную информацию о том, что более 30 снайперских винтовок австрийской системы Mannlicher поступили на вооружение спецподразделений.

10 декабря 2011 года во Владивостоке состоялись торжественные проводы седьмого по счету отряда кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ), который убыл в Аденский залив для участия в международной миссии по борьбе с сомалийскими пиратами. Отряд в составе большого.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2011 г. № 992 Р А З М Е Р Ы окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту Воинское звание Оклад (рублей) Маршал Российской.

Когда будет приказ в гук мо рф

День образования Главного управления кадров Минобороны РФ

Первые упоминания об армейской кадровой службе относятся к 1535 году, когда был создан Разрядный приказ — на то время высший орган военного управления, занимающийся учетом и сбором на ратную службу людей, призванных обеспечить защиту пограничных рубежей Российского государства. Об этом сообщает управление пресс-службы и информации МО РФ.

При Петре I комплектованием войск, учетом солдат и офицеров ведали Разрядный и Поместные приказы, а с 1702 года — Военный приказ. В 1711 году был учрежден Правительствующий Сенат. Сенатская Военная канцелярия занималась наряду с другими вопросами и военно-кадровой работой.

В 1918 году было сформировано управление по командному составу Всероссийского Главного штаба, правопреемником которого в настоящее время является Главное управление кадров Министерства обороны России (ГУК МО РФ).

Сегодня ГУК МО РФ является центральным органом военного управления и его сотрудники вносят существенный вклад в строительство и развитие Вооруженных сил в соответствии с современными требованиями, способствуя тем самым обеспечению военной безопасности государства.

СОБЫТИЯ и МНЕНИЯ

Сергей Липовой: У России есть все возможности, чтобы дать адекватный ответ на любые действия НАТО

Президент РФ Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, рассказал о новейшем вооружении и обороне страны. В частности, он представил гиперзвуковую.

Андрей Головатюк: Не стоит опасаться, что при поставках российской техники за рубеж, наши технологии попадут конкурентам

Россия и Катар приступили к переговорам о поставке катарским вооруженным силам зенитных систем С-400, сообщает ТАСС со ссылкой на Федеральную службу по военно-техническому.

Сергей Липовой: Украина пытается навязать свой коллаборационистский взгляд на историю другим странам

Посольство Украины в Вашингтоне призывает американские кинотеатры отказаться от проката российской ленты «Т-34». «Посольство призвало кинотеатры отказаться от.

Владимир Горовой: Выход США из ДРСМД – предлог для того, чтобы затянуть ситуацию и выставить Россию главным виновником

Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что члены альянса в ближайшее время обсудят меры по сдерживанию России в связи с расторжением Договора о ракетах средней и меньшей дальности (.

«ОФИЦЕРЫ РОССИИ» требуют от «Победы» пожизненно сделать бесплатными перелеты Василия Ланового

«ОФИЦЕРЫ РОССИИ» требуют от авиакомпании «Победа» пожизненно сделать бесплатными перелеты народного артиста СССР Василия Ланового и обязать сотрудников.

Сергей Липовой: Итогом вывода войск из Афганистана стало ослабление геополитического влияния СССР в мире

Председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», Герой России, генерал-майор рассказал об итогах Афганской войны. – Как вы оцениваете вывод советского контингента из.

Михаил Макарук: Нельзя однозначно сказать, что новые китайские истребители J-20 и J-31 превосходят российский Су-57

На канале гостелевидения Китая вышел материал, посвященный вопросам развития программ истребителей пятого поколения. В материале представлено мнение главного конструктора.

Вестник военного образования

Печатное издание Министерства обороны Российской Федерации

100 ЛЕТ ГУК МО РФ

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Развитие системы военного образования — важнейшая функция главного управления кадров МО РФ

Генерал-полковник ГОРЕМЫКИН Виктор Петрович – начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный военный специалист Российской Федерации

В целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооруженных Сил и оптимизации сети военных образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года на базе военных академий видов Вооруженных Сил Российской Федерации были созданы 3 военных учебно-научных центра (ВУНЦ): Сухопутных войск в составе Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и 11 филиалов; Военно-Воздушных Сил – Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина и 7 филиалов; Военно-Морского Флота – Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, 6 филиалов и 3 научно-исследовательских институтов. Филиалами ВУНЦ стали профильные высшие военные училища и военные институты. Предполагалось, что в дальнейшем в состав ВУНЦ войдут отдельные суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища. Объединение в ВУНЦ всего цикла непрерывного военного образования, от довузовской подготовки до подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, по мнению руководства Министерства обороны Российской Федерации, позволило бы добиться преемственности в обучении и воспитании, обеспечить эффективное использование учебно-материальной базы и преподавательского состава.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.11.2009 года образовательную деятельность вели 16 федеральных государственных военных образовательных учреждений: 3 ВУНЦ, 11 военных академий, 2 военных университета, 41 филиал военных вузов. Дальнейшие преобразования системы военного образования были сформулированы в подпрограмме «Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих» Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020, утвержденной 3 декабря 2009 г. на заседании специальной комиссии Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2007 года учреждены новые квалификационные знаки за окончание военного образовательного учреждения профессионального образования и медаль Министерства обороны Российской Федерации «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования» (взамен настольной золотой медали).

В ходе реформирования изменилась подчиненность вузов. До 2010 года военно-­учебные заведения подчинялись тем руководителям и структурам, для которых они готовили специалистов: заместителям министра обороны, главнокомандующим видами, командующим родами войск и начальникам профильных центральных органов военного управления. Управление военного образования осуществляло нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение учебного процесса, а именно разработку проектов приказов министра, регламентирующих проведение занятий, и учебных программ. С созданием в 2010 году Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации ему были подчинены все военно-учебные заведения. Таким образом, органы военного управления, которым предстояло работать с выпускниками военных вузов, были отстранены от процесса их подготовки.

Со времен СССР военно­служащий за период прохождения службы мог получить 3 высших образования: в военном училище (военном институте, военном университете), в военной академии и в Военной академии Генерального штаба. Кроме того, при назначении на высшую воинскую должность и в других случаях офицер проходил дополнительное обучение или переподготовку в учебных центрах, на курсах и т.д.

С сентября 2011 года трех­уровневая структура военного образования была упразднена, теперь офицер получал только одно высшее образование. Бывшее 2-летнее обучение в видовой военной академии и 2-летнее – в Военной академии Генерального штаба заменялось 8–10-месячными академическими курсами в системе дополнительного образования.

В 2008 году было обращено внимание на «перепроизводство» офицеров. В результате реформы Вооруженных Сил количество офицеров к 2012 году сократилось на 60 %. Не всем выпускникам предоставлялись первичные офицерские должности. Часть из них назначалась на должности сержантов или одновременно с выпуском увольнялась в запас. Поэтому в 2010/11 годах практически прекратился набор курсантов на первый курс военно-учебных заведений. Значительно сократился набор в военные академии. В 2012 году в военные вузы поступили лишь 2,2 тыс. человек. Для сохранения педагогических кадров военные вузы вместо офицеров начали на платной основе готовить гражданских специалистов (студентов). В вузах появились факультеты (центры) по подготовке сержантов-контрактников. Первыми к подготовке сержантов по программам среднего профессионального образования с декабря 2009 года приступили в Рязанском филиале ВУНЦ Сухопутных войск. Эта деятельность приобрела особую актуальность в связи с ликвидацией с 2009 года института прапорщиков и мичманов. Профессионально подготовленные сержанты должны были составить основу младшего командного состава. Программа их подготовки была рассчитана на 34 месяца.

Смотрите так же:  Ресо страховая компания отзывы клиентов осаго

Утверждение и введение в 2011 году ФГОС третьего поколения поставили систему военного образования в критическую ситуацию, т.к. почти в 3 раза сократился бюджет времени на предметы профессиональной деятельности по отношению к дисциплинам федерального компонента.

В этих условиях рядом военных вузов предпринимались попытки внедрения «модульно-рейтинговой системы обучения», ориентированной на формирование у обучаемых не знаний, умений и навыков, а определенных компетенций специалиста под конкретную должность. Таким образом, кругозор выпускника становился более узким, и в дальнейшем требовалось большее число его переподготовок.

В конце 2012 года со сменой руководства Министерства обороны Российской Федерации начался новый этап реформирования системы военного образования. Многие ранее принятые решения были отменены. С марта 2013 года все образовательные учреждения были выведены из подчинения Департамента образования и переподчинены заказчикам подготовки кадров – заместителям министра обороны, главнокомандующим видами, командующим родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка кадров. Через два месяца Департамент образования вновь вошел в состав Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации в качестве структурного подразделения – управления (военного образования).

В настоящее время система военного образования – это отлаженный и эффективно работающий механизм, основными задачами которой является подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военных кадров.

Для решения этих задач сформирован облик сети высших военно-учебных заведений Минобороны России. В нее включены 28 вузов и 8 филиалов. Среди них 3 военных учебно-научных центра видов Вооруженных Сил Российской Федерации, 11 военных академий, один военный университет, 12 военных училищ и Военный институт физической культуры (см. фото 1 на с. 5).

Результаты внезапных проверок войск и опыт их применения показали необходимость усиления практической направленности обучения, введения для слушателей и курсантов режима подготовки, максимально приближенного к условиям прохождения военной службы в войсках.

В этой связи были скорректированы подходы к организации учебного процесса. В основу планирования положены боевые уставы, наставления и инструкции, результаты тактико-специальных учений. Практики и стажировки синхронизированы с мероприятиями боевой подготовки войск. Совместные межвузовские командно-штабные учения и военные игры проводятся на едином театре военных действий с участием соответствующих командований. Уровень знаний и умений слушателей и курсантов оценивается в соответствии с нормативами по боевой подготовке.

В учебно-методические материалы включен опыт применения войск (сил) в вооруженных конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации (см. фото 2).

С 1 сентября 2016 года все образовательные организации Минобороны России приступили к использованию в учебном процессе электронных учебников. В этих целях:

  • вузами разработано и оцифровано более 12 тыс. электронных учебников и учебных пособий основной учебной литературы. Электронные учебники и пособия имеют интерактивную визуализацию учебного материала, содержат 3D модели реальных объектов вооружения и военной техники и стереоэффекты работы узлов, механизмов, а также видео­материалы для освоения обучающих курсов;
  • по одинаковым для всех вузов военно-профессиональным дисциплинам разработан 71 базовый электронный учебник;
  • создан электронно-цифровой образовательный ресурс;
  • для повышения доступности электронных учебных материалов сформирована единая база образовательных ресурсов, все вузы подключены к электронным ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина и библиотекам других вузов;
  • слушатели и курсанты, обучающиеся по основным образовательным программам, обеспечиваются ноутбуками и flash-накопителями – закуплено 8 тыс. ноутбуков и более 102 тыс. flash-накопителей, на которые записаны необходимые для обучения учебно-методические материалы, электронные учебники и пособия, учебные планы (программы), расписания занятий на весь период обу­чения;
  • продолжается работа по повышению доступности образовательных и информационных ресурсов (см. фото 3).

Дальнейшее развитие электронной информационной образовательной среды направлено на расширение ее возможностей и обеспечение доступности военнослужащим как в период обучения в вузе, так и во время службы в войсках.

В этих целях предусмотрено создание закрытых сегментов электронных изданий, наполнение электронной библиотеки ресурсами научно-исследовательских организаций, расширение взаимодействия ресурсов военно-учебных заведений и профильных гражданских вузов.

Осуществляется подключение к единой информационной образовательной среде всех воинских частей для предоставления военнослужащим, независимо от места прохождения военной службы, возможности использовать образовательные ресурсы в интересах повышения уровня профессиональных знаний, постоянного поддержания контакта с ведущими кафедрами и обеспечения непрерывной профессиональной подготовки в течение всего периода военной службы.

Принятые меры по совершенствованию системы военного образования позволят повысить качество подготовки слушателей и курсантов.

Реформирование затронуло и довузовское военное образование. С 2008 года в Министерстве обороны Российской Федерации появилось учебное заведение нового типа – Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Через 2 года началось формирование сети президентских кадетских училищ (по 1 в каждом федеральном округе). Они предназначались для поддержки талантливых детей, ориентированных на государственную службу, как на военном, так и на гражданском поприще и создавались на фондах ликвидируемых военно-учебных заведений Министерства обороны.

С 2011 года все довузовские учреждения Министерства обороны Российской Федерации перешли на 7-летний срок обучения. Они начали принимать мальчиков и девочек, закончивших 5 классов общеобразовательной школы. В 2008 году было установлено, что в учреждениях довузовской подготовки обучается только 4–6 % детей из семей военнослужащих. После этого преимущество в поступлении было отдано детям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил. В 2012 году в Минобороны России функционировало 7 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище, 3 президентских кадетских училища (Оренбургское, Ставропольское и Краснодарское), 3 кадетских корпуса (в т.ч. Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации») и Московское военно-музыкальное училище. В них обучалось около 7,5 тыс. человек.

Процесс гуманизации военного образования особо затронул организацию учебного процесса суворовцев и нахимовцев. Должности воспитателей вместо офицеров заместили гражданским персоналом, было отменено несение воспитанниками нарядов в ночное время, строевую подготовку заменили занятиями спортом. С 2010 года парадные расчеты суворовцев и нахимовцев, кроме барабанщиков Московского военно-музыкального училища, не привлекались к участию в военных парадах на Красной площади.

Реформы российского военного образования, проводившиеся в 2008–2012 годах только с позиции экономической целесообразности и без учета воинских традиций, вызвали отрицательную реакцию среди большинства военнослужащих и в обществе в целом.

В 2013–2014 гг. в довузовских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации возобновилось соблюдение требований общевоинских уставов в части выполнения воинского приветствия, проведения ритуалов подъема, утреннего осмотра и вечерней поверки. Суворовцы, нахимовцы и кадеты вновь начали участвовать в военных парадах. В учебные программы был введен предмет «Основы военной (военно-морской) подготовки», предусматривающий изучение основ строевой и огневой подготовки, общевоинских уставов, тактики, радиационной, химической и биологической защиты и др. В старших классах в рамках дополнительного образования ввели оборонно-спортивный профиль и военное страноведение. В летнее время начали проводить 2–3-недельные полевые занятия или морскую практику. Были сняты ограничения на поступление в довузовские учреждения детей, не являющихся членами семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (см. фото 4).

Сеть довузовских учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации на 1 января 2018 года включает в себя 10 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище с филиалами в Севастополе, Владивостоке и Мурманске, 6 президентских кадетских училищ, 5 кадетских корпусов и Московское военно-музыкальное училище им. генерал-лейтенанта В.М. Халилова. С 2015 года в 3 военных образовательных организациях высшего образования действуют кадетские школы для одаренных детей (спортивная, инженерная и IT-технологий).

С открытием в 2017 году Петрозаводского президентского кадетского училища завершено выполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании сети средних учебных заведений, охватывающей все федеральные округа. Введен в строй филиал Нахимовского военно-морского училища в Мурманске.

Благодаря современной учебно-материальной базе, реализации дополнительных образовательных программ «военной направленности», усиленной физической подготовке, проведению практики в военно-учебных заведениях и на полигонах, воспитанники наших довузовских учебных заведений сегодня являются наиболее подготовленными и мотивированными абитуриентами для поступления в вузы Минобороны России.

С 2015 года обучающиеся довузовских образовательных организаций Минобороны России, в том числе обучающиеся президентских кадетских училищ, обеспечиваются вещевым имуществом (форменной одеждой нового образца).

90 % выпускников довузовских образовательных организаций поступают в военные вузы.

В 2013 году началась реализация Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым Министерство обороны (как федеральный государственный орган, готовящий кадры в интересах обороны) было наделено полномочиями по установлению особенностей образовательной, методической и научной деятельности в высших военно-учебных заведениях. Утверждены новые ФГОС высшего образования по 12 направлениям подготовки офицеров. Слушатели военных академий вновь были переведены на 2-летние программы обучения.

В марте 2013 года Министром обороны Российской Федерации утверждена типовая структура военно-учебного заведения, в соответствии с которой были восстановлены ранее ликвидированные структурные подразделения и отдельные должности. В военные вузы на первые курсы были набраны около 15 тыс. человек, что почти в 7,5 раз превысило показатели 2012 года.

В сентябре 2014 года издан приказ Министра обороны Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“», который ввел «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации». Приказом определено, что высшие военно-­учебные заведения реализуют основные профессиональные образовательные программы – образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы адъюнктуры и программы ординатуры) и образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих).

В военных училищах и в Военном институте физической культуры курсанты осваивают программу специалитета. Их выпускники предназначены для замещения младших офицерских должностей ротного и батальонного звена. Профильная (видовая) академия позволяет окончить магистратуру. Ее выпускники могут занимать должности командира полка или бригады, заместителя командира дивизии. Магистратура ВАГШ открывает путь к еще более высоким воинским должностям.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития системы военного образования, утвержденного Президентом Российской Федерации в январе 2014 г. № Пр-141, Минобороны России выполнены следующие мероприятия:

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Военная академия Министерства обороны Российской Федерации получили право и перешли на подготовку слушателей по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам. Это позволило решить поставленную задачу за счет расширения прав вузов в формировании учебных программ, их оперативной корректировки с учетом опыта войск и усиления практической составляющей образовательного процесса;

  • сформированная сеть военно-учебных заведений составляет основу системы военного образования и соответствует количественным и качественным потребностям Вооруженных Сил в подготовке военных кадров;
  • военно-учебными заведениями разработаны и утверждены Министром обороны Российской Федерации планы развития вузов до 2020 года, выполнение которых контролируется управлением (военного образования);
  • для отражения особенностей осуществляемой образовательной деятельности военно-учебным заведениям возвращены их исторически сложившиеся названия, присвоенные ранее почетные наименования и государственные награды. Часть филиалов военных учебно-научных центров и военных академий приобрели самостоятельность – в основном те военно-учебные заведения, которые выполняли кадровый заказ конкретного вида или рода войск. Среди них – Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В.Ф. Маргелова, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова и др. Остановлен процесс расформирования авиационного училища штурманов в Челябинске, ставшего филиалом Военно-воздушной академии.

В целях участия научно-педагогического состава вузов в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, примерных основных образовательных программ высшего образования, координации образовательной деятельности военно-учебных заведений по основным образовательным программам, обеспечения качества и развития содержания высшего образования приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2015 г. № 593 создано Федеральное учебно-методическое объединение военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки высшего образования «Военное управление».

Уже сегодня оно активно работает над актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов, координирует образовательную деятельность вузов в интересах обеспечения качества и развития высшего образования.

В дальнейшем федеральное УМО мы видим в качестве основной площадки для формирования содержания обучения слушателей и курсантов, выработки предложений по сопряжению военно-профессиональной составляющей подготовки по уровням военного управления (оперативно-стратегический, оперативно-тактический и тактический), внедрению единых подходов к методике преподавания дисциплин профессионального цикла и проведению межвузовских военных игр, командно-штабных и тактико-специальных учений (см. фото 5).

В 2010–2011 годах Минобороны России впервые выступило в качестве разработчика проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. В перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования включена укрупненная группа специальностей и направлений подготовки высшего образования 56.00.00 «Военное управление».

Вузами Минобороны России были разработаны и Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены 12 проектов ФГОС по направлениям подготовки магистратуры и 28 проектов ФГОС по специальностям высшего образования. Из них 12 ФГОС магистратуры и 5 ФГОС специалитета вошли в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки высшего образования 56.00.00 «Военное управление».

В 2015 году на основании предложений, подготовленных совместно с ФСБ России, Министерством образования и науки Российской Федерации сформирован Координационный совет по области образования «Оборона и безопасность государства. Военные науки».

На качество подготовки курсантов военных образовательных организаций большое влияние оказывают организованные Минобороны России конкурсные мероприятия, одним из которых является Международная олимпиада.

В 2017 году проведена III Международная олимпиада курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку, математике, информатике, военной истории и военно-профессиональной подготовке (см. фото 6).

Смотрите так же:  Трудовой договор статус временное убежище

В них принимают участие команды военно-учебных заведений Минобороны России, команды вузов государств – участников СНГ, команды гражданских вузов и команды научных рот Минобороны.

Впервые в 2017 году одним из организаторов олимпиады выступало иностранное военно-учебное заведение – Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи Минобороны Казахстана (г. Алматы, Республика Казахстан), на базе которого прошли состязания по математике.

В 2018 году впервые наравне с уже традиционными участниками Международной олимпиады во всех состязаниях планируется участие команды вузов Министерства обороны Республики Узбекистан.

В этом году, помимо России, еще три государства примут участников финального этапа олимпиады: по иностранному языку – Республика Армения, по военной истории – Республика Беларусь, по математике – Республика Казахстан (см. фото 7).

С учетом накопленного опыта Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации как основной организатор Международной олимпиады постоянно стремится к совершенствованию практики ее проведения, созданию для стран-участниц равных условий, что укрепляет престиж олимпиады как значимого мероприятия на образовательном пространстве Содружества.

Важной кадровой задачей является сохранение и развитие научного потенциала и научных школ в военно-учебных заведениях и научно-исследовательских организациях Минобороны России.

Благодаря принимаемым Главным управлением кадров Минобороны России мерам на протяжении последних лет научный потенциал военно-­учебных заведений остается стабильным и составляет в среднем 65 % (укомплектованность преподавателями с учеными степенями), что позволяет обеспечить требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ.

Немаловажную роль в сохранении и развитии научного потенциала вузов играют научные школы. Для решения вопросов оценки научных школ потребовалось разработать целостный методический аппарат идентификации и сопровождения деятельности научных школ в Минобороны России.

В этих целях Главным управлением кадров Минобороны России в 2013 году было организовано выполнение комплексной научно-исследовательской работы (далее – КНИР) на эту тему. По результатам выполнения КНИР 4 августа 2016 года статс-секретарем – заместителем Министра обороны Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по организации деятельности военно-научных школ в Министерстве обороны Российской Федерации (далее – Методические рекомендации).

Методическими рекомендациями установлены основные определения и система классификации военно-научных школ, порядок регистрации, методический аппарат оценки состояния и динамики их развития.

На основании ежегодного представления вузами и НИО сведений о деятельности военно-научных школ впервые разработан и утвержден 13 июля 2017 года начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации Реестр военно-научных школ военных образовательных организаций высшего образования и научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации в 2017 году.

Вузами и НИО было заявлено 390 военно-научных школ (284 – вузы, 106 – НИО). Из них 40 коллективов не были идентифицированы как научные школы (см. фото 8).

Главным управлением кадров Минобороны России проводится работа по повышению статуса преподавателя военно-учебного заведения.

Важной составляющей этой работы является стимулирование образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся военно-учебных заведений.

С 2003 года в вузах Минобороны России проводился конкурс на лучшие научные работы по проблемам военного образования. По итогам конкурса присуждались 2 первые премии по 3 тысячи рублей, 4 вторые премии по 2,5 тысячи рублей, 6 третьих премий по 1,5 тысячи рублей.

В 2007 году размеры премий были увеличены: первой – до 50 тысяч рублей, второй – до 40 тысяч рублей, третьей – до 30 тысяч рублей.

В 2008 году взамен ранее проводившегося конкурса утверждено Положение о конкурсе на лучшие научные работы, выполненные личным составом органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также постоянным составом, адъюнктами и докторантами образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Конкурс проводится по двум разделам:

  • по научным работам в области военной науки и техники;
  • по научным работам в области исследования проблем военного образования, воинского воспитания и подготовки кадров, а также учебникам.

По каждому разделу присуждаются 2 первые премии по 350 тысяч рублей, 4 вторые премии по 300 тысяч рублей, 6 третьих премий по 250 тысяч рублей.

Кроме того, по каждому разделу впервые были введены 1 премия за реализацию диссертации на соискание ученой степени доктора наук в размере 350 тысяч рублей, 2 премии за реализацию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в размере 250 тысяч рублей.

Также в 2008 году был учрежден конкурс на лучшие научные работы слушателей и курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (ранее подобный конкурс проводился Минобразования России).

Для награждения авторов лучших научных работ были установлены 30 премий по 60 тысяч рублей каждая.

Начиная с 2013 года впервые учреждены знаки отличия «За лучшую научную работу», которые вручаются победителям конкурсов на лучшие научные работы, ставшим лауреатами премий.

Еще одной мерой стимулирования педагогической деятельности является конкурсный отбор лучших преподавателей вузов Минобороны России, учрежденный в 2000 году.

В 2007 году увеличено с 15 до 50 количество премий, присуждаемых преподавателям за высокие результаты, достигнутые в педагогической деятельности, а их размер с 3 до 37 тысяч рублей.

А уже в 2008 году их число и размер увеличились до 150 премий по 100 тысяч рублей. В настоящее время преподавателям присуждается 100 премий по 150 тысяч рублей.

Премии победителям конкурсов от имени Министра обороны Российской Федерации вручаются в торжественной обстановке на военно-научных конференциях, собраниях личного состава, заседаниях ученого совета вуза.

В целях выбора специальностей последующей подготовки выпускников в военных вузах, в учебном процессе довузовских учебных заведений широкое распространение получают современные и перспективные направления науки и техники.

С этой целью в 2018 году будут введены два многофункциональных учебных корпуса в Нахимовском военно-морском училище в Санкт-Петербурге, а также физико-математическая школа для одаренных детей Военной академии РВСН в г. Балашихе.

В последующем спланировано открытие филиалов Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» в городах Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также филиала (школа для одаренных детей) Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко на базе современного Военного инновационного технополиса «ЭРА» в г. Анапе.

Успешная организация научной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся – результат развития и широкого применения в училищах инновационных образовательных методик, основанных на применении современных технических средств и использовании базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы, а также взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, в том числе военными, и крупнейшими государственными корпорациями и промышленными объединениями.

В прошедшем году во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина в целях углубленного изучения суворовцами основ и направлений военной науки с использованием специализированного лабораторного оборудования в Московском и Тульском суворовских военных училищах созданы научные классы.

Оснащение лабораторным оборудованием осуществлено Госкорпорацией «Росатом».

Теоретическая и практическая подготовка суворовцев, помимо учебных аудиторий, ведется на базе ведущих государственных корпораций, отраслевых научно-производственных объединений, научно-исследовательских институтов и предприятий военно-промышленного комплекса: НПО «Элерон» («Росатом»), РКК «Энергия», ВНИИ «Сигнал» и др.

К учебному процессу в «научных классах» привлекаются специалисты ведущих образовательных организаций высшего образования, в том числе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Института высокоточных систем имени В.П. Грязева при Тульском государственном университете.

Учитывая профиль обучения в «научных классах», обучающиеся училищ совместно с военнослужащими научных рот военных образовательных организаций высшего образования участвуют в разработке технических проектов и программных продуктов, в том числе военного профиля.

В октябре-ноябре 2017 года выполненные суворовцами с использованием специализированного лабораторного оборудования технические проекты завоевали призовые места на региональных научно-практических выставках, ведомственных конкурсах, а также на XII Всероссийской инновационной молодежной научно-инженерной выставке «Политехника», проведенной в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана.

Есть уверенность в том, что продуктивный опыт Московского и Тульского суворовских военных училищ по созданию научных классов будет востребован и широко внедрен в других образовательных организациях.

В большинстве учебных заведений оборудованы специализированные классы для обучения детей робототехнике (в Мурманском филиале Нахимовского военно-морского училища – подводной робототехнике), авиа- и судомоделированию, автомобильной подготовке и так далее. В школах для одаренных детей обучающиеся получают знания и практические навыки в области инженерных наук, IT-технологий, физической культуры и спорта и др.

Среди обучающихся довузовских образовательных организаций (далее – училища) Минобороны России ежегодно проводится Всеармейский фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку».

Проектно-исследовательские работы обучающихся училищ оцениваются экспертными группами компетентного жюри в трех секциях:

  1. «Математика, физика и информатика».
  2. «Естественнонаучные дисциплины».
  3. «Социально-гуманитарные дисциплины».

Работы четвертой секции «Выставка научно-технического прикладного творчества» оцениваются всеми членами жюри и участниками фестиваля.

Целями Фестиваля являются: развитие инженерного мышления, технического творчества и интеллектуального потенциала личности воспитанников училищ.

  • создать условия для развития интеллектуального потенциала обучающихся, формирования у них ключевых образовательных компетенций;
  • способствовать развитию у воспитанников мотивации к проектной, научно-исследовательской деятельности;
  • стимулировать познавательную деятельность обу­чающихся, освоение ими методов проведения научных исследований, способов представления их результатов;
  • выявлять одаренных воспитанников, обладающих высоким творческим потенциалом;
  • содействовать саморазвитию и самореализации обучающихся путем сознательного и активного приобретения ими нового социального опыта, формировать ориентацию на широкую образованность, интеллектуальное и творческое развитие;
  • расширить взаимодействие между образовательными организациями в различных областях научной и творческой деятельности;
  • способствовать развитию у обучающихся навыков коммуникации, содействовать приобретению ими опыта публичных выступлений и культуры ведения дискуссий.

Участниками Фестиваля являются обучающиеся 7–11 классов довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее – училища).

В 2017 году третий Фестиваль прошел на базе Оренбургского президентского кадетского училища.

Среди обучающихся ежегодно проводятся всеармейские олимпиады по математике, физике и иностранному языку.

Основными задачами олимпиад являются:

  • создание условий для поддержки одаренных воспитанников, развитие у них интереса к научной деятельности;
  • обмен опытом между преподавателями училищ по вопросам организации работы с одаренными воспитанниками.

Олимпиады проводятся среди обучающихся 8–11 классов.

В марте 2018 года очный этап XVIII Всеармейской олимпиады по математике и VI Всеармейской олимпиады по физике «Физика в военном деле» проводится на базе Ставропольского президентского кадетского училища, VII Всеармейской олимпиады по иностранному языку – на базе Военного университета.

В Минобороны России среди обучающихся довузовских образовательных организаций ежегодно проводится Всеармейский кинофестиваль любительских короткометражных фильмов «Кадетский взгляд».

В 2017 году второй по счету кинофестиваль был посвящен Году Экологии и проводился на базе Оренбургского президентского кадетского училища под девизом «Нам этот мир завещано беречь».

В конкурсную программу были включены игровые короткометражные фильмы и социальные ролики.

Основной информационной площадкой по освещению вопросов состояния и развития военного образования, применения передовых образовательных технологий и методик обучения, роли личности в образовании, истории образования и других вопросов развития системы военного образования является рецензируемый научно-популярный журнал «Вестник военного образования», издаваемый с 2016 года (см. фото 9 на с. 15).

Основные перспективные задачи развития системы военного образования были определены в ноябре 2016 года на учебно-методическом сборе «Военное образование – на службе Отечеству!» (см. фото 10).

Напомню, что в работе сбора приняли участие 568 человек, в том числе представители Совета Федерации и Государственной Думы, Минобрнауки России, Общественного совета при Минобороны России, ветераны-военачальники, ректоры ведущих гражданских вузов, а также начальники вузов «силовых» структур. По видеоконференц­связи мероприятия транслировались в 41 учебное заведение Минобороны России.

В ходе сбора выработаны единые подходы к оперативной актуализации содержания и внедрению в учебный процесс опыта войск, в том числе в Сирийской Арабской Республике, совершенствованию методики подготовки слушателей и курсантов, реализации новых технологий обучения с учетом развития электронной образовательной среды вузов и использования в образовательном процессе электронных учебников.

По итогам пленарного заседания принята декларация, в которой определены основные направления развития военного образования, обозначены позиции по совершенствованию содержания подготовки военных кадров, сближению военной и гражданской высшей школы.

В целях практической реализации выработанных предложений начальниками, имеющими в подчинении образовательные организации, для каждого учебного заведения утверждены планы реализации декларации, решений и задач по итогам сбора.

Организация функционирования и развития системы военного образования – одна из важнейших функций Главного управления кадров и Управления военного образования.

Генерал-полковник ГОРЕМЫКИН Виктор Петрович – начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный военный специалист Российской Федерации

Читайте так же:

  • Налоговая отчетность при енвд в 2019 году Сдаем в 2019 году ЕНВД-декларацию по новой форме В 2019 году «вмененщики» отчитаются по ЕНВД, используя новую форму декларации. Она утверждена приказом ФНС России от 26 июня 2018 г. № ММВ-7-3/[email protected] Как отчитывались до 2019 года Напомним, что с 2018 года […]
  • Приказ минтранса no 153 Приказ Министерства транспорта РФ от 18 апреля 2018 г. № 153 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя подведомственной Министерству транспорта Российской Федерации федеральной государственной образовательной […]
  • Приказ 23ц Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 23 января 2018 г. № 23 “Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации” В целях реализации части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № […]
  • Детские пособия в 2019 году тюмень Детские пособия в Тюменской области в 2019 году Федеральные детские выплаты в Тюменской области в 2019 г Размеры федеральных пособий рассчитаны на основании Постановления Правительства РФ Постановлением от 24 января 2019 года №32 «Об утверждении размера индексации […]
  • Льготная пенсия маркшейдерам Официальный сайт органов власти МО "Селенгинский район" Льготная пенсия работникам, занятым на подземных и открытых горных работах Определенной категории работников, занятых на подземных и открытых горных работах, наряду с досрочным пенсионным обеспечением, […]
  • Федеральный закон 68 от 06042019 Федеральный закон 68 от 06042019 Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 […]