Фритредерство и таможенная пошлина

Основные направления развития таможенной политики

В известной мере упрощая историю торговли, ее можно рассматривать как процесс чередования смены систем взимания торговых пошлин в разное время и в разных странах в зависимости от их политических интересов и уровня экономического развития. Необходимо сказать, что этот процесс всегда протекал между двумя крайностями – от фритредерства до протекционизма.

Фритредерство (англ. Free trade – свободная торговля) – течение в экономической политике промышленной буржуазии (возникло в Англии, где достигло особого влияния в 1-й половине XIX в.), считавшее, что основой экономической политики является свобода торговли и невмешательство государства в хозяйственную жизнь. Основная цель фритредерства состояла в отмене таможенных пошлин и вывозных премий, в установлении свободного ввоза и вывоза товаров [9] .

Фритредерскую школу в России представляли: профессор Киевского и Московского университетов И. В. Вернадский, министр финансов Н. Х. Бунге. Идеи Адама Смита пропагандировались в «Трудах Вольного экономического общества». В этой связи следует отметить русского писателя и экономиста М. Д. Чулкова (1743 – 1795), видного экономиста А. К. Шторха (1766 – 1836). Их взгляды, изложенные в научных трудах и докладах, оказывали отрицательное влияние на таможенную политику. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила широкого применения в России, в таможенной политике побеждали протекционистские тенденции. М. Н. Соболев подробно рассматривает обе тенденции в таможенной политике России во второй половине XIX в. и приходит к выводу, что фритредерство теряет своих сторонников. Идея фритредерства оставалась популярной среди предпринимателей, которые стремились выйти на международный рынок.

Протекционизм – система экономических мероприятий капиталистических государств, направленных к насаждению в стране крупной промышленности и ограждению ее от иностранной конкуренции с целью повышения прибылей капиталистов. В области сельского хозяйства – к повышению доходов помещичьих и кулацких хозяйств. К этим мероприятиям относятся: высокие таможенные пошлины на иностранные товары с целью сократить их ввоз, поощрение экспорта понижением вывозных пошлин, выдача денежных субсидий отдельным капиталистам и т. д. Протекционизм возник в XVII в. в Англии и получил широкое распространение в эпоху промышленного капитализма. Протекционизм вызывает рост цен на товары на внутреннем рынке и ведет к снижению жизненного уровня широких масс трудящихся [10] .

Во Франции протекционизм был введен в 1667 г., в Пруссии – в конце XVII в., России и Австрии – в начале XVIII века. Ярким представителем идей протекционизма был германский экономист Фридрих Лист.

Основная философская посылка Ф. Листа заключалась в том, что национальное богатство состоит не в количестве меновых ценностей, а в развитии производительных сил. Еще ранее, за 50 лет до Листа, идеи протекционизма развивал американец Александр Гамильтон, бывший министром финансов в правительстве Дж. Вашингтона. Обосновывая потребность в необходимости введения протекционизма, упоминаемые авторы реализовали свои взгляды в практике таможенного дела. Идеи протекционизма были близки Наполеону I. Об этом свидетельствует его высказывание о том, что «таможня должна служить не ко взиманию подати, а к поощрению промышленности». Являясь представителями школы свободной торговли, Джон Стюарт Миль, Мишель Шевалье, Сен-Жан Батист считали, что для того чтобы выдержать конкуренцию с иностранными государствами в развитии промышленности, необходимо ограждать себя охранительным тарифом до тех пор, пока отечественные изделия смогут состязаться с иностранными. Как идеальный путь развития России рассматривал протекционизм Н. С. Мордвинов. Он считал, что только через развитие промышленности можно достичь высокого уровня всего народного хозяйства, и в первую очередь сельскохозяйственного производства. «Земледелец без ремесленника есть производитель грубый и неуспешный, обремененный игом, трудом по несовершенству орудий своих… без ремесел и рукоделий коснеет и само просвещение. Народ, имеющий только земледельцев и купцов, коснеет в бедности и всяких недостатках и, что важнее всего, не может быть народом свободным, ибо зависит от других по удовлетворению первейшим его нуждам». Взгляды Мордвинова поддерживали декабристы. Они намеревались включить его в состав будущего революционного правительства. Убежденным сторонником протекционизма в России был Е. Ф. Канкрин. В ряде своих трудов по экономике он обосновывает необходимость использования таможенного механизма для регулирования развития промышленности и внешней торговли. Канкрин впервые разработал положение о составлении тарифов. Он считал, что тарифом должны предусматриваться ценовые пошлины и, как исключение, пошлины с меры и веса. Тариф должен быть подробен и ясен. При привозе товаров, не упомянутых в тарифе, к которым он может быть применен различно, следует держаться умеренных мер, умеренной пошлины. «Никто, не исключая придворного ведомства, не должен пользоваться особыми привилегиями», – писал Канкрин. Он считал, что при вывозе за границу собственных продуктов следует устанавливать небольшую пошлину, а пропускать беспошлинно – это предубеждение [11] .

Протекционизм – это государственность, утверждал Д. И. Менделеев. В своих работах он обстоятельно анализирует экономическое развитие Западной Европы и России и на конкретных примерах доказывает важность протекционизма и его взаимосвязь со свободной торговлей [12] . Он приходит к выводу, что его начальная форма стремится к тому, чтобы в стране развивались все отрасли промышленности, удовлетворяющие потребности всех слоев населения, а потому все, что ввозится, облагается высокими пошлинами или просто запрещается к ввозу. Протекционизм вторичный выполняет охранительные функции, потому что не заботится о развитии новых видов промышленности, а охраняет существующие производства.

Первое из этих понятий (фритредерство) означает свободу от всех торговых пошлин, предоставляющую возможность беспрепятственно провозить и продавать товары и полностью открывающую рынок для конкуренции другим, неместным производителям, второе – установление такого высокого размера пошлин, при котором становится невозможным получить прибыль, продавая привезенный товар, следовательно, теряется экономический смысл его привоза, и хозяевами на рынке становятся местные производители, не платящие торговых пошлин.

Развитие таможенной политики в любом государстве непосредственно зависит от конкретных экономических условий страны, сложившихся традиций, внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры. На развитие страны оказывали влияние определенные правящие круги, промышленники, финансисты, помещики, таким образом таможенная политика менялась в зависимости от теоретических воззрений протекционистов и фритредеров на разных этапах развития.

Протекционизм и фритредерство

Основными инструментами регулирования внешней торговли являются протекционизм и фритредерство.Протекционизм — защита от иностранной конкуренции посредством прямого и косвенного ограничения ввоза товаров с целью поощрения развития собственной экономики. Политика жесткого протекционизма (защиты) собственной промышленности была характерна для периода’ХУ-ХУ111 вв., когда государства всячески стимулировали экспорт и сдерживали импорт товаров путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров.

Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли.Фритредерство, илиполитика свободной торговли, — это отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Основой такой хозяйственной политики сталатеория сравнительных издержек Д. Рикардо, обосновывающая преимущества международного разделения труда и развития международной торговли.

Для национальных экономик большая открытость, либерализация торговли характерны в периоды высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала (например, Англия на рубеже XIX и XX вв., США после второй мировой войны). И напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма. Среди этих аргументов такие, как необходимость защиты новых отраслей, защиты от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы, необходимость диверсификации экономики, защита отраслей, связанных с национальной обороной и, наконец, необходимость принятия ответных мер, если барьеры возводят партнеры по торговле.

Таможенные тарифы

Классическим видом торгового протекционизма являются импортные пошлины. Пошлина — государственный налог, которым облагается товар, пропускаемый через таможенную границу данной страны. Цели взимания пошлин * фискальные (с товаров, не мешающих национальному производству, например кофе, какао для Западной Европы), протекционистские (на промышленные товары), запретительные. Первоначально они носили преимущественно фискальный характер, сейчас фискальный характер сокращается, но все же пошлины остаются важным видом доходов государственного бюджета. Защитная (протекционистская) пошлина. — это пошлина, установленная с целью защитить внутренних производителей товара от конкуренции иностранных производителей. По объекту взимания выделяются ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Существуют также гербовые и статистические сборы. По способу взимания различаются специфические пошлины — с единицы объема, веса, иногда со штуки товара, а также пошлины с цены (ad valorem), которая рассчитывается в процентах от цены товара.

В зависимости от обстоятельств применения пошлины на один и тот же товар могут быть различными: общие пошлины обычно имеют максимальную величину. Минимальные пошлины применяются к поставкам товаров из тех стран, с которыми страна-импортер имеет особые соглашения. Конвенционные (договорные) пошлины применяются в торговле между странами, которые имеют соглашение о применении принципа наиболее благоприятствуемой нации. Принцип наибольшего благоприятствования в торговле — статья в торговом соглашении одной страны с другой, предусматривающая, что импорт другой страны в первую будет облагаться более низкими пошлинами, чем импорт любой третьей страны. Преференциальные пошлины (особо льготные) применяются в отношении товаров из развивающихся стран. Также могут быть дифференциальные, антидемпинговые, карательные пошлины, импортные налоги, акцизы.

Смотрите так же:  Приставы судебные порядок взыскания долга

Перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров, товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту, а также ставок таможенных пошлин носит названиетаможенного тарифа.

Введение таможенных тарифов влияет прежде всего на потребителей импортируемых товаров, которые вынуждены платить большую сумму денег за их приобретение или покупать такие товары в меньшем количестве. Практика показывает, что после введения таможенных тарифов растут цены не только на импортные, но и на аналогичные отечественные товары. Все это вместе приводит к снижению потребительского излишка (ренты потребителя) для населения данной страны.

Необходимо иметь в виду, что отечественные производители первоначально выигрывают от ввода тарифов, так как покупатели вынуждены обратиться к их товарам. Но, как правило, этот выигрыш не перекрывает потери потребителей, поскольку они поставлены теперь перед необходимостью покупать и отечественные, и импортные товары по более высоким ценам.

Протекционизм следует рассматривать как сложное явление современных международных экономических отношений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который можно направить на социальные программы, снижение налогов и т.д. Особенно это относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как один из источников государственных доходов. От ‘/, до */, государственного бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспечивается в настоящее время за счет таможенных пошлин. Политика протекционизма во многих странах направлена для поддержки новых отраслей, создания дополнительных рабочих мест, защиты национальной безопасности и национального престижа.

Однако следует заметить, что протекционизм в целом приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у производителей снижаются побудительные мотивы поиска новых технологий, ведущих к снижению издержек производства.

В настоящее время наметилась устойчивая тенденция к снижению общего уровня таможенных тарифов в разных странах. Она стала возможной благодаря деятельностиГАТТ ( Генеральное соглашение по тарифам и торговле) —международной организации, действующей на базе межправительственного соглашения и регламентирующей торговую и тарифную политику стран-участниц этого соглашения. В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле, основанное на трех кардинальных принципах: 1) равный, недискриминационный режим для всех стран-участниц; 2) снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров; 3) устранение импортных квот. По существу, ГАТТ есть не что иное как форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ входят более 100 стран и ясно, что эта организация стала важным фактором в либерализации торговли. В последнее время в сферу ее деятельности включены и вопросы торговли услугами (банковские, страховые, транспортные операции, вопросы режима инвестиций и защиты интеллектуальной собственности и др.).

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 1924 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Смотреть что такое «ФРИТРЕДЕРЫ» в других словарях:

Фритредеры — представители движения промышленной буржуазии в Великобритании и ряде др. стран за свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую деятельность (см. Фритредерство) … Большая советская энциклопедия

ФРИТРЕДЕРЫ — (от англ. free trade свободная торговля) представители движения англ. буржуазии за свободу торговли и невмешательство государства в частно предпринимательскую деятельность. Идеи свободной торговли получили широкое распространение в Англии в… … Советская историческая энциклопедия

фритредеры — фритр едеры, ов, ед. ч. дер, а … Русский орфографический словарь

Фритредеры — сторонника системы свободной внешней торговли, противники протекционизма (см.) … Популярный политический словарь

Фритредерство — (от англ. free trade свободная торговля) направление в экономической теории и политике промышленной буржуазии, выдвигавшее требования свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. … … Большая советская энциклопедия

Австралия — I (т. е. южная страна) название, которое прежде давалось многочисленным островам, разбросанным в Тихом океане от границ Азии и Индийского океана до берегов Америки. В тесном смысле Австралией называется теперь лежащий здесь островной материк,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Австралия (дополнение к статье) — (см.). Материк А с причисленными к ней островами (Океанией) в настоящее время состоит из следующих владений: Площ., кв. км Население Великобританские колонии (весь материк и большая часть островов) 8258263 5640000 Нидерландские 394789 240000… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Свободная торговля — (см. Протекционизм). Под именем С. торговли разумеется такая система экономических воззрений, которая восстает против вмешательства государственной власти в частную экономическую деятельность, в особенности же отвергает пользу и целесообразность… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — (Great Britain) гос во в Зап. Европе, расположено на Британских о вах. Офиц. назв. В. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland); часто всю В. неточно именуют Англией (по назв … Советская историческая энциклопедия

ХЛЕБНЫЕ ЗАКОНЫ — в Англии общее название законов, регулировавших в 15 19 вв. ввоз и вывоз зерна и др. продуктов земледелия. Как правило, X. з. устанавливали высокие ввозные пошлины и в то же время предусматривали значит. понижение (или полную отмену) вывозных… … Советская историческая энциклопедия

Таможенная политика как приоритетное направление государственной политики России

  • Ишбулдин Руслан Вилевич , студент
  • Башкирский Государственный Аграрный Университет
  • Похожие материалы

    Таможенная политика – неотъемлемая часть государственной политики как внутри страны, так и за ее пределами, важный фактор при формировании экономических отношений государства. Таможенная политика основывается на проводимой государственной политике [7, с. 145-151]. Используя инструменты внешнеэкономической политики, необходимо предусматривать анализ механизма их реализации и последствий их действия как для мирового сообщества в целом, так и для экономики конкретной страны в частности. Каждый инструмент внешнеэкономической политики имеет собственный механизм воздействия. Реализация инструментов внешнеэкономической политики сопровождается как победами, так и определенными потерями. В каждом определенном случае инструменты влияния на экспортные или импортные потоки приносят одним внешнеэкономическим субъектам реальный выигрыш, экономическое положение других становится хуже.

    Самой действенной системой реализации протекционистской функции государства является таможенная политика. Главным назначением таможенной политики является сочетание общегосударственных, коллективных и индивидуальных экономических интересов через таможенно-тарифные отношения. В современном мире, с психологической точки зрения, таможенная политика – это продуманные конфликты и пути их решения, умение лавировать, приходить к компромиссам, установление барьеров и ограничений.

    Таможенная политика – это система политико-правовых, экономических, организационных и иных мер, применяемых государством с целью защиты внутриэкономических и внешнеэкономических интересов страны, реализации задач, связанных с осуществлением политических и социально-экономических преобразований в условиях рыночной экономики. Реализация таможенной политики осуществляется путем: участия в таможенных союзах; создания зон свободной торговли; применения таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установления режима прохождения грузов через границу; действия системы государственных органов таможенного контроля [6, с. 12-15]. Существует два вида таможенной политики – протекционизм и фритредерство.

    Протекционизм – политика, целью которой является защита национального производства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Реализация политики осуществляется через повышение таможенного обложения на ввозимые иностранные товары в страну.

    Фритредерство – это политика «свободной торговли». Эта политика направлена на поощрение импорта товаров за счет установления минимального уровня таможенных пошлин или их ликвидации.

    Существуют две группы методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: тарифные и нетарифные методы.

    Методы нетарифного регулирования внешней торговли делятся на семь групп: паратарифные методы; финансовые меры; меры контроля цен; автоматическое лицензирование; технические барьеры; методы количественного контроля; монополистические меры.

    Паратарифные методы – это платежи, которые взимаются с иностранных товаров при их импорте на территорию страны. Паратарифные методы включают в себя различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы (НДС и акцизы).

    Финансовые меры – использование особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена.

    Меры контроля цен – это действия, направленные на противодействие искусственного занижения цен на ввозимые в страну товары. Меры контроля цен включают в себя антидемпинговые и компенсационные меры.

    Автоматическое лицензирование. Лицензирование предполагает получение права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз или вывоз определенных товаров.

    Технические барьеры – комплекс мероприятий, предусматривающий проверку соответствия ввозимых товаров требованиям международных и национальных стандартов, технических предписаний и отраслевых норм.

    Методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на импорт/экспорт конкретных товаров.

    Монополистические меры. В различное время отдельные страны устанавливают монополию на торговлю определенными товарами. Согласно основополагающим правилам ВТО, использование нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности должно быть минимальным.

    Единый таможенный тариф Таможенного союза – это, систематизированный свод ставок таможенных пошлин, который применяется к ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза товарам. Тариф является важнейшим инструментом регулирования внешней торговли, служит защитой отдельных отраслей от иностранной конкуренции, повышает конкурентоспособность отечественных товаров перед зарубежными.

    Посредством изменения ставок таможенных пошлин государство может влиять на характер импорта и экспорта в нужных направлениях. Достоинства таможенно-тарифного регулирования проявляются в том, что оно является гибким механизмом, который позволяет в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортные и импортные потоки; изменение таможенных тарифов даѐт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров; таможенно-тарифное регулирование является рыночным механизмом, который обеспечивает достижение поставленных целей путем влияния на экономии ческие интересы импортеров и экспортеров [4, с. 53].

    Таможенная политика – это мощный рычаг государственного стимулирования роста отечественного производства, а именно: в секторе производства экспортной продукции и ввоза импортных товаров, тем самым призывая отечественных производителей к конкурентной борьбе [5, с. 57-65]. Реализация таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах связана с решением приоритетных задач в сфере диверсификации экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности национальных производств, с целью успешного функционирования на мировых рынках. Меры таможенно-тарифной политики Российской Федерации в первую очередь направлены на решение задач, связанных с повышением эффективности и модернизацией российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, для увеличения экспортного потенциала экономики, а также укрепления продовольственной безопасности страны [8, с. 59].

    Огромное влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин оказывает выполнение обязательств перед ВТО. В период до 2016 года средний уровень пошлин должен снизиться с 11,2 до 8,7 – по продовольственным товарам и с 8,5 до 6 % по промышленным [2, с. 87-92].

    Важнейшая задача торговой политики Таможенного союза – расширить зоны преференциальной торговли за счет заключения соглашений о свободной торговле. Чтобы достичь значимого экономического эффекта для российских компаний, необходимо создавать новые рабочие места, обеспечивающие интересы импортозамещающих российских производств, привлечь передовые технологии, расширить доступ на зарубежные рынки путем создания соглашений о свободной торговле [3, с. 224].

    Таможенный союз выгоден производителям всех стран – участниц соглашения. Сейчас производители могут продавать свои товары на рынках пяти стран без ограничений [1, с. 7]. Отмена таможенной границы с Белоруссией привела к тому, что производство комплекса машиностроительных изделий, сборка которых осуществляется в Белоруссии с использованием российских комплектующих, стала намного эффективнее и дешевле, что естественно оказало благоприятное воздействие на население страны. Особенностью реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах является растущая привлекательность России и Единого экономического пространства как крупного рынка сбыта для не сырьевой продукции зарубежных стран. С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Москве 29 мая 2014 года. В Евразийский союз входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения. В течение 2015 года к Союзу присоединится и Республика Киргизия. Возможно присоединение к Таможенному союзу Таджикистана (намерение вступить объявлено 26 сентября 2012 года), Сирии (намерение вступить объявлено 20 октября 2013 года), Туниса (намерение вступить объявлено 14 января 2015 года).

    За последние десять лет Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Сейчас перед Россией стоят трудные задачи по укреплению национальной конкурентоспособности, по противодействию санкциям и сокращению потерь вследствие их применения, развитию нового курса внешнеэкономической политики. В данной ситуации очень важны меры по сведению ущерба к минимуму выявлению рисков, внутренних резервов, повышению открытости экономики и проведение необходимых реформ. Чтобы реализовать этот экономический курс требуется принятие адекватных мер и в области таможенно-тарифного регулирования.

    Список литературы

    1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015).
    2. Дорощенко Г.И. Экономические и правовые аспекты вступления России в ВТО // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2014. – № 4 (35).
    3. Инновационная деятельность в России: стратегические направления и механизмы [Текст]: коллективная монография. – М.: Издательство «Научный консультант», 2015.
    4. Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст] / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    5. Карачурина Р.Ф. Государственное регулирование страховой деятельности в России Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2015. № 1 (33). С. 125-130.
    6. Останин В.А. Совершенствование таможенной политики как условие эффективного экономического равновесия // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2012. – № 2.
    7. Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. События в системе правового обеспечения модернизации социально-экономического развития России теория и практика / Уфа, 2012.
    8. Халипов С.В. Таможенное регулирование и Таможенное дело (правовой анализ ключевых понятий) / С.В. Халипов // Таможенное дело. – 2012. –№ 4.
    9. Шутова Т.В. Система государственности как фактор устойчивого социально-экономического развития России [Текст] / Т.В. Шутова // Вопросы региональной экономики. – 2014. – № 1 (18).

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    6.1. Основные виды внешнеторговой политики

    Традиционными основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство.

    Протекционизм — это теория и практика регулирования государством внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

    Фритредерство — это политика невмешательства государства в международные отношения.

    Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в.

    в процессе соперничества с фритредерством. Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американская, германская, французская промышленность и национальный капитал.

    В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

    Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

    В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

    Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

    1) протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

    2) в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;

    3) протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;

    4) протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;

    5) в условиях протекционизма национальная экономика не может глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

    Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

    Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины.

    По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики ). Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

    Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции. Так, в начале XIX в. Великобритания использовала импортные пошлины (знаменитый закон о зерне) для защиты своего сельского хозяйства. В конце XIX в. и Германия, и США стали защищать свои новые отрасли промышленности за счет введения импортных тарифов на ввоз продукции обрабатывающих отраслей. Россия защищает отечественную автомобильную промышленность, вводя высокие таможенные пошлины не только на ввоз новых импортных автомобилей, но и используя очень высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных автомобилей. При этом решается сразу несколько вопросов: огражден от конкуренции отечественный производитель, поставлено препятствие наводнению внутреннего рынка старыми импортными автомобилями, выработавшими свой ресурс, что положительно сказывается на общем состоянии безопасности дорожного движения в стране, т. е. процесс имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

    В настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров, например импортных квот (ограничений на количество ввозимой продукции) и экспортных ограничений (ограничений экспортируемой продукции, обычно устанавливаемых страной-экспортером по требованию страны-импортера). Тем не менее, знакомство с последствиями использования различных пошлин имеет важнейшее значение для понимания других типов торговой политики.

    Каковы последствия использования протекционистской политики для экономики?

    Результат введения импортной пошлины показан на рис. 6.1. В этом случае пошлина приводит к увеличению цены импортируемого товара в стране, установившей ввозную пошлину, на всю величину этой пошлины, т. е. с Pw до Pw + t. Производство импортируемого товара увеличивается с S1 до S2, а потребление сокращается с D1 до D2. В результате в стране, установившей пошлину, происходит снижение импорта.

    6.1. Результат введения пошлины

    Введение пошлины повышает цену не только на импортируемый товар, но и на среднюю цену данного товара на национальном рынке, что выгодно национальным производителям данного товара. Этот результат нередко является основной целью тарифной политики государства, заключающейся в защите отечественных производителей от низких цен, которые возникают вследствие конкуренции со стороны импортных товаров.

    Однако фактический уровень таможенной защиты, обеспеченный системой тарифов, может существенно отличаться от расчетного. Эффект от введения пошлины может оказаться неодинаковым на разных этапах производства товара. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

    Предположим, что автомобиль Ford Focus продается на мировом рынке за 10 тыс. долл. и что стоимость деталей, из которых он собирается, составляет 8 тыс. долл. Теперь сравним две страны: пусть Россия собирается осуществлять сборку автомобилей, а США, уже имеющие сборочное производство, собираются развивать выпуск комплектующих.

    Для поощрения отечественной автомобильной индустрии Россия устанавливает пошлину на ввоз готовых автомобилей в размере 20%, позволяя, таким образом, отечественным сборочным предприятиям автомашин поднять их цену с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае будет некорректно говорить о том, что сборщики отечественных машин получат лишь 20%-ную защиту своего рынка. До введения пошлины отечественное сборочное производство могло бы существовать только в том случае, если бы стоимость сборки автомобиля составляла не более 2 тыс. долл. (разница между 10 тыс. долл., соответствующими цене готовой машины, и 8 тыс. долл., соответствующими стоимости ее деталей); теперь же оно будет возможно и при стоимости сборки, равной 4 тыс. долл. (разность между 12 тыс. долл. и стоимостью деталей). Таким образом, в данном случае 20%-ная пошлина фактически обеспечит сборщикам отечественных автомобилей полную защиту.

    Если предположить, что США для стимулирования отечественного производства комплектующих вводят 10%-ную пошлину на экспортируемые в Россию детали, то для отечественных сборщиков автомобилей цена комплектующих вырастет с 8 тыс. долл. до 8,8 тыс. долл. При стабильных пошлинах на готовые автомобили данная мера сделает сборку машин в отечественных условиях менее выгодной. Ведь до введения пошлины выпуск отечественных машин оказывался рентабельным, если стоимость сборки не превышала 2000 долл. (10 000 — 8000); теперь же, после установления пошлины, стоимость сборки не должна быть выше 1200 долл. (10 000 — 8800). Таким образом, подобная пошлина на комплектующие хотя и обеспечит защиту российским производителям, но степень фактической защищенности снижается.

    Аналогичные рассуждения позволяют экономистам разработать методы оценки степени фактической защиты, получаемой конкретными отраслями при введении пошлин или использовании иных типов торговой политики. Разновидности торговой политики, нацеленные, к примеру, на стимулирование промышленного развития, нередко приводят к достижению гораздо более высокой степени защиты внутреннего рынка, чем просто импортные пошлины.

    Импортная пошлина приводит к увеличению цены товара на внутреннем рынке страны-импортера. При этом отечественное производство в стране-импортере возрастает, а отечественное потребление сокращается.

    Рассмотрим сначала выгоды, которые получают отечественные производители. Они сталкиваются с более высокой рыночной ценой, а значит, получают для себя дополнительную выгоду. Выигрыш производителя определяется суммой, вырученной от продажи автомобилей по более высоким, с учетом пошлины, ценам.

    Отечественные потребители также столкнутся с увеличением цены, что приведет к ухудшению их материального положения. Теперь рассмотрим, что произойдет в этих условиях с третьим действующим лицом — государством. Очевидно, что оно получит дополнительный доход в виде взимаемой пошлины и подоходного налога с производителей.

    Введение пошлины ослабляет стимулы к развитию производства и росту потребления, так как отсутствие конкуренции у производителей и высокие рыночные цены позволяют им самоуспокоиться и не снижать издержки, а эти же цены не позволяют увеличивать объемы торговли и потребления и повышать жизненный уровень народа.

    Пошлина поощряет производителей и потребителей действовать так, как если бы импорт был более дорогим, чем он есть на самом деле. Для национальной экономики фактические затраты на дополнительную единицу потребления соответствуют цене дополнительной единицы импорта, но поскольку пошлина делает внутреннюю цену выше мировой (соответственно 12 000 и 10 000), то потребители снижают объемы своих приобретений до такого уровня, при котором предельная единица товара делает их выгоду равной отечественной цене, включающей в себя ставку пошлины. Таким образом, экономика производит у себя дополнительные единицы товара, которые могут быть куплены за рубежом по более низкой цене.

    Чистый эффект, который оказывает на национальную экономику введение пошлины, складывается из двух составляющих. Отрицательный эффект отражает потери от искажения стимулов производства, возникающие из-за того, что введение пошлины побуждает отечественных производителей выпускать слишком большое количество данного товара. Вторая составляющая — это потери от искажения стимулов потребления, обусловленные тем, что введение пошлины вынуждает потребителей приобретать данный товар в слишком малых количествах. Наряду с этими потерями следует рассмотреть улучшение условий торговли, обусловленное снижением цены зарубежного экспорта вследствие введения пошлины по сравнению с национальными машинами. Но нередко данный положительный эффект не возникает, так что убытки от введения пошлины однозначно превышают приносимые ею выгоды.

    В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие :

    1) антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-импортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортозамещающих отраслей;

    2) компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям;

    3) сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров

    Читайте так же:

    • Экспертиза грузоподъемных кранов ВНИМАНИЕ! Вы используете устаревший браузер Opera 10.0 Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает устаревшие версии браузеров. Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет […]
    • Патент на маркетинг Патент на маркетинг A sound intellectual property (IP) strategy, and effective execution of such a strategy, are essential ingredients for the success of any technology company. And while many, if not most, enterprises have instituted, and are executing, an IP […]
    • Майнкрафт лицензия не демо Free hosting has reached the end of its useful life The website you're visiting was hosted on a free platform that has been turned off. If you're the owner of the website, log in to recover your site and get more information. Global Hostinger A world class web hosting […]
    • Строительный контроль приказ 624 Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 июня 2010 г. № 275 “О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке […]
    • Новый калькулятор осаго с новыми тарифами Ударят ли новые тарифы ОСАГО 2019 по нашим кошелькам Новые тарифы ОСАГО 2019: что изменилось, станет ли страховка дороже, кому придется платить больше, как сэкономить Каждый новый год приносит нам много неожиданных сюрпризов. Изменение страховых тарифов для многих […]
    • Приказ мвд 484 от 27062003 согласование приказов мвд устанавливающий управленческие решения по вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Распоряжение — документ УВД-ОВД Московской области (приложение N 1) Скрыть 7 Согласование приказов МВД — смотрите картинки […]