Договор на технический надзор проектной документации

Договор на технический надзор проектной документации

Крупнейшая бесплатная информационно-справочная система онлайн доступа к полному собранию технических нормативно-правовых актов РФ. Огромная база технических нормативов (более 150 тысяч документов) и полное собрание национальных стандартов, аутентичное официальной базе Госстандарта. GOSTRF.com — это более 1 Терабайта бесплатной технической информации для всех пользователей интернета. Все электронные копии представленных здесь документов могут распространяться без каких-либо ограничений. Поощряется распространение информации с этого сайта на любых других ресурсах. Каждый человек имеет право на неограниченный доступ к этим документам! Каждый человек имеет право на знание требований, изложенных в данных нормативно-правовых актах!

Письмо Министерства регионального развития РФ
от 25 февраля 2009 г. № 4882-СМ/08

Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение ООО ПФ «Океан» от 13.02.2009 № 17/09 и по поставленным вопросам сообщается следующее.

При этом указанные средства на проведение авторского надзора являются лимитом, а оплата услуг по его проведению производится заказчиком по фактическим затратам проектной организации.

Включение указанных затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства (в смету на проектные работы) и необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком строительства и указывается в задании на проектирование.

Кроме того, Минрегион России сообщает, что в соответствии с действующим законодательством обязательное проведение авторского надзора предусмотрено только при строительстве, реконструкции, расширении, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, а также гидротехнических объектов.

2. В соответствии с разделом II Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, договор на технический надзор не входит в перечень документов, представляемых в экспертные органы для проведения экспертизы, а также не является сметным нормативом.

Кроме того затраты на проведение технического надзора учитываются в затратах на содержание службы заказчика и могут быть переданы сторонней организации на конкурсной основе, а заключение договора на проведение технического надзора осуществляется с победителем конкурса, который может быть осуществлен после утверждения проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.

Директор Департамента
регулирования градостроительной деятельности

Авторский и технический надзор

Технический надзор за строительством(технадзор):

Технический надзор за строительством осуществляется в интересах Заказчика строительства с целью обеспечения контроля качества строительства и имеет целью постоянное проведение оценки соответствия строящегося объекта требованиям к его безопасности, установленным техническими регламентами, а также нормативными документами и стандартами, являющимися доказательной базой соблюдения требований технических регламентов и подтверждением возможности безопасной эксплуатации объекта при последующей передачи его в эксплуатацию.

Технический надзор позволяет отслеживать технологическую последовательность выполнения строительных работ, при осуществлении функций технического надзора на строительной площадке постоянно находятся инженеры технадзора по нескольким специальностям, в зависимости от состава контролируемых работ: инженеры-строители, инженеры-электрики, инженеры по вентиляции и кондиционированию и т.д.

Технический надзор осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 12-01-2009 «Организация строительства» и предусматривает следующие виды технадзора:

  • Проверка наличия у исполнителя работ документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний, таким образом инженер технадзора осуществляет контроль качества строительных материалов
  • Контроль соблюдения исполнителем работ правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель технадзора может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов
  • При контроле соответствия выполняемой исполнителем работ последовательности и состава выполняемых технологических операций — технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции, технический надзор контролирует соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами, соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации
  • Технический надзор контролирует наличие и правильность ведения исполнителем работ исполнительной технической документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения конструктивных элементов
  • Контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее исполнителю работ
  • Контроль исполнения исполнителем работ предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления
  • Извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства
  • Контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ условиям договора и календарному плану строительства
  • Оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением исполнителем работ требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов

При осуществлении функций технического надзора может быть сформирована при необходимости служба технического надзора, включающая в себя специалистов в области экономики строительства для проведения финансового надзора за строительством.

Финансовый технический надзор осуществляется в целях контроля расходования средств заказчика. По составу работ финансовый технический надзор(технадзор) несет в себе те же виды, что и строительный аудит, с той разницей, что строительный аудит строительства осуществляется как правило после окончания строительства объекта, финансовый технический надзор ведется с момента начала строительства.

Финансовый технический надзор включает в себя:

  • Проведение освидетельствования состава и объемов фактически выполненных работ за определенный графиком строительства календарный период на их соответствие актам выполненных работ и проектной документации
  • Проверку достоверности стоимости предусмотренных для применения при строительстве материалов и оборудования
  • Экспертизу отчетной документации: проверку правильности расчета и применения в Актах выполненных работ расценок, коэффициентов, индексов пересчета, норм накладных расходов, косвенных затрат, сметной прибыли и т.п. на соответствие нормативным и сметным

Авторский надзор

Авторский надзор ведется авторами проекта с целью обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Проводится проектной организацией, выполнившей проект и рабочие чертежи, на протяжении всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объектов.
Авторский надзор осуществляется на основании договора, заключенного заказчиком с проектной организацией — генеральным проектировщиком на весь период строительства объекта. К договору прилагаются план-график, смета затрат и перечень основных работ, в освидетельствовании которых принимают участие представители авторского надзора. В случае рабочего проектирования параллельно со строительством – заключение договора на авторский надзор обязательно.

Технический надзор за проектированием и строительством

Выполнение обязанностей технического надзора (технадзора) Заказчика за строительством, ремонтом или реконструкцией

Выполнение обязанностей технадзора инвестора за строительством, ремонтом или реконструкцией

Технический надзор за качеством выполнения проектных работ и полнотой документации

% сметной стоимости выполнения проектных работ

Организация контроля качества строительно-монтажных работ

Организация эксплуатации Объекта недвижимости

Разовый выезд на незнакомый объект для проверки и составления акта на скрытые работы

В зависимости от объема

Технический надзор в составе МВК или без неё

Контроль обоснования сроков выполнения работ и достоверности определения сметой стоимости и договорной цены выполняемых работ;
Контроль за строительством зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, включающий в себя систематическую проверку соответствия объема, стоимости, методов, технологии и качества выполняемых строительно-монтажных работ утвержденным проектам и сметам. Контроль соответствия строительным нормам и правилам, стандартам и другим нормативно-правовым документам;
Контроль за выполнением работ в договорные сроки и вводом в эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные сроки.
В соответствии с основными задачами на работников, осуществляющих технический надзор, возлагаются следующие функции:
Контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкции, изделий, материалов и поставляемого оборудования, проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов.
Принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения сметой стоимости строительства.
Проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.).
Контроль выполнения геодезических работ в процессе строительства.
Освидетельствование и оценка, совместно с работниками строительно-монтажных организаций, выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ.
Осуществление по мере готовности, с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений.
Участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, состояния и соответствия проекту поступившего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке.
Контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации.
Проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ, затрат на устранение дефектов и переделки.
Контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации (исполнительных схем, инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов работ) и внесенных в нее изменений в связи с выполненными недостатками и дефектами при производстве строительно-монтажных работ.
Контроль исполнения строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного надзора, а также требований технического надзора заказчика, относящихся к вопросам качества выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования. Обеспечение своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом.
Участие в проведении рабочими комиссиями (приемочными комиссиями) проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке.
Участие в освидетельствовании объектов, зданий, подлежащих консервации и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ.
Участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, инспекциями и комиссиями.

1. Организация управления строительством.
2. Оценка возможных рисков на этапах строительства, рекомендации по их выявлению и устранению.
3. Разработка технического задания и концепции проекта :

-Заказ и получение обследований участка (геодезия участка, геология участка);
-Разработка общей концепции строительства;
-Разработка совместно с Заказчиком технического задания на проектирование;
-Проведение предварительной квалификации организаций участвующих в тендере на проектирование;
-Проведение тендера генерального проектировщика и согласование кандидатуры с Заказчиком;
-Рекомендации по стоимости и платежам Генеральному проектировщику;
-Юридическое сопровождение заключения договора на проектирование;
4. Контроль проведения проектных работ, рекомендации по проектированию конкретного проекта с предоставлением отчета Заказчику;
5. Контроль разработки сметной документации, согласование ее в установленном порядке, передача в органы экспертизы на утверждение и генподрядной организации.
6. Определение необходимых мощностей (электричество, вода, газ, канализация и т.д.)
7. Получение технических условий на присоединение сетей Мосэнерго, тепловых сетей, сетей Мосводоканала и т.д.,
— Получение временных договоров на подключение.
8. Контроль сроков действия выданных технических условий на присоединение инженерных коммуникаций.
9. Контроль проведения проектных работ и их соответствия требованиям ТУ, ТЗ, СНиП, ГОСТ и другим нормативным документам, а также контроль за их объемом и согласованием.
— Контроль соблюдения проектировщиком функций авторского надзора
10. Согласование предпроектной и проектной документации.
-Составление календарного плана согласований и строительства, с определением ориентировочной стоимости проекта по этапам;
— Поручение проектной организации на разработку эскиза №1 и его согласование.
-Получение распорядительных документов:
Решение земельной комиссии префектуры (выписка из протокола) на разработку акта разрешенного использования и распоряжение префекта на оформление договора аренды земельного участка.
— Получение градостроительного обоснования в НИиПИ Генплана
— Получение при необходимости визуально-ландшафтного анализа.
— Получение заключения о соответствии размещаемого объекта.
— Заказ геоподосновы в М 1:500.
— Заказ кадастровой справки.
-Разработка акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (ИРД) в него входят согласования с:
— районным архитектором
— районной управой
— префектурой
— Территориальные объединения регулирования землепользования
— управлением гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций
— санэпидемстанция
— Москомприродой
— Мослесопарком
— охранно-пожарная служба
— НИиПИ ГЕНПЛАНА
— Управление Государственной Противопожарной Службы
— Департаментом имущества
— Главное Управление охраны памятников
— Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения
-Регламент Москомархитектуры на стадии разработки акта разрешенного использования участка:
-Согласование задания на проектирование с:
— районной управой
— управлением гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций
— Москомархитектурой
— Мосгосзкспертизой
-Согласование проекта в:
— санэпидемстанция
— Управление Государственной Противопожарной Службы
— Москомприроде
-Согласование отдельных разделов проекта в специализированных организациях
— Согласование Генплана
— Согласование Стройгенплана
— Прохождение Регламента Москомархитектуры на стадии проект
— Согласование всех разделов проекта в Мосгосэкспертизе.
Получение колерного паспорта
Предстроительная документация Разрешение ИГАСН:
— Акт разбивки осей под здание Мосгоргеотреста
— Стройгенплан
— Договор по надзору Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора
— Договор по авторскому надзору
— Договор по тех. Надзору
— Полис комплексного страхования СМР
— Справка Департамента Экономической политики и развития Москвы
— Другие документы по форме Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора №119/99

Смотрите так же:  Договор о предоставлении медицинских услуг иностранным гражданам

Сдаточная документация:
— Комплект исполнительной документации согласно форме №101/94 Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, в т.ч.:
акт рабочей комиссии
акт замера сопротивления изоляции
акт по благоустройству (форма №43)
________________________________________________________________________________
Акт приемки Госкомиссии

Распоряжение Префекта о пуске объекта в эксплуатацию
Получение разрешений на проведение реконструктивных работ по фасадам
Прохождение межведомственных комиссий (префектуры, районной управы)
11. Составление Генерального календарного плана и согласование его с Заказчиком;
12. Корректировка календарного плана на основе полученной дополнительной информации;
13. Распределение с Заказчиком обязанностей по получению согласований;
14. Юридическое сопровождение заключения договоров с подрядными организациями;
15. Подготовительный строительный этап.
— Составление рекомендаций для Заказчика по этапам строительства;
-Подготовка документации для проведения тендеров на выполнение работ;
-Проведение предварительной квалификации организаций участвующих в тендере;
-Проведение тендеров и согласование с Заказчиком кандидатур;
-Рекомендации по стоимости работ, по видам и стоимости материалов используемых при строительстве;
-Рекомендации по подбору оборудования, необходимого для данного объекта,
-Юридическое сопровождение заключения договоров на проведение работ и заказ оборудования.
16. Строительный этап.
-Передача подрядным организациям необходимой проектной документации;
-Контроль выполнения работ подрядными организациями и соответствием записей в журнале производства работ с фактически выполненными объемами
-Контроль оформления документации на выполненные работы;
-Контроль обеспечения строительными материалами;
-Координация работы подрядчиков;
-Проверка выполнения подрядчиками существующих норм;
-Выявление и немедленное устранение дефектов;
-Совместный с представителем Заказчика, контроль соблюдения техники безопасности производимых работ;
-Участие в комиссиях по освидетельствованию скрытых работ;
-Регулярный контроль за соблюдением бюджета строительства, предоставление ежемесячного отчета о ходе работ Заказчику;
-Регулярная подготовка сметных отчетов;
-Контроль выполнения технических условий.
17. Сдача объекта
-Разработка совместно с Заказчиком и подрядными организациями графика сдачи объекта;
-Сдача выполненных работ Заказчику;
-Участие в сдаче объекта государственной комиссии и ввод в эксплуатацию;
-Заключение договоров с организациями поставщиками (электричества, отопления, газа, воды, телефонии и т.д.);
-Инструктаж эксплуатирующего персонала.
-Передача объекта эксплуатирующей организации.
18. Решение вопросов, связанных с подготовкой площадок для производства
19. Составление отчета для Заказчика;

Заказчики-застройщики* — физические и юридические лица, уполномоченные инвестором для осуществления реализации инвестиционных проектов.
* Здесь и далее заказчик-застройщик — ЗЗ.
Заказчиками-застройщиками могут быть также инвесторы. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.
Выбор ЗЗ и заключение с ним договора (контракта) осуществляется инвестором преимущественно на конкурсной основе при наличии, как правило, системы качества.
ЗЗ, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЗЗ, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензию на право осуществления своей деятельности. Порядок выдачи лицензий установлен Правительством Российской Федерации.
При реализации инвестиционного проекта часть функций ЗЗ может быть передана любому участнику инвестиционного процесса в соответствии с договором между ними.
Деятельность ЗЗ заканчивается после регистрации ввода объекта в эксплуатацию в местных органах власти, если иное не предусмотрено в договоре с инвестором.
ЗЗ осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями нормативных документов в строительстве.

Организация реализации инвестиционного проекта (выполнение предпроектной подготовки, анализ возможностей участников инвестиционно-строительного процесса, планирование строительства, включая проектные, изыскательские, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные работы, сейсмические исследования и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения). В задачи ЗЗ может входить весь комплекс организационно-управленческих работ, обеспечивающих строительство «под ключ» (за счет переданных ему по договору с инвестором денежных средств).
Обеспечение эффективности капитальных вложений на основе применения при проектировании и строительстве прогрессивных производственных и информационных технологий, соблюдения норм и стандартов по проектированию и строительству объектов, других индивидуальных требований инвестора к техническому уровню и качеству объекта, позволяющих получить конкурентоспособный результат.
Обязательными являются требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

ЗЗ в процессе проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта осуществляет следующие функции.

ПРЕДПРОЕКТНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

ЗЗ заключает договор с инвестором. Принимает на себя ответственность за реализацию инвестиционного проекта на всех этапах инвестиционного процесса. Договор является соглашением между инвестором и заказчиком, в соответствии с которым первый передает средства, а последний обязуется выполнить работы по реализации инвестиционного проекта и оказанию инжиниринговых услуг инвестору в требуемые сроки.
Размещает, преимущественно на конкурсной основе, заказы на выполнение работ по реализации инвестиционного проекта. В качестве подрядчика по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, привлекаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на осуществление тех или иных видов деятельности, а также, как правило, при наличии у них систем качества на основе ГОСТ Р ИСО 9000.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Определяет стадийность проектирования. Осуществляет выбор, преимущественно по результатам проведения подрядных торгов, проектной организации. При этом ЗЗ оценивает предлагаемые технико-экономические показатели намечаемого к строительству объекта, приведенные в тендерном предложении, а также организационную систему управления, включая систему контроля качества проектной продукции в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000, финансовое состояние проектной организации.
Заключает с соответствующими организациями, имеющими лицензии на осуществление строительной деятельности, договоры на разработку проектной документации.
Утверждает задание на проектирование. Выдает исходные данные для разработки проектной документации. Обеспечивает их полноту и качество. Сбор исходных данных для проектирования может быть поручен проектной организации.
Согласовывает с проектной организацией календарный план выполнения работ и выдачи проектной документации, осуществляет контроль за его выполнением.
Осуществляет контроль за обеспечением требуемого уровня качества проектных решений в процессе разработки и реализации проектной документации, а также приемку, хранение и передачу подрядными организациями рабочей документации.
Организует рассмотрение и согласование архитектурно-градостроительных решений проектируемых объектов в органах управления архитектуры.
Организует в установленном порядке согласование, утверждение и переутверждение проектной документации.

Заказчик-застройщик обеспечивает строительство объектов специальным технологическим и другим оборудованием и материалами, если эта поставка в соответствии с договором (контрактом) с подрядчиком на него возложена. С этой целью заключает с предприятиями-изготовителями или организациями, осуществляющими поставки, договоры на поставку строительных материалов, конструкций, технологического оборудования и других видов материальных ресурсов. При заключении договора (контракта) заказчик-застройщик устанавливает требования к срокам, объемам поставки и качеству поставляемых материально-технических ресурсов, определяет последовательность их поставки.
Осуществляет приемку, учет и надлежащее хранение находящегося на складе оборудования, изделий и материалов, а также передачу их в монтаж или для производства работ.

НАДЗОР ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ

Заказчик-застройщик осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема и качества выполняемых работ проектной документации, стоимости и сроков выполнения работ условиям договора.
При осуществлении технического надзора на заказчика-застройщика возлагается:
— контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов. (Заказчик-застройщик может поручить выполнение функций технического надзора проектной организации. В этом случае выполнение функций технического и авторского надзора совмещаются);
— принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущения необоснованного увеличения стоимости строительства;
— проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);
— контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;
— освидетельствование и оценка совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;
— осуществление по мере готовности с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организаций, а также проектных организаций промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений — опор, емкостей, сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций и т.п.;
— контроль соответствия объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ рабочей документации;
— проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ и затрат на устранение дефектов и переделки;
— контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации (исполнительных схем, инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов работ) и внесение в нее изменений в связи с выявленными недостатками и дефектами при производстве строительно-монтажных работ;
— контроль исполнения строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного строительного контроля.

ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ

Заказчик-застройщик совместно с генподрядчиком:
представляет необходимые документы приемочной комиссии по законченным строительством объектам;
передает документацию по приемке объектов в эксплуатацию на хранение пользователю объекта, если иное не предусмотрено нормативными документами местных органов власти и/или договором (контрактом) с инвестором;
передает завершенные строительством объекты инвестору или организациям-пользователям, уполномоченным инвестором, или, в установленном инвестором порядке, выносит их на реализацию;
принимает от подрядчика по акту законсервированные стройки с принятием мер по сохранности выполненных работ.
Он также может выполнять дополнительные функции:
— сбор исходных данных и согласование технических условий;
— инжиниринговые услуги;
— разработку системы сохранения строительных рисков, выбор страховой компании, согласование условий страхования.

Заказчик-застройщик для выполнения возложенных на него функций имеет право:
представлять инвестора в учреждениях, организациях и на предприятиях по вопросам реализации инвестиционного проекта;
принимать решения и вести переписку по вопросам технико-экономических оценок и расчетов инвестиций, проведения конкурсов и подрядных торгов, заключения договоров (контрактов) на разработку проектной документации, договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство и других договоров (контрактов) ;
привлекать компетентных специалистов и организации в качестве экспертов и консультантов для проверки состояния реализации инвестиционного проекта, разработки проектной документации, строительства, поставки и монтажа оборудования и др., соблюдения установленных сроков реализации инвестиционного проекта и качества продукции на всех этапах инвестиционного цикла в период действия договора (контракта) на реализацию инвестиционного проекта;
приостанавливать производство любого из видов работ при осуществлении их с отступлением от требований проекта и установленных договорами правил;
требовать от подрядчиков и других исполнителей работ (проектной организации, генерального строительного подрядчика) обоснования предлагаемой ими величины цены работ (разработки проектной документации, выполнения строительно-монтажных и других работ и услуг);
расторгать в одностороннем порядке по своей инициативе договоры (контракты) с участниками инвестиционного проекта в случае немотивированного повышения ими сроков выполнения работ, при невыполнении требований к качеству продукции, проектной документации, строительно-монтажных работ, поставляемого оборудования и других видов работ, а также при аннулировании лицензий на строительную деятельность;
передавать управление инвестиционным проектом другому юридическому лицу или гражданину (управляющему проектом), которые являются доверенными лицами заказчика и действуют от его имени и представляют его интересы в течение всего срока действия договора на реализацию инвестиционного проекта;
устанавливать прямые контакты с субподрядчиками по проектированию и строительству и привлекаемыми ими консультантами по письменному согласию генерального проектировщика и генерального подрядчика;
использовать проектную документацию по своему усмотрению в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено в договоре на разработку проектной документации и договоре с инвестором;
продолжить финансирование реализации инвестиционного проекта за счет собственных или привлеченных средств в случае временного прекращения финансирования инвестора, с приобретением прав долевой собственности объекта на вложенные средства, на основе дополнительного соглашения с инвестором.

Особенности договоров оказания услуг авторского и технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия (часть вторая)

Кузнецов А.А., главный специалист-эксперт Средне-Сибирского управления Росохранкультуры.

Рассмотренные в первой части статьи (см.: Культура: управление, экономика, право. 2010. N 4) дискуссионные вопросы видовой принадлежности гражданско-правовых соглашений, связанных с возмездным оказанием услуг, и правовой природы авторского и технического надзора, осуществляемого в сфере сохранения недвижимых памятников истории и культуры, позволили сделать вывод о наличии в системе российского гражданского права юридических коллизий, разрешить которые возможно только посредством гармонизации законодательства. Для выработки унифицированных правовых подходов и дефиниций необходимо раскрыть особенности нормативно-правового регулирования авторского и технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, его взаимосвязь с законодательным регулированием строительного контроля, а также принципиальное отличие друг от друга этих объектов гражданских правовых отношений.

Специальными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) ни авторский надзор, ни технический надзор не регулируются . Тем не менее они также являются объектами гражданского права и имеют собственный гражданско-правовой режим, устанавливающий возможность совершения с ними определенных действий, направленных на достижение конкретного результата и наделяющих стороны соответствующими правами и обязанностями. По общепринятой классификации видов гражданских правовых отношений их следует относить к обязательственным срочным правоотношениям, возникающим между конкретными (известными) лицами из добровольного соглашения. Предмет и условия договора, правоспособность его субъектов вытекают из содержания объекта соглашения, обусловлены связями данного объекта с иными объектами правоотношений (работами, услугами) и конечным результатом (полезным эффектом, материальными благами).

Смотрите так же:  Размер пособия на рождение второго ребенка

Нормы, предусматривающие осуществление надзора (контроля) «за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика», содержатся лишь в ст. ст. 748 и 749 ГК РФ, определяющих права и обязанности сторон строительного подряда.

Авторский и технический надзор как объекты гражданских правоотношений

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) причисляет технический и авторский надзор к работам, направленным на обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия (ст. 40), однако содержания его не раскрывает. Этот пробел в законе привел к тому, что субъекты гражданско-правовых соглашений в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 73-ФЗ повсеместно руководствуются нормами, регулирующими сходные отношения в архитектурно-строительной области. Насколько совместимы между собой правовые дефиниции отраслевых нормативных правовых актов, определяющих содержание и порядок осуществления авторского и технического надзора, права и обязанности сторон?

Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГСК РФ) авторский надзор и технический надзор представляют собой разновидности строительного контроля, который вправе осуществлять застройщик (заказчик работ). Порядок проведения строительного контроля в соответствии с ч. 8 ст. 53 ГСК РФ устанавливается на федеральном уровне специальными нормативными правовыми актами. В качестве таковых до середины 2010 г. действовали документы, имеющие рекомендательный характер: Свод правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (утвержден Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44) и Строительные нормы и правила СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (утверждены Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70) .

Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.
Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. N 3.

Частью 2 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ) ранее принятые строительные нормы и правила были признаны сводами правил, которые разрабатываются в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов . Во исполнение требования ч. 3 ст. 42 Закона N 384-ФЗ Правительство Российской Федерации распоряжением от 21 июня 2010 г. N 1047-р установило Перечень национальных стандартов и сводов правил (советских и российских ГОСТов и СНиПов), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. Обязательными к применению были признаны правила пунктов 3.8 и 3.9 СНиП 12-01-2004, касающихся осуществления авторского надзора и государственного (муниципального) контроля (надзора) за строительством, тогда как пункт 3.7 СНиП 12-01-2004, закрепивший право застройщика осуществлять технический надзор за ходом и качеством выполняемых работ, в данный Перечень по понятной причине не был включен. Либерализация требований технических регламентов привела к тому, что СП 11-110-99 не вошел в перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил, сохранив свой изначально рекомендательный характер.

Правила разработки и утверждения сводов правил, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858.
Любопытный факт, косвенно свидетельствующий о серьезных затруднениях при подготовке и согласовании крайне важного документа: Правительством был пропущен срок утверждения Перечня (не позднее чем за 30 дней до вступления в силу Закона N 384-ФЗ).

Наконец, Постановлением от 21 июня 2010 г. N 468 Правительство Российской Федерации утвердило Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (вступило в силу 6 июля 2010 г.), согласно которому строительный контроль — это совокупность перечисленных в пунктах 5 и 6 Положения контрольных мероприятий, а также иных мероприятий, предусмотренных российским законодательством и (или) заключенным договором, проводимых при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства работниками подрядчика и заказчика (застройщика) либо организации, осуществляющей подготовку проектной документации. Последняя привлекается заказчиком (застройщиком) по договору «в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации» (пункт 3 Положения), иными словами, для проведения авторского надзора. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве капитальных объектов на соответствие: 1) требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации; 2) результатам инженерных изысканий; 3) требованиям градостроительного плана земельного участка; 4) требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений (пункт 2 Положения).

Несмотря на то что за последние 10 — 15 лет в условиях формирования в России строительного сектора частных и общественных проектов формы и виды осуществления авторского надзора поменялись, его общий (универсальный) смысл остался прежним — это комплекс мероприятий, осуществляемый автором проекта для обеспечения соответствия технологических, архитектурно-стилистических, строительных и других технических решений и показателей вводимого в эксплуатацию объекта решениям и показателям, предусмотренным в утвержденной заказчиком проектной документации. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 169-ФЗ) наделяет архитектора (архитектурную организацию) правом осуществлять на основании договора не только авторский надзор за строительством архитектурного объекта, но и «по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль» (ст. 12). Другими словами, авторский надзор обеспечивает реализацию возводимого либо качественно изменяемого объекта капитального строительства именно в том виде, в каком он был задуман и спроектирован автором, а в случаях, когда требуется изменение или дополнение проектных решений, позволяет автору проекта внести такие изменения как стороне, имеющей комплексное представление обо всех проектных решениях и их взаимосвязи .

Пичугина Т. Авторский надзор — путь к решению вопроса безопасности // Строительная инженерия. URL: http://www.exploitation.ru/articles/14/74/.

В соответствии с действующим российским законодательством обязательное осуществление авторского надзора предусмотрено только при строительстве, реконструкции, расширении, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов , а также гидротехнических объектов. Необходимость ведения авторского надзора в иных случаях зависит от того, насколько заказчику работ важно, чтобы результат строительства соответствовал проекту, и может ли такое несоответствие нанести потенциальный ущерб надежности здания или его функционально-эстетическим показателям. Письмо Минрегиона России от 25 февраля 2009 г. N 4882-СМ/08 подтвердило право заказчика самому определять необходимость проведения авторского надзора во всех случаях, кроме двух вышеназванных. Тем не менее в юридической литературе до сих пор встречается расширенное понимание установленных законодателем ограничений. Так, О.А. Беляева констатирует: «Следует различать авторский надзор в силу закона и авторский надзор в силу заключенного с заказчиком договора. Например, авторский надзор за строительством зданий и сооружений является обязательным. Причем, поскольку законодательством установлена обязанность заключить договор авторского надзора на весь период строительства, по отношению к проектировщику возможен иск о его понуждении заключить соответствующий договор. Иными словами, в этой ситуации договор авторского надзора квалифицируется как договор, заключаемый в обязательном порядке, и подчиняется требованиям статьи 445 ГК РФ» .

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, осуществляют авторский надзор в установленном порядке.
Беляева О.А. Договорная работа на предприятии. Практические рекомендации в вопросах и ответах / Под ред. проф. В.Б. Ляндреса. М., 2009. Цит. по: http://soveturista77.ru/dog_rab/page6.html.

Под техническим надзором в области капитального строительства принято понимать комплекс осуществляемых с оптимальной регулярностью экспертно-проверочных мероприятий по контролю соответствия всего процесса строительных и ремонтных работ действующим нормам и правилам, а также проектной документации. Основное назначение технического надзора — это тщательное планирование строительства и строгий контроль над его проведением. Осуществление технического надзора за реализацией строительного (архитектурного) проекта позволяет обеспечить точное соблюдение сроков, объемов, стоимости и качества производимых работ и строительных материалов, определенных проектной документацией. Кроме того, технический надзор включает в себя проверку правильности соблюдения технологии ведения строительно-монтажных и ремонтно-отделочных работ. Основной задачей технического надзора, таким образом, является не поиск ошибок и брака, а предотвращение выполнения строительно-монтажных работ и принятия технических решений в ущерб качеству объекта строительства. Кроме того, технический надзор за ходом строительно-монтажных и ремонтно-отделочных работ позволяет избавиться от перерасхода средств и гарантировать сдачу объекта в срок и в соответствии с проектом.

Сторонами (субъектами) гражданских правоотношений при осуществлении авторского и технического надзора в сфере капитального строительства выступают, с одной стороны, заказчик (застройщик), с другой — исполнитель (архитектор и (или) архитектурная организация в случае авторского надзора, инженер и (или) инженерная организация в случае технического надзора).

Согласно общей правовой доктрине, закрепленной законодателем в соответствующих нормативных правовых актах, авторский надзор вправе осуществлять лицо, подготовившее проектную документацию (в силу установленных ГК РФ прав автора произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства). В соответствии с положениями ст. 1294 ГК РФ автор проектной документации имеет право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства, и вправе требовать от заказчика проектной документации предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. Статья 12 Закона N 169-ФЗ наделяет архитектора и юридическое лицо (архитектурную организацию) правом осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта на основе договорных отношений с заказчиком (застройщиком). Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденными Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1, право автора проектной документации на контроль за его точной реализацией при строительстве, реконструкции или ремонте архитектурного объекта выражено в рекомендации предусматривать в соответствующем разделе в гл. 12 («Проектные и изыскательские работы, авторский надзор») сводного сметного расчета стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства на проведение авторского надзора. В то же время в пункте 4.91 МДС 81-35.2004 особо оговаривается, что необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком.

Технический контроль и надзор за строительством вправе осуществлять как сам заказчик (ст. 748 ГК РФ), так и привлекаемый им в соответствии со ст. 749 ГК РФ сторонний инженер или инженерная организация. В этом случае заказчик обязан определить в договоре строительного подряда функции привлекаемого лица, так как совершаемые им действия связаны с последствиями для подрядчика. По закону с независимым инженером (инженерной организацией) должен быть заключен договор возмездного оказания услуг. Однако, как показывает практика, эта норма не всегда верно понимается сторонами гражданских правоотношений. В ряде случаев заключается договор поручения, вероятно, в связи с предоставленным привлекаемому лицу правом принятия от имени заказчика решений во взаимоотношениях с подрядчиком. Как справедливо отмечает О.Г. Ершов, «договор на участие инженера в строительстве на стороне заказчика относится к договорам нового типа, которые пока не получили должной оценки со стороны законодателя. . Норм, определяющих существенные условия договора с участием инженера, основные права и обязанности сторон, их ответственность, действующее гражданское законодательство пока не содержит» . В случае же если инженер является работником заказчика, то он осуществляет строительный контроль на основании трудового договора (контракта).

Ершов О.Г. Признаки и существенные условия договора участия инженера в строительстве на стороне заказчика // Право и экономика. 2009. N 10. С. 32.

Такова краткая характеристика нормативно-правового регулирования авторского и технического надзора в области капитального строительства, из которой следует, что под строительным контролем (надзором) подразумеваются специализированные услуги («контрольные мероприятия»), являющиеся объектом договорных отношений. В сфере сохранения недвижимых памятников истории и культуры такой определенности в понимании сути авторского и технического надзора нет ввиду специфической правовой природы объекта (работы по сохранению) и особого порядка их осуществления.

Авторский и технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия

Главная особенность авторского и технического надзора в сфере сохранения недвижимых памятников истории и культуры проистекает из самого смысла законодательства об охране объектов культурного наследия — ограничения (в соответствии со ст. 129 ГК РФ) гражданской оборотоспособности объектов недвижимого имущества, признанных в силу их уникальной ценности памятниками истории и культуры. Следствием особого, гарантированного и охраняемого государством статуса объектов культурного наследия является требование наличия у лиц, привлекаемых к проведению работ по их сохранению, в том числе оказанию услуг технического и авторского надзора, соответствующих лицензий на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). То есть субъект правоотношений (лицензиат) должен отвечать условиям, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 117. Кроме того, ст. 45 Закона N 73-ФЗ сужает круг исполнителей, имеющих право осуществлять технический надзор в сфере сохранения объектов культурного наследия, до физических и юридических лиц, которые ведут разработку проектной документации на проведение данных работ. Закон жестко связывает технический надзор с авторским надзором и научно-методическим руководством, осуществляемыми в ходе проведения ремонтно-реставрационных работ, подчеркивая особый характер данного вида деятельности, главная цель которого — максимально сберечь, как того требует ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, признанное ценным для общества историко-культурное наследие.

Смотрите так же:  Как оформить стену в контакте мою

Правовое регулирование авторского и технического надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия на протяжении последних двух десятилетий основывается главным образом на методических рекомендациях специализированных научно-проектных организаций и реставрационных нормах и правилах, принятых еще в советский период, но в соответствии с п. 1 ст. 63 Закона N 73-ФЗ сохраняющих силу (в части, не противоречащей Закону N 73-ФЗ) до 31 декабря 2010 г.

Итак, согласно РНиП 1.02.01-94 (часть 4 «Научно-методическое руководство и авторский надзор») «исследование памятника и разработка научно-проектной документации должны осуществляться под научно-методическим руководством исполнителя в лице автора или авторского коллектива с выполнением ими функций авторского надзора в процессе производства работ по реставрации памятника». При этом продолжительность осуществления научно-методического руководства и авторского надзора определялась сложностью и сроками реставрации и устанавливалась заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонтно-реставрационных работ).

РНиП 1.02.01-94 достаточно подробно регламентировали содержание авторского надзора, определяя круг обязанностей его исполнителя. Помимо осуществления контрольно-запретительных полномочий автор научно-проектной документации или члены авторского коллектива обязан(-ы) был(-и) вести исследование памятника, в том числе с необходимой фиксацией и анализом в процессе производства реставрационных работ, а также разработку научно-проектной документации, т.е. выполнять дополнительную научно-исследовательскую работу; участвовать в освидетельствовании и приемке скрытых и специальных работ с составлением соответствующих актов; участвовать в работе комиссий по приемке законченных работ и реставрации памятника в целом; информировать государственные органы охраны памятников истории и культуры, органы средств массовой информации и общественность по их просьбе о состоянии реставрации памятника.

Автор научно-проектной документации (включая членов авторского коллектива) имел право давать указания, обязательные «для заказчика и всех должностных лиц и исполнителей подрядных производственных организаций», отменить которые мог только государственный орган охраны объектов культурного наследия (пункт 4.4 РНиП 1.02.01-94). Указания автора и членов авторского коллектива предписывалось фиксировать в Журнале реставрации, научно-методического руководства и авторского надзора единой формы для всех видов работ, осуществляемых на памятнике (пункт 4.5 РНиП 1.02.01-94).

Кроме того, автор научно-проектной документации или научный руководитель авторского коллектива имел право требовать от заказчика применения экономических или иных установленных законодательством Российской Федерации санкций к подрядным производственным организациям в случаях выполнения работ с систематическим отступлением от рабочей проектно-сметной документации и указаний авторского надзора, с нарушением технологии производства и низким качеством.

Попытка привести в соответствие с действующим законодательством прежние реставрационные нормы и правила была предпринята в Своде реставрационных правил (СРП-2007, рекомендован к применению в декабре 2007 г., утратил силу в ноябре 2008 г.) , разработанном Техническим советом, подведомственным Координационному совету при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере проведения работ на объектах культурного наследия народов Российской Федерации.

Полное наименование документа: Свод реставрационных правил. Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Общие положения. СРП-2007 был рекомендован к применению циркулярным письмом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N 78-01-35/04-ДА.

СРП-2007 подразумевал под авторским надзором «осуществление контроля за проводимыми в процессе производства исследованиями», также увязывая его с научным руководством работами по сохранению (пункт 8.3). Согласно пункту 8.2 СРП-2007 при осуществлении ремонтно-реставрационных работ для фиксации предложений и замечаний лиц, осуществляющих научное руководство и авторский надзор, ведется Журнал работ по сохранению объектов культурного наследия установленной формы, который составляется разработчиком научно-проектной документации и передается заказчику. Журнал технического надзора ведется отдельно по форме, определенной органами государственного строительного надзора.

В настоящее время специалисты реставрационных организаций и государственных органов охраны ОКН руководствуются положениями 2-й редакции Свода реставрационных правил, рекомендованной к применению Министерством культуры Российской Федерации в сентябре 2009 г. (СРП-2009, действует в настоящее время).

В форме задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия , утвержденной распоряжением Росохранкультуры от 15 декабря 2008 г. N 10 «О временном порядке рассмотрения обращений заявителей о выдаче заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения», предусмотрены «требования по научно-методическому руководству и авторскому надзору, в том числе технологическому надзору, с указанием продолжительности», а также «необходимость привлечения для консультаций высококвалифицированных специалистов и ученых» (пункт 19). То есть технический надзор здесь трактуется исключительно как технологический надзор, причем в составе надзора авторского.

Этот обязательный документ согласовывается государственным органом охраны объектов культурного наследия и утверждается заказчиком работ.

Таким образом, до утверждения единого подхода в определении правовой природы авторского и технического надзора и внесения соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты и методические рекомендации вопрос об исполнителях данного вида услуг необходимо решать, руководствуясь положениями ст. 45 Закона N 73-ФЗ.

Требует уточнения и вопрос о том, кто вправе выступать заказчиком и исполнителем в договорах оказания услуг авторского и технического надзора за проведением работ по сохранению недвижимых памятников истории и культуры. Заказчиками услуг авторского и технического надзора могут быть следующие категории лиц, являющиеся собственниками (пользователями) объектов культурного наследия либо наделенные правом осуществлять работы по их сохранению:

  1. специально уполномоченные органы исполнительной власти (как государственные, так и местного самоуправления);
  2. юридические лица (общества, учреждения, предприятия, в том числе государственные и муниципальные);
  3. физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели).

Исполнителем услуг авторского надзора может быть только автор (авторский коллектив), разработавший научно-проектную документацию на работы по сохранению объектов культурного наследия. Пунктом 5 ст. 45 Закона N 73-ФЗ установлено, что авторский надзор осуществляют «физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации». Эту законодательную норму буквально воспроизводят СРП-2007 и СРП-2009, уточняя лишь, что «научно-методическая организация и координация работы членов авторского коллектива осуществляются научным руководителем авторского коллектива» (пункт 8.3). Основное условие, которое может ограничить право проектировщика на осуществление авторского надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, — наличие у него действующей лицензии на осуществление реставрационной деятельности. Ведь между разработкой научной (проектной) документации и проведением ремонтно-реставрационных работ может пройти не один год, тогда как срок действия лицензии установлен в пять лет. Ситуация становится безвыходной, если у проектировщика лицензия отзывается федеральным органом по контролю за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в случае выявления грубых нарушений законных требований. Остается открытым вопрос, вправе ли проектировщик отказаться от осуществления авторского надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия, или это его законная (установленная Законом N 73-ФЗ) обязанность, к выполнению которой он может быть привлечен в судебном порядке.

Что касается осуществления технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, то и здесь не все так просто. Согласно Закону N 73-ФЗ технический надзор могут осуществлять «физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия» (п. 5 ст. 45). Однако в пункте 8.5 СРП-2007 и СРП-2009 говорится о том, что «технический надзор (строительный контроль) при выполнении производственных ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия осуществляется заказчиком или инженером (инженерной организацией, а также по согласованию с заказчиком может осуществляться проектной организацией, разработавшей научно-проектную документацию)». Эта «строительная» новация противоречит прямому требованию Закона N 73-ФЗ. Получается, что подзаконный акт, имеющий к тому же рекомендательный характер, противоречит действующему федеральному закону, расширяя круг лиц, имеющих право оказывать услуги технического надзора при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия. Что это: юридическая безграмотность разработчиков реставрационных правил или неудачная попытка гармонизировать законодательство? Надо полагать, второе предположение ближе к истине. И СРП-2007, и СРП-2009 прошли утверждение Минкультуры России, которое согласилось с предложенным ведущими реставрационными организациями страны определением технического надзора, а значит, считает подобное противоречие допустимым и, вероятно, даже необходимым. Тем более что под техническим надзором в Своде реставрационных правил понимается в том числе и государственный строительный надзор.

Таким образом, исполнителями услуг технического надзора в настоящее время могут являться следующие лица:

  1. автор (авторский коллектив), в том числе проектная организация, являющиеся разработчиками научно-проектной (проектной) документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (по согласованию с заказчиком);
  2. инженер или инженерная организация;
  3. непосредственно сам заказчик (при наличии у него собственной службы технического надзора).

При этом обязательным условием, как и в случае с авторским надзором, является наличие у данных лиц действующих лицензий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. В связи с запросом Межрегиональной российской ассоциации реставраторов Минкультуры России письмом от 1 июня 2007 г. N 33-01-35/04-ДА «О порядке лицензирования технического и авторского надзора в рамках проведения работ по реставрации объектов культурного наследия» разъяснило, что к проведению технического надзора за работами на объектах культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на проектно-изыскательские работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Вместе с тем в этом же письме содержится положение, еще более усложнившее критерии отбора исполнителей авторского и технического надзора: Минкультуры России посчитало целесообразным «вплоть до введения в действие соответствующих стандартов и правил. привлекать к проведению технического и авторского надзора организации, имеющие помимо лицензии сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Наконец, при проведении работ по ремонту ОКН, относящихся к зданиям и сооружениям I и II уровней ответственности, для оказания услуг технического надзора необходима лицензия на деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в части выполнения функций заказчика-застройщика .

В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства».

Отсутствие единых требований к лицам, имеющим право осуществлять авторский и технический надзор в сфере сохранения объектов культурного наследия, в итоге отрицательно сказывается на регулировании правоотношений между заказчиками работ, исполнителями услуг и государственными органами контроля (надзора). Попытка чрезмерной либерализации правоотношений в сфере сохранения объектов культурного наследия чревата плачевными результатами. В этой ситуации вопрос о сторонах договоров оказания услуг авторского и технического надзора необходимо решать, руководствуясь исключительно положениями статьи 45 Закона N 73-ФЗ.

Осуществление авторского и технического надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия подлежит особому нормативному правовому регулированию в силу специфики объекта и предмета заключаемых соглашений, а также в силу специальной правоспособности субъектов, оказывающих услуги и выполняющих работы по сохранению объектов культурного наследия. Особенности осуществления авторского надзора и технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия позволяют их отнести к особой разновидности договоров оказания услуг авторского и технического надзора, хотя в законодательстве отсутствуют четкие определения данного вида услуг.

Читайте так же:

  • Заместитель прокурора пермь Пермская транспортная прокуратура Прокурор - Шутов Сергей Юрьевич Адрес: 614068 , Пермский край, г.Пермь ул.Екатерининская, 133 Телефон: (342) 236-15-80 приемная Эл.почта : perm - trans - prok @ yandex . ru Увеличить карту Прокуратура пермского […]
  • Госпошлина кассационная жалоба на решение районного суда Размер госпошлины при подаче апелляционной жалобы по гражданскому делу Каков размер госпошлины при подачи апелляции на решение районного суда? Дело по ст. 1174 о возмещении необходимых расходов на предсмертное лечение. Ответы юристов (7) Налоговый кодекс РФ. Статья […]
  • Как подать в суд на возврат долга по расписке Как подать в суд на должника денежных стредств по расписке? Здравствуйте, занял другу в долг под расписку 150 тысяч рублей, прошло около двух лет, но долг так и не был возвращен, была сложная ситуация и т. д. Окло 3 месяцев занял в долг под расписку еще 30 тысяч. […]
  • Приказ от 12012019 12 Приказ Минфина России от 30 октября 2017 г. № 165н “Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого […]
  • Листовки в подъезде штраф Штрафы за расклейку объявлений Ответственность за расклейку объявлений в неположенном месте устанавливается на уровне регионов. Федеральный Кодекс об Административный правонарушениях таких норм не содержит. Однако в некоторых случаях на подобные действия […]
  • Договор добавки Договор купли-продажи кормов для КРС (кормовые добавки), для нужд Общества с ограниченной ответственностью «АГРОКОНСАЛТИНГ». кормовые добавки - Микосорб фасованный в мешки по 25 кг., в количестве 250 (Двести пятьдесят) кг и И-Сакк фасованный в мешки по 25 кг., в […]