Договор у единственного поставщика по 223 фз

Для проведения закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ заказчику нужно:

  • включить в положение о закупке порядок и основания проведения такой закупки;
  • предусмотреть соответствующую закупку в плане закупок;
  • подготовить договор и иные необходимые документы. Если это предусмотрено положением о закупке — разместить в ЕИС информацию о закупке (например, извещение, проект договора);
  • заключить договор и направить сведения о нем в реестр договоров.

Оглавление:

1. Подготовка к проведению закупки у единственного поставщика

Чтобы подготовиться к закупке у единственного поставщика, заказчику необходимо сделать следующее.

  1. предусмотреть в положении о закупке возможность осуществления закупки у единственного поставщика (в том числе порядок и исчерпывающий перечень случаев ее проведения) (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
  2. включить в план закупок информацию о проведении закупки у единственного поставщика, поскольку проведение такой закупки, как и других закупок по Закону N 223-ФЗ, должно быть предусмотрено в плане закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

В Законе N 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика, в нем только упоминаются два основания (п. 3 ч. 19 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ):

  • закупка, цена которой превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков);
  • закупка по итогам несостоявшейся конкурентной закупки.

Следовательно, заказчику нужно самостоятельно определить в положении о закупке основания для проведения закупки у единственного поставщика.

Если способ закупки или основание его выбора не предусмотрены положением, рекомендуем выбрать один из следующих вариантов действий:

  • внести в положение изменения, позволяющие провести закупку у единственного поставщика;
  • выбрать другой способ закупки, соответствующий положению.

Если заказчик осуществит закупку не в соответствии с положением, это может быть признано нарушением ч. 1 ст. 2, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, а заключенный договор признан судом недействительным;

Осуществить закупку, информации о которой нет в плане закупок, можно только в следующих случаях (п. 4 Правил формирования плана закупки, ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупке не подлежат включению в план закупок;
  • могут не включаться в него по усмотрению заказчика;
  • возникла срочная потребность в закупке (вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.).

Во всех остальных случаях необходимо предварительно внести изменения в план закупки.

Если заказчик осуществил не предусмотренную планом закупку, антимонопольный орган может квалифицировать отсутствие информации о ней в плане как неразмещение информации о закупке и наложить штраф.

Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

В соответствии с законом № 223-ФЗ под закупкой у единственного поставщика следует понимать способ осуществления закупок путём направления заявки одному единственному поставщику. Данная форма торгов является способом неконкурентного определения кандидата на заключение госконтракта и на практике в отношении такой процедуры могут существовать значительные коррупционные риски. Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок.

Осуществление закупки у единственного поставщика

^ Перед прочтением обязательно посмотрите это видео ^

Так, Закон 223-ФЗ предусматривает возможность применения формы закупок у единственного поставщика только в следующих случаях:

  1. При необходимости заключения единоразового контракта на любые поставки, работы, услуги стоимостью не более 100 тысяч рублей с учетом НДС, когда применение иных способов определения поставщика является нецелесообразным.
  2. В случае необходимости срочного заключения госконтракта (например, при наступлении событий чрезвычайного характера и недопустимости задержек в поставках).
  3. При закупке товаров, работ или услуг по причине несостоявшихся процедур конкурентного отбора поставщика. Данная процедура применяется, когда на конкурс представлена только одна заявка участника, отвечающего требованиям заказчика, либо когда не было получено ни одной заявки.
  4. Приобретение товаров, работ, услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий.
  5. При закупках услуг водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения по тарифам, регулируемым действующим законодательством.
  6. При закупках электрической энергии.
  7. В случае заключения договора аренды недвижимого имущества, когда договор заключается непосредственно с собственником.
  8. При закупках услуг по гарантийному и техническому обслуживанию товаров, приобретённых ранее непосредственно у производителя или его официального представителя в случае, когда допуск другого исполнителя противоречит условиям гарантийного обслуживания.
  9. Приобретение услуг по авторскому надзору в целях подготовки проектной и конструкторской документации и надзору за строительством, услуг ремонта и реконструкции объектов капитального строительства, изготовления авторского оборудования.

Кратко о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ

Таким образом, применение способа закупок у единственного участника возможно в случаях, когда использование других способов торгов нецелесообразно, либо неприменимо вследствие ограничений по времени или в количестве участников – например, в случае закупок у компаний, являющихся естественными монополиями, или у крупнейших поставщиков.

Так же указанные процедуры могут применяться в отношении закупок уникальных товаров, работ услуг, имеющих неповторимые свойства и качества, не обращающиеся не массовом рынке.

Подробнее о проведении закупки у Единственного поставщика вам расскажет первоисточник, а именно, 223-ФЗ.

Также не забывайте, что вы всегда можете задать вопрос нашему он-лайн консультанту и получить ответ прямо на сайте!

Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

Основания закупки у единственного поставщика

Когда заказчику требуется провести закупку у единственного поставщика по 223 ФЗ, определение исполнителя часто происходит через прямое приглашение заключить договор. Заказчик вправе провести процедуру, если сведения о ней есть в Положении и в Плане, которые размещены в ЕИС. В Положении также должны быть перечислены критерии выбора процедуры:

  • начальная цена ниже конкретного значения;
  • совместимая / уникальная продукция;
  • срочная потребность;
  • несостоявшаяся конкурентная процедура;
  • обязательства перед третьими лицами;
  • продукция для текущей хозяйственной деятельности;
  • ограниченный круг участников процедуры.

Порядок закупки у единственного поставщика 223 ФЗ

Потребуется выполнить три шага:

  1. Разместить в ЕИС документацию о закупке.
  2. Заключить договор.
  3. Внести информацию о сделке реестр.

На основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ заказчики обязаны размещать в ЕИС пакет документов, кроме случаев, когда начальная цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков), и, если сделка заключается с единственным поставщиком на условиях несостоявшейся конкурентной процедуры.

Пакет документов для таких сделок включает:

  • извещение;
  • закупочную документацию;
  • проект договора;
  • протокол.

Протокол должен быть опубликован в ЕИС не позднее трех дней после его подписания.

В случае, когда исполнителем является единственный поставщик 223 ФЗ, срок заключения договора устанавливается в соответствии с Положением. После подписания сведения о договоре необходимо внести в реестр в течение трех рабочих дней. Не вносится информация по сделкам, которые не размещены в ЕИС, а также, если их цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков).

Сближение практики 44-ФЗ и 223-ФЗ

15.09.2015 в Государственной думе принят в первом чтении законопроект № 821534-6 по реформированию закупок у единственного поставщика и других конкурентных процедур. Когда законопроект вступит в силу, порядок проведения конкурентных заказов по 223-ФЗ будет подробно регламентирован аналогично положениям 44-ФЗ. При этом заказывать товары, работы, услуги у единственного поставщика отдельным видам юридических лиц можно будет, если размер начальной (максимальной) цены превысит установленный кабинетом министров лимит. В этом отчетливо прослеживается сближение практики контрактной системы с коммерческими закупками.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Приведем пошаговую инструкцию по проведению закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, а также необходимый список документов при проведении закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ. Расскажем об изменениях с 1 июля 2018 года.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: общие положения

Такой механизм приобретения работ, продукции, услуг как оформление договора с единственным поставщиком устанавливается в положении о закупке заказчика (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). В нем же должен быть прописан порядок осуществления данной неконкурентной процедуры.

Закупка у единственного поставщика новой редакции 223-ФЗ с июля 2018 устанавливается ч. 3.2 ст. 3, ст. 3.6 223-ФЗ. Однако правило о том, что возможность осуществления прямой закупки и правила ее осуществления отражаются в положении о закупках, осталось прежним.

Прямая закупка по 223-ФЗ – это приобретение продукции, работ, услуг у конкретного контрагента без проведения конкурентной процедуры в установленных случаях, проводимая по определенным правилам. После того, как мы ответили на вопрос о том, что значит закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ, перейдем к случаям, когда такая закупка осуществляется.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Шаг 1. Определяем случаи договора с единственным поставщиком

Как было сказано выше, случаи заключения договора по 223-ФЗ с единственным поставщиком законодательно, как например, это сделано в законе № 44-ФЗ, не установлены. Приведем примеры, которые встречаются на практике:

  • приобретение продукции, работ, услуг у субъектов естественной монополии;
  • закупка продукции по стоимости ниже 100/500 тысяч рублей. Сведения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ до 100 тысяч пункт 1 ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ позволяет не публиковать в ЕИС. В том случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. рублей, то публикации не подлежат данные о закупках стоимостью до 500 тысяч рублей;
  • приобретение произведений искусства у их правообладателей,
  • аренда нежилого строения, здания, помещения;
  • оформление договора, когда ранее проводимая конкурентная процедура не состоялась;
  • приобретение продукции, товаров, услуг для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • покупка услуг по обучению, повышению квалификации сотрудников заказчика;
  • оформление договора с банком на оказание таких услуг как открытие расчетного счета, выдача банковской гарантии, принятие денежных средств на депозит и т.д.

Список необходимо подвести под потребности конкретного заказчика.

Извещение о закупке у единственного поставщика (скачать бланк)

Договор о поставке товара по Закону № 223-ФЗ (скачать образец)

Шаг 2. Устанавливаем правила определения единственного поставщика

Как правило, решение об оформлении контракта с единственным поставщиком принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком. Для этого предоставляются следующие документы:

  • обоснование закупки у единственного поставщика, образец по 223-ФЗ которого должен содержать пункт положения о закупках, позволяющий оформить договор с единственным поставщиком. Кроме того документ должен включать в себя доводы о невозможности или нецелесообразности проведения закупки с помощью конкурентной процедуры.
  • документы единственного поставщика по 223-ФЗ. В данный перечень, как правило, входят: устав поставщика, выписка из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие полномочия директора – для юрлиц, выписку из ЕГРИП, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя – для ИП, а также лицензии или свидетельства о допуске, выданные СРО, необходимые для выполнения договора;
  • сравнительный анализ рыночных цен, обосновывающий выгодность предложения данного поставщика, предоставляется в тех случаях, когда собрать цены представляется возможным;
  • сведения о существенных условиях договора, его цене. Цена договора определяется методами, предусмотренными в положении о закупке. Читайте о 15 частых ошибок в положении о закупке, которые обязательно нужно исправить.

Заказчик приобретает компьютерное оборудование по мере необходимости, а стоимость каждой закупки не превышает 100 000 руб. Каким способом проводить процедуры?

Отвечает Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Вы вправе выбрать любой способ закупки, который предусмотрели в своем положении (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Например, проведите конкурентную процедуру в электронной форме с условием, что заключите договор на год. Тогда в течение года поставщик будет поставлять вам оборудование по заявкам. В документации о закупке и проекте договора установите:

  • предельную НМЦД, в рамках которой проведете закупку;
  • ассортимент;
  • НМЦ за единицу продукции и начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
  • максимальное количество каждой позиции;
  • условие, что продукцию поставят по заявкам заказчика (ст. 509 ГК);
  • условие, что победит участник, который предложит самую низкую начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
Смотрите так же:  Требования к качеству дублёнок

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Госзаказ»

Мы подготовили самую полную таблицу документов по закупкам, которые должны быть у заказчика — бюджетного учреждения. Таблица будет полезна таким БУ, которые проводят часть закупок по Закону № 223-ФЗ. В список вошли не только те документы, которые должны быть у вас по закону, но и те, которые помогут вам избежать конфликтных и спорных ситуаций с участниками и контролерами. Смотрите, что у вас должно быть в наличии, в какой форме и когда какой документ нужно размещать.

По итогам рассмотрения указанных документов комиссия выносит решение об оформлении договора выбранным контрагентом и оформляет его путем занесения в протокол.

Шаг 3. Публикуем сведения о закупке с единственным поставщиком

Как мы уже отмечали выше, закупки до 100/500 тысяч рублей не отражаются в ЕИС, однако они их количество и стоимость необходимо отразить в ежемесячном отчете (п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ более 100 тысяч или 500 тысяч рублей требует публикации в ЕИС. В единой информационной системе надлежит разместить (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ):

  • извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ;
  • проект договора;
  • протокол, в котором закреплено решение о выборе контрагента.

В случае если в извещение были внесены изменения, то они также подлежат публикации в ЕИС в течение 3-х дней с момента их принятия (ч. 11 ст. 4 223-ФЗ).

С 1 июля 2018 ч. 5 ст. 4 223-ФЗ будет действовать в новой редакции, в соответствии с которой указанные выше сведения по 223-ФЗ о закупке у единственного поставщика публикуются в ЕИС только в том случае, если это предусмотрено положением о закупках. Таким образом, закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ свыше 100 тысяч рублей будут публиковаться в ЕИС только в том случае, если такое правило установит заказчик.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Компромиссы Закона № 223 ФЗ

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

Поправки, внесенные в Закон № 223‑ФЗ в конце прошлого года, затронули самые разные сферы закупочной деятельности госкомпаний. По этой причине глубокое понимание новелл имеет прикладное значение. Рассмотрим суть и идею данных изменений.

После внесения 31 декабря 2017 года изменений в Закон № 223‑ФЗ можно говорить о принципиально новом подходе к регулированию закупок госкомпаний. К счастью, не произошло полного слияния регулирования коммерческих и государственных закупок. Однако все новеллы закона — часть из которых вступила в силу уже в январе, а основной объем начнет работать с 1 июля — пронизаны следами поиска компромисса между желанием сделать закупки госкомпаний максимально похожими на контрактную систему и необходимостью учитывать принципиально иную правовую и, что еще более важно, экономическую природу закупок госкомпаний.

Поиск компромисса сам по себе верен. Однако результаты его не всегда можно назвать безупречными. Во-первых, сразу бросается в глаза стремление привести терминологию Закона № 223‑ФЗ к максимальной схожести с терминологией Закона № 44‑ФЗ. И само по себе это неплохо: единый понятийный аппарат мог бы облегчить жизнь и поставщикам, и самим заказчикам при работе над положением о закупках. Однако помимо терминологического единства в Закон № 223‑ФЗ попытались уместить единство процедурное: предусмотренные новой редакцией статьи 3 Закона № 223‑ФЗ торговые способы закупок опираются не на гражданско-правовые нормы, а именно на нормы контрактной системы. Проще говоря, если заказчик, работающий по Закону № 223‑ФЗ, хочет провести закупку с помощью конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, то он обязан принять почти все те же самые ограничения, которые установлены при использовании аналогичных способов для госзаказчика. Разве что случаи использования каждого из названных способов закупки заказчик вправе определять самостоятельно — и то лишь до той поры, пока не заходит речь о преференционных закупках, доступ к участию в которых имеет лишь малый и средний бизнес.

Во-вторых, вместе с процедурами законодательства о контрактной системе в Закон № 223‑ФЗ проникли и известные архаизмы Закона № 44‑ФЗ. Так, заказчикам и поставщикам предстоит разобраться в тяжеловесных обозначениях для таких известных инструментов, как первый этап, основой этап и переторжка. Да и сам факт, что этапом теперь именуется любой дополнительный элемент закупки (а не только обособленный сбор предложений поставщиков с целью уточнения закупочной документации), потребует переработки большинства корпоративных положений о закупках именно ради изменения терминологии.

Наконец, в высшей степени спорным можно признать включенный в новую редакцию все той же статьи 3 Закона № 223‑ФЗ принцип различения конкурентных и неконкурентных закупок. Разумеется, для официальной статистики новые нормы данного закона в любом случае будут означать гигантский шаг вперед. Напомним, ЕИС по сей день почти все способы закупок, проводимых по Закону № 223‑ФЗ, относит к неизвестным и неконкурентным. Но даже после того, как наконец будут признаны конкурентными запросы предложений и двухэтапные конкурсы, за бортом официального признания останется изрядная часть закупок, предусматривающих реальную, открытую и прозрачную конкуренцию между поставщиками. Учитывая же то, что официально-конкурентные способы закупок предусматривают целый ряд тяжеловесных и не всегда практичных ограничений и для заказчиков, и для поставщиков, можно с высокой долей вероятности предположить, что прозрачное конкурентное соревнование за подряд будет во многих случаях проходить по существующим правилам без оглядки на то, что официально такая закупка будет отмечена ярлыком «неконкурентная». Обозначенные выше коллизии мы разберем в следующих статьях, а пока сосредоточим внимание на примерах оптимизации регулирования закупочной работы заказчиков в рамках Закона № 223‑ФЗ.

Без учета требований Закона № 223‑ФЗ

Несмотря на недочеты, нельзя сказать, что новеллы совершенно оторваны от реальных потребностей заказчиков и поставщиков. Общее регулирование закупок в Законе № 223‑ФЗ стало гораздо более подробным, однако на самом базовом уровне работа заказчика была оптимизирована. И эта часть поправок уже вступила в силу в январе 2018 года. Так, пунктами 12–14 части 4 статьи 1 Закона № 223‑ФЗ введены новые исключения из сферы действия данного закона:

закупка для целей исполнения заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого является поставка за пределами Российской Федерации;

закупка продукции заказчиком, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства;

закупка заказчиком у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом. Перечень этих лиц включается в положение о закупках, и при этом в нем указывается обоснование включения в данный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Именно последний пункт является самым важным: закупки у компании, прямо указанной в положении о закупках заказчика как часть ее холдинга, теперь регулируются лишь внутренними правилами. Такие закупки отныне можно проводить без учета требований Закона № 223‑ФЗ к планированию, информационному обеспечению, к способам закупок и заключению договора. Но не стоит путать эти исключения с послаблениями в части публикации информации о закупке у единственного поставщика, о которых в этой статье будет сказано ниже!

Все три исключения, по большому счету, укладываются в рамки общей концепции: если закупка субъекта Закона № 223‑ФЗ регулируется специальными правилами, то общие нормы данного закона во избежание противоречий не применяются. Этой же логикой обусловлены уже такие давно существующие исключения из сферы действия данного закона, как, например, закупка в области военно-технического сотрудничества, закупка на товарной бирже или закупка во исполнение международного договора. Ведь специальное регулирование может быть не только нормативным, но и договорным.

Однако и до, и после принятия поправок раскрытие этого принципа производится точечно — подобно тому, как точечно дополняется и без того бескрайний перечень оснований для закупки у единственного поставщика в статье 93 Закона № 44‑ФЗ. Хотя в его основе лежит простой перечень, согласно которому закупка у единственного поставщика обоснована тогда, когда на данном рынке отсутствует конкуренция либо экономический эффект от нее не компенсирует затрат заказчика на проведение конкурентной закупки.

Практическим следствием этого точечного дополнения является то, что, например, закупки для целей перепродажи до сих пор должны проводиться госкомпаниями по правилам Закона № 223‑ФЗ. Это вызывает справедливое недовольство заказчиков. Здесь нужно верно расставить акценты: поправки не лишают заказчика права проводить закупки для перепродажи без использования Закона № 223‑ФЗ, поскольку такого права у заказчика не было изначально. И если он устанавливал его в своем положении о закупках, то тем самым прямо нарушал Закон № 223‑ФЗ, поскольку никакой самодеятельности в отношении установления исключений из сферы действия данного закона его нормами не предусмотрено.

Другое дело, что поправки не решили эту застарелую проблему. С одной стороны, понятны опасения регулятора по поводу предельно расширительного толкования отдельными недобросовестными заказчиками возможной новой нормы. Но, с другой стороны, невозможно игнорировать и потребность в такой норме у заказчиков добросовестных. Крайне актуальным представляется диалог для поиска оптимальной формулировки, которая должна дополнить перечень исключений части 4 статьи 1 Закона № 223‑ФЗ. Например, можно было бы установить в качестве такого исключения общую норму о «закупках, проводимых во исполнение обязательств заказчика перед третьими лицами».

Централизация подготовки положения о закупках

Продолжая тему оптимизации, стоит остановиться еще на двух новеллах: частью 2.1 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ легализована и без того существовавшая практика утверждения органами государственной власти типового положения о закупках для подведомственных заказчиков. При этом из буквального прочтения новеллы следует, что такая практика не только легализована, но и ограничена: в этой же части сказано, что исполнять нормы типового положения обязаны лишь «бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия». Следовательно, например, акционерное общество, находящееся в собственности регионального правительства, не обязано дословно исполнять все то, что это региональное правительство написало в своем типовом положении о закупках.

Частями 4 и 5 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ предусмотрена возможность дочерних организаций присоединяться к положениям своих головных организаций. Это означает, что для создания в холдинге единообразной закупочной практики больше не нужно копировать одно положение о закупках на сайте каждого заказчика. Достаточно лишь опубликовать в ЕИС одностраничный документ о присоединении к разработанному головной организацией положению о закупках. Точно так же решением о присоединении вводятся в действие все поправки к централизованному положению о закупках.

Опять же, стоит оговориться об ошибочности популярной практики издания одного положения о закупках на весь холдинг. Головная организация на правах собственника, безусловно, могла задавать стандарт проведения закупок для всех своих «дочек». Однако действовавшая ранее редакция статьи 2 Закона № 223‑ФЗ требовала без всяких исключений утверждения положения о закупках каждым юридическим лицом для себя. Таким образом, дочерняя организация обязана была утверждать спущенный из головной организации документ в качестве собственного положения о закупках и публиковать его от своего имени в ЕИС. В противном случае в силу прямого указания части 4 статьи 8 Закона № 223‑ФЗ такая дочерняя организация обязана была проводить закупки по правилам Закона № 44‑ФЗ.

Новелла части 4 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ призвана была избавить холдинги от такой копировальной работы. Однако в финальной формулировке этой части особенно заметны следы того самого компромисса, о котором говорилось в начале статьи: в одном из проектов поправок предусматривалась легализация однократного присоединения «дочки» к общему положению о закупках, после чего все изменения этого положения, утвержденные головной организацией, распространялись бы на «дочку» автоматически. Но в конечном итоге в закон была включена формулировка, предусматривающая обязанность дочерней организации декларировать в ЕИС не только присоединение к положению о закупках, но и присоединение к каждой новой редакции.

Понятно и разумно желание регулятора облегчить поиск информации для поставщика. И в самом деле, потенциальный участник закупки должен наглядно видеть, какими именно нормами регулируется конкурс конкретного заказчика, а не искать документы его холдинга. Но при наличии гиперссылки сама декларация о присоединении к положению о закупках могла бы переводить такого поставщика в текст действующей редакции холдингового положения о закупках. Лишний клик мыши не усложнил бы чрезмерно поиск информации, однако заметно разгрузил бы заказчика.

Смотрите так же:  Требования для газовой котельной в частном доме снип

Закупка у единственного поставщика без лишней отчетности

Поправками, вступающими в силу с 1 июля 2018 года, провозглашен окончательный отход от принципа «либо мы публикуем всю информацию о закупке, либо не публикуем ничего». По смыслу будущих формулировок части 5 статьи 4 и части 1 статьи 4.1 Закона № 223‑ФЗ заказчик по общему правилу публикует в ЕИС информацию о закупке постольку, поскольку она нужна поставщику. А коль скоро извещение, документация, проект контракта и итоговый протокол прямой закупки были сугубо формальными документами, то с 1 июля 2018 года при проведении закупки у единственного поставщика заказчик публикует их по своему усмотрению — а точнее, только «в случае, если это предусмотрено положением о закупке». Если в положении о закупках нет соответствующей оговорки о публикации информации о прямой закупке, то и публиковать ее не стоит.

При этом за заказчиком сохраняется обязанность включать сведения о закупке у единственного поставщика в план закупок и направлять информацию о договорной работе с таким поставщиком в реестр договоров. Несложно заметить, что новое правило информационного обеспечения закупки у единственного поставщика перекликается с практикой контрактной системы. Извещение, документация, проект контракта, а также протоколы в ходе закупки и по ее итогам публикуются в первую очередь для поставщиков, соревнующихся за подряд. Если такого соревнования нет, то нет и тех, для кого необходимо было бы публиковать эти документы. Впрочем, само право на публикацию у заказчика остается — при желании он может предусмотреть в положении о закупках случаи полного информационного обеспечения закупки у единственного поставщика.

На заре действия Закона № 223‑ФЗ публикация всех сведений о любой закупке, в том числе о закупке у единственного поставщика, имела смысл, поскольку давала возможность ретроспективного контроля неконкурентной закупки. Проще говоря, проект контракта и итоговый протокол нужно было вывесить в ЕИС для того, чтобы было понятно: с кем и на каких условиях заказчик заключил договор без проведения закупки. По этой причине статьей 4 Закона № 223‑ФЗ не устанавливались исключения из требований об информационном обеспечении в зависимости от способа закупки. Кстати сказать, в связи с этим распространенное мнение, согласно которому сведения о закупке у единственного поставщика можно было не публиковать в ЕИС и чуть ли не исключать из сферы действия Закона № 223‑ФЗ росчерком пера заказчика, полное заблуждение. Подобных прав данный закон никогда не предусматривал.

С введением института реестра договоров, функционирующего по подобию реестра госконтрактов, опубликованная информация о закупках у единственного поставщика стала очевидным образом дублироваться. Поправками такое дублирование исключено: извещение, документация и протоколы, необходимые для конкурентной закупки, не публикуются при проведении закупки неконкурентной. Если договор заключается с единственным поставщиком, то его достаточно корректно запланировать и опубликовать в соответствующем реестре.

Запрет на указание товарного знака

В завершение статьи приведем пример того, по каким принципам конкурентные закупки будут отделяться от неконкурентных. И этот же пример нагляднее всего иллюстрирует крайне дискуссионное копирование норм Закона № 44‑ФЗ Законом № 223‑ФЗ.

Согласно пункту 3 новой редакции части 3 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ для того, чтобы закупка считалась конкурентной, необходимо в том числе описать предмет этой закупки согласно требованиям части 6.1 той же статьи. Данные требования практически скопированы из законодательства о контрактной системе:

в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики предмета закупки;

в описание предмета закупки не должны включаться требования в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара;

в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, уже используемыми заказчиком;

б) закупки запасных частей и расходных материалов в соответствии с технической документацией;

в) закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупки с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров или договоров, в которых заказчик выступает исполнителем перед третьими лицами.

Вопрос о возможности указания товарного знака без оговорки об эквиваленте уже обсуждался в первые годы действия Закона № 223‑ФЗ. Тогда суды пришли к выводу о том, что указание в качестве требований к продукции конкретного средства индивидуализации (товарного знака, патента и т. п.) не противоречит ни требованиям Закона № 223‑ФЗ, ни общим гражданско-правовым нормам, ни даже требованиям законодательства о защите конкуренции.

Судебная позиция представляется обоснованной с точки зрения реальной коммерческой деятельности. Заказчик сам определяет требования к продукции, которую он хочет закупить. При определении таких требований действует презумпция добросовестности заказчика (а в контрактной системе она местами даже гиперболизирована), согласно которой мнение заказчика касательно планируемой к поставке продукции и касательно уже поставленной продукции считается обоснованным, пока не доказано иное. Товарный знак по своей сути представляет лишь одно из требований к закупаемой продукции. В связи с этим нелогично делать для данного конкретного требования исключение из презумпции права заказчика описывать то, что он хочет купить. Проще говоря, по умолчанию заказчик должен иметь право установить требование о поставке продукции той марки, которая ему необходима. И лишь в случае, если поставщик докажет в ФАС, что эквивалент по своим свойствам ничем не уступает продукции той марки, которую затребовал заказчик, антимонопольная служба понуждает заказчика исключить спорное требование из документации. Именно такой подход успешно работает на сегодняшний день.

Само по себе желание купить продукцию конкретной марки или даже конкретной модели, равно как и желание организовать онлайн-соревнование между поставщиками, в условиях конкурентного рынка и при надлежащим образом составленной закупочной документации едва ли можно назвать свидетельством неконкурентной закупки. Но об этом уже в следующих статьях.

Обзор судебной практики по вопросам применения Закона № 223-ФЗ

Автор: Сизонов М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Закон № 223-ФЗ предоставляет заказчикам достаточно большую свободу в регулировании закупочной деятельности. При этом автономные учреждения, осуществляя закупки, должны учитывать нормы не только этого закона, но и ГК РФ, а также Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Президиум ВС РФ 16.05.2018 выпустил Обзор важных судебных позиций, сформированных на основе анализа судебной практики, и поступивших от судов вопросов, связанных с применением Закона № 223-ФЗ (далее – Обзор). Расскажем, на какие моменты обратил внимание Верховный Суд.

Весь Обзор поделен на 5 разделов, касающихся информационного обеспечения закупки, реализации принципов осуществления закупочной деятельности, заключения и изменения договора, контроля и иных вопросов. И прежде всего Президиум ВС РФ обратил внимание на то, что при разрешении споров, вытекающих из заключенных договоров, должны применяться нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормы данного кодекса. Кроме того, необходимо учитывать содержащиеся в законодательстве принципы осуществления закупочной деятельности и особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения отдельных видов договоров.

Информационное обеспечение закупки и установление требований к участникам

ВС РФ указал, что для информационного обеспечения закупки в документации должны содержаться достаточные сведения в том числе о ее объекте, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. Речь шла об отсутствии в закупочной документации информации об объеме строительно-монтажных работ, их минимальной цене и способе ее определения, о разрешительных документах, подлежащих обязательному включению в состав заявки на участие в закупке. Как пояснил суд, упомянутые сведения участники не могли получить самостоятельно даже при наличии необходимого уровня профессионализма и опыта. Отсутствие такой информации нарушает положения ч. 9 и 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

В другом деле суд признал не нарушающим законодательство отсутствие в документации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора, поскольку закупка проводилась в несколько этапов и цена договора устанавливалась уже на втором этапе после уточнения технического задания и конкурентных переговоров.

Кроме того, суд указал:

1. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ). Отсутствие такой документации в полном объеме не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

2. При описании предмета закупки можно ссылаться на ГОСТы, СанПиНы, ТУ, не конкретизируя требования. Пункт 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ обязывает заказчика в документации о закупке установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Исходя из положений ст. 309, 721, 783 ГК РФ качество и объем услуг должны соответствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством РФ, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов.

Закон № 223-ФЗ не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг (п. 3 Обзора).

3. Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие им участника может быть установлено объективно. Антимонопольный орган посчитал нарушением п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ установление заказчиком оценочных критериев выбора поставщика – профессионализм и наличие положительной деловой репутации, поскольку это неизмеряемые требования к участникам. Суд указал, что нарушений нет, так как, несмотря на оценочный характер данных критериев, соответствие им участника закупки измеримо по условиям, содержащимся в закупочной документации: участник закупки должен обладать опытом работы на соответствующем товарном рынке не менее 5 лет и иметь не менее 10 исполненных договоров. Само по себе предъявление заказчиком названных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки.

4. Если документация о закупке и положение о закупке противоречат друг другу, применяется положение. В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является локальным документом заказчика, регламентирующим его закупочную деятельность. При этом в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Так, суд удовлетворил требование участника о признании закупки недействительной, поскольку в положении о закупках установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, не предполагающий возможность его расширения, но документация о закупке содержала требования к участникам, не предусмотренные положением.

Установление требований, ограничивающих количество участников

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ автономные учреждения при закупке товаров, работ, услуг должны руководствоваться определенными принципами, одним из которых является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. ВС РФ указал, что не ограничивает количество участников:

1. Предъявление к ним особых требований, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем своих обязательств. В качестве примера рассмотрено дело, в котором, по мнению ФАС, заказчик нарушил Закон № 223-ФЗ, установив в качестве требований к участникам финансовые показатели – минимальную величину активов и выручки, чем заведомо ограничил круг участников. Суд указал на ошибочность позиции ФАС.

В рассмотренном деле финансовые показатели деятельности участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Смотрите так же:  Орган опеки и попечительства бабушкинского района

Обратите внимание: Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

2. Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика.

Суд указал, что запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ. Условие выполнения работ, являющихся предметом закупки, собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

Ограничивающими конкуренцию признаны:

требования о том, чтобы участник являлся производителем либо официальным дилером, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, но при этом поставлять закупаемое оборудование;

невыполнимые требования для участников, установленные заказчиками, например, если заказчик размещает извещение о проведении процедуры закупки в форме запроса предложений в электронной форме со сроком окончания приема заявок через один рабочий день со дня размещения извещения;

избрание способа закупки, который повлек ограничение круга участников. Так, установление в положении о закупке условия о том, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется во всех случаях и при любых потребностях заказчика без проведения конкурентных процедур будет нарушением ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ;

включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара.

Кроме того, суд подчеркнул, что при признании торгов или договора недействительными из-за ограничения конкуренции, то есть нарушения заказчиком Закона № 135-ФЗ, нужно выяснить наличие негативных последствий для лица, которое требует такого признания. Так, в п. 13 Обзора рассмотрена следующая ситуация.

Участник закупки обратился в суд с требованием о признании недействительными закупки и договора, заключенного победителем и заказчиком. Основанием для такого обращения послужило участие в торгах работника заказчика, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. По мнению судов, подобная ситуация действительно способна привести к ограничению конкуренции и является нарушением, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ. Но поскольку работник заказчика не признан победителем в проводимой закупке и участник закупки не доказал, как выявленное нарушение повлияло на его права, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Меры ответственности

В пункте 12 Обзора Президиум ВС РФ обратил внимание на следующий момент.

Если участник нарушил условия участия в закупке, например, предоставил недостоверную информацию, а в конкурсной документации имеется условие о том, что заказчик вправе удерживать сумму обеспечения заявки в данном случае, это удержание представляет собой меру ответственности.

Так, участник предоставил недостоверную информацию о среднесписочном числе его работников. Заказчик по завершении конкурса не возвратил указанному участнику денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения. Участник требовал вернуть их через суд. Арбитражный суд удовлетворил требования, поскольку не установил умысла по искажению информации о численности персонала. Апелляционная инстанция отменила это решение, поскольку исходя из положений ст. 421 ГК РФ, ст. 2, 3 Закона № 223-ФЗ заказчики вправе устанавливать в положении о закупке, закупочной документации требования об обеспечении заявки на участие в закупке, условия его предоставления, возврата и удержания. По условиям документации сообщение заведомо недостоверной информации является достаточным основанием для удержания обеспечения.

Заключение и изменение договора

Президиум ВС РФ в Обзоре обратил внимание на следующие моменты:

1. Заказчик не вправе заключать договор по результатам закупки до истечения десятидневного срока на обжалование действий (бездействия) организатора (ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ). Иное свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика.

Так, суды указали, что административный порядок обжалования в антимонопольном органе действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является оперативной мерой, направленной на пресечение нарушений со стороны названных лиц, а также предотвращение нарушения прав участников.

В соответствии с п. 19 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Сама по себе возможность оперативного оспаривания закупки требует от добросовестных заказчика и победителя закупки ожидания истечения срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ. Заключение заказчиком в такой ситуации договора с победителем закупки свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении, в силу чего на основании ст. 10 и ч. 2 ст. 168 ГК РФ заключенный ими договор является ничтожным.

2. Нельзя изменять договор, если в результате корректировки изменятся условия, которые согласно документации о закупке имели значение для формирования заявок, установления цены договора или определения победителя.

Участник аукциона обратился в суд с требованием о признании недействительным дополнительного соглашения к договору, которым увеличена цена договора. Исковые требования удовлетворены по следующим основаниям.

Частью 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право сторон на изменение договора по определению объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора. Подобные изменения возможны при условии обеспечения информационной открытости – путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор.

Изменение условий договора с победителем допускается по основаниям, определенным ГК РФ, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении требований ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Однако дополнительным соглашением многократно увеличена цена договора. Такое изменение является произвольным, направлено на нивелирование условий проведенного аукциона (в частности, основной договор содержал условие о неизменности цены договора на протяжении всего срока его действия), не соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции). Кроме того, увеличение цены договора в данном случае нарушает требования п. 8 ст. 448 ГК РФ о недопущении изменения договора, которое влияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

3. Нельзя признать договор недействительным по иску заказчика, если он сам нарушил правила его заключения. Согласно п. 5 ст. 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на это лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки. Так, в п. 20 Обзора ВС РФ привел решение, в котором заказчик требовал признать договор незаконным. Суд первой инстанции иск удовлетворил, а вот апелляционная инстанция отменила это решение. Заказчик признал договор поставки недействительным после его исполнения сторонами на протяжении года и при обстоятельствах, когда к нему был предъявлен встречный иск в связи с его недобросовестным поведением. При этом заказчик ссылался на собственные неправомерные действия при проведении закупки:

непринятие в письменном виде решения о проведении закупки;

неутверждение и неразработку документации о закупке;

неразмещение на официальном сайте информации о закупке.

Суд указал, что допущенные самим заказчиком нарушения не могут быть положены судом в основу признания договора недействительным по иску этого заказчика.

Контроль при проведении закупок

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если таковые нарушают права и законные интересы участника закупки.

Основания для рассмотрения жалоб следующие:

осуществление заказчиком закупки с нарушением требований законодательства или порядка подготовки и проведения закупки, содержащегося в положении о закупке;

неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, внесенных в него, информации о закупке, документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей размещению, или нарушение сроков такого размещения;

предъявление к участникам требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

осуществление закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

неразмещение в ЕИС информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ВС РФ отметил, что только по данным основаниям рассматриваются жалобы участников с соблюдением процедуры, закрепленной в ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ. Это очень важно при определении законности предписания, выданного ФАС заказчику, – антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых предусмотрен ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (п. 17 Обзора).

Также ВС РФ обратил внимание на то, что антимонопольный орган вправе проводить внеплановые проверки соблюдения автономными учреждениями Закона № 135-ФЗ. При этом несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона № 223-ФЗ может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

Статья 17 Закона № 135-ФЗ запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок. К таким действиям, относятся в частности, создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры. Поскольку п. 11 ч. 1 ст. 23, ст. 25.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольному органу предоставлено право проводить внеплановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства и если в ходе такой проверки будут выявлены нарушения Закона № 135-ФЗ, ФАС не превышает свои полномочия.

Однако, если антимонопольный орган проверяет только наличие нарушений Закона № 223-ФЗ, внеплановые проверки являются превышением полномочий.

Как видим, ВС РФ рассмотрел различные сферы закупочной деятельности. Напомним некоторые основные моменты. В документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, позволяющие любому участнику сформировать свое предложение. При этом если документация о закупке и положение о закупке противоречат друг другу, то применяется положение. Кроме того, помните, что нельзя изменять договор, если в результате корректировки изменятся условия, которые имели значение для формирования заявок, установления цены договора или определения победителя. Если же возникнет спор по заключенным договорам, должны применяться нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ.

Читайте так же:

  • Требования предъявляются к персоналу обслуживающему котлы Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда Правила дистанционного обучения по охране труда Регистрационный лист – заявка на дистанционное обучение по охране труда Учебные материалы для обучения по охране труда Тема 0. Основные положения трудового права […]
  • 12 ноября пенсия ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 25 октября 2018 Отделение Пенсионного фонда по г. Севастополю информирует! Финансирование выплаты пенсий и других социальных […]
  • Ковка доспехов практическое пособие Изготовление доспехов, кольчуги и рыцарского снаряжения Учебный курс программы Рисунок и композиция - 8 часов 1.1. Анатомия человека. Рисунок анатомический - 2 часа. (Студия). 1.2. Композиция. Золотое сечение. Построение композиции в черно белой графике. 2 часа. […]
  • Нулевая отчетность рсв-1 за 3 квартал 2019 Форма РСВ в 2019 году Все предприниматели, которые являются плательщиками страховых взносов за работников, обязаны предоставлять в ИФНС форму РСВ . Помимо этого, работодатели подают сведения о сотрудниках. В нашей сегодняшней публикации мы рассмотрим правила и порядок […]
  • Коэффициент осаго пермский край Коэффициент осаго пермский край Калькулятор ОСАГО использует официальные коэффициенты и тарифы (указание ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 3384-У и указание ЦБ РФ от 20 марта 2015 г. № 3604-У). Стоимость ОСАГО зависит от: типа(категории) и назначения транспортного […]
  • Договор безвозмездной аренды транспортного средства без экипажа образец Договор безвозмездного пользования автомобилем для физических и юридических лиц По сути, договор безвозмездного пользования автомобилем – соглашение аренды, которое должно быть составлено в соответствии с требованиями ГК РФ гл. 36 ч. 2 ФЗ-14. Основное условие – […]