Добровольная ликвидация кредитной организации

Ликвидация кредитной организации

Ликвидация кредитной организации бывает двух видов — добровольная и принудительная. Первая проводится по инициативе учредителей (участников) кредитной организации. Вторая проводится решением суда по инициативе Банка России.

Учредители кредитной организации, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Кредитные организации, у которых есть основания для ликвидации, но которые не ликвидируются, способны причинить ущерб своим партнерам, а чаще всего даже не им, а клиентам.

Чаще всего речь идет о принудительной ликвидации кредитных организаций. Она предусмотрена ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Банк России обязан в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Но если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности, которые обнаружил Банк России, или их выявила временная администрация, направленная в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии, то ситуация меняется. В этом случае Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Он рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.

Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий 1 месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в этом случае не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и в уполномоченный регистрирующий орган. Последний вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Добровольная ликвидация кредитной организации

Кредитная организация может быть ликвидирована, т. е. ее деятельность может быть прекращена без правопреемства, добровольно или принудительно. Добровольная ликвидация кредитной организации происходит на основании решения, принятого ее учредителями или уполномоченным органом.

Возможность принятия решения о ликвидации

Принять решение о добровольной ликвидации возможно в случае если кредитная организация в состоянии рассчитаться с кредиторами и к моменту принятия решения существенно не нарушала законодательство.

ООО может быть ликвидировано или реорганизовано только в случае единогласного решения его участников. Принятие аналогичного решения акционерным обществом происходит по итогам голосования общего собрания акционеров.

Ликвидация кредитной организации происходит по правилам ликвидации юридического лица: ст. 61 ГК РФ, Законов об ООО, об акционерных обществах с учетом норм ст. 23 Закона от 02.12.1990 N 395-1 .

В процедуре добровольной ликвидации кредитной организации взаимодействуют три стороны: сама организация (ликвидационная комиссия), налоговая инспекция как регистрирующий орган и Банк России через территориальные учреждения (ТУ) как надзорный орган.

В логике процедуры добровольной ликвидации можно условно выделить три звена:

Ликвидация и аннулирование лицензии

  • Принятие решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии и ее состава.
    В случае выпуска организацией ценных бумаг принимается ограничительное решение.

С этого момента:
3 рабочих дня законом дано на информирование налоговой для внесения изменения в ЕГРЮЛ.

Проводится текущая работа по сворачиванию деятельности

5 рабочих дней закон дает на подачу в ТУ ходатайства об аннулировании лицензии и заявления о согласовании состава ликвидационной комиссии с пакетом документов.

Все мероприятия проходят под контролем Банка России через ТУ.

ТУ рассматривает документы, дает заключение и направляет его в Банк России или возвращает с указанием оснований.

Приказ об аннулировании лицензии Банк России издает по итогам двухмесячного рассмотрения. Или отказывает в удовлетворении ходатайства из-за нарушений при принятии решений, представление не всех документов и т.п., неспособности удовлетворения требований кредиторов, наличия оснований для отзыва лицензии.

В день регистрации приказа информация выкладывается на официальном сайте Банка России в Интернете () и чуть позже публикуется в «Вестнике Банка России»

  • Полномочия по ведению ликвидационных процедур переходят к ликвидационной комиссии, к ней же переходит управление делами организации.

В «Вестнике государственной регистрации» публикуется сообщение о ликвидации организации.
В течение не менее 2-х месяцев с момента публикации кредиторы должны выставить свои требования для составления реестра
Ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс, ведется расчет с кредиторами в порядке очередности, по результатам расчетов составляется ликвидационный баланс.
Эти формальные действия проводятся и в случае если кредиторы отсутствуют.

С кредиторами организация начинает рассчитываться после согласования с ТУ промежуточного баланса. Физлица-кредиторы по договорам банковского вклада и счета включаются в первую очередь кредиторов.
Если требования кредиторов неисполнимы для организации, Банк России отзывает лицензию, ликвидация становится принудительной.
Промежуточный ликвидационный баланс направляется в ТУ после закрытия реестра требований кредиторов, но не позднее 6 месяцев со дня утверждения состава ликвидационной комиссии.
Ликвидационный баланс составляется и направляется в ТУ после расчетов с кредиторами.
Балансы, промежуточный и итоговый, согласуются с ТУ (каждый — в течение 30 дней с момента получения документов с приложениями) и утверждаются общим собранием учредителей.

Ликвидационная комиссия отчитывается в ТУ о ходе ликвидации, направляет туда бухгалтерскую и статотчетность.

Экземпляр ликвидационного баланса с комплектом необходимых документов ТУ направляет в Банк России, который взаимодействует с налоговой по вопросу регистрации.

Утвердив ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия направляет в десятидневный срок в ТУ заявление о регистрации с подписью председателя ликвидационной комиссии, с приложением необходимых документов. ТУ дает свое заключение о деятельности ликвидационной комиссии и направляет его в Банк России. Процедура регистрации может длиться в течение 45 дней с направления в Банк России заявления с комплектом документов. Необходимые документы направляются Банком России в налоговую, которая в срок 5 рабочих дней вносит запись о ликвидации в ЕГРЮЛ и на следующий день сообщает об этом в Банк России.

С даты внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ деятельность кредитной организации прекращается.

О ликвидации банков

Ликвидация банков является нередким делом, но, несмотря на это, лишь небольшое количество граждан осведомлены о проведении этой процедуры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Этим обусловлено появление множества вопросов, например, что будет с вкладчиками и их денежными средствами при закрытии кредитной организации.

Закрытие кредитных организаций

Прежде, чем рассматривать вопрос о закрытии кредитных организаций, необходимо рассмотреть основные понятия.

Ликвидация прекращает собой прекращение деятельности юридического лица, коммерческого образования или ИП.

Банк, в свою очередь, является кредитным учреждением, специализирующимся на проведении операций с финансовыми средствами и ценными бумагами.

Главная цель деятельности банка – получение прибыли.

Правовое регулирование

Нормативно-правовой базой поднятой темы выступают следующие акты и нормы:

  1. Вопросы о прекращении деятельности – статьи 61, 62, 63, 64 ГК РФ.
  2. Вопросы о введении процедуры банкротства в отношении кредитных организаций – положения ФЗ № 127 от 2002 года.
  3. Некоторые вопросы о деятельности банка и порядке прекращения его деятельности содержатся в ФЗ № 395-1 от 1990 года.
  4. ФЗ № 14 от 1998 года.
  5. ФЗ № 2019 от 1995 года.

Организационно-правовая форма кредитного учреждения обычно – ООО или АО.

Причины, приводящие к ликвидации, можно разделить на несколько групп в зависимости от способа проведения процедуры – принудительной или добровольной.

Так, для добровольного прекращения функционирования имеется несколько причин:

  • достижение цели, для которой организация была создана и зарегистрирована;
  • между учредителями банка возникают разногласия, которые не удается решить;
  • банковская деятельность не показала эффективности в области экономических отношений.

Добровольная ликвидация банков в 2019 году начинается с вынесения подобного решения его учредителями.

После этого, в продолжение пяти суток, они обязаны оповестить региональный отдел Центрального Банка, расположенный по месту регистрации кредитной организации.

Принудительная ликвидация может быть обусловлена рядом причин:

  • информация, на основании которой осуществлялась выдача лицензии, является недостоверной;
  • задолженность организации по проведению банковских операций более чем на год с момента выдачи лицензии;
  • осуществление организацией операций, не предусмотренных лицензией;
  • банк соответствует признакам несостоятельности, в его отношении может быть введена процедура банкротства;
  • неоднократное пренебрежение судебными постановлениями.

Ликвидация банков

Ликвидация банковских организаций является завершенной только с момента фиксации информации в книге регистрации, а также появления соответствующего объявления в Вестнике.

При ликвидации коммерческой организации образуется специальная комиссия, полномочия которой заключаются в следующем:

  1. Подача объявления в СМИ о введении процедуры прекращения деятельности банка.
  2. Установление банковских кредиторов, отправление им соответствующих извещений.
  3. Взыскание долгов по дебитору.
  4. Проведение мероприятий, направленных на сохранение имущества, в том числе материальных ценностей, находящихся в обороте и т.д.

Коммерческий банк может повторно получить лицензию, но в том случае, если процедура банкротства будет остановлена в течение 6 месяцев с момента прекращения лицензирования.

Чтобы оформить лицензию еще раз, необходимо иметь не менее 180 миллионов рублей и соответствовать условиям 109-И.

Как осуществляется увольнение беременной женщины при ликвидации предприятия? Узнайте тут.

Ликвидация банков может происходить только в судебном порядке, вне зависимости от решения руководителя организации.

Прекращение деятельности выступает способом расчета с задолженностями.

При проведении процедуры ликвидации необходимо учитывать особенности функционирования банков.

Для прекращения деятельности кредитной организации потребуется собрать набор документов:

  • учредительная документация банка;
  • выданные ЦБ РФ лицензии;
  • ксерокопию объявления, поданного в газете «Вестник государственной регистрации»;
  • решение о введении процедуры ликвидации, принятое учредителями;
  • ликвидационный промежуточный баланс.

Образец решения о ликвидации организации здесь,

образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.

Если ликвидация банка является добровольной (решение принято участниками), то в продолжение пяти суток требуется уведомить об этом региональное подразделение Центрального Банка.

В нем важно указать:

  • про введение процедуры;
  • её порядке и сроках.

После оповещения Центрального Банка, в продолжение недели, потребуется направить заявку на опубликование объявления в «Вестник государственной регистрации».

Образец заявки на публикацию сведений о ликвидации здесь.

При принудительной ликвидации (начинается после отзыва лицензии), то решение о введении процедуры направляется в банк:

  1. Начинает действовать сразу после подписания, но в продолжение месяца с момента получения его можно обжаловать.
  2. В течение семи суток после получения уведомления, руководство банка обязано подать заявку на публикацию объявления в СМИ.
  3. ЦБ в течение месяца с момента опубликования сообщения о ликвидации банка обращается в арбитражный суд с заявлением о начале процедуры по прекращению деятельности.

Какие операции может выполнять?

Статья 20 ФЗ № 395-1 от 1995 года устанавливает, что банковская организация не может осуществлять никаких операций с того момента, как у нее будет отозвана лицензия.

Исключением выступает возврат средств заемщикам.

С момента отзыва лицензии и до того, как будет образована временная администрация, банк может осуществлять следующие операции:

  1. Прием средств по погашению процентов по кредитам и ссудам.
  2. Получение наличных и безналичных средств по операциям, совершенным до момента отзыва лицензии.
  3. Возвращение средств, зачисленных на расчетный счет организации по ошибке.
  4. Осуществление выплат в соответствии с исполнительными листами.

Очередность выплат вкладчикам

Интересы вкладчиков защищены ФЗ № 177 от 2003 года, в соответствии с ним государственной Агентство страхования вкладов возмещает гражданину ущерб, но устанавливает предел выплаты – 700000 рублей.

Следовательно, если сумма вкладчика составляет меньше 700 тысяч, то он один из числа первых получит компенсацию.

Как происходят выплаты:

  1. В продолжение недели с момента появления объявления в СМИ, Агентством организуется конкурс. На нем отбираются коммерческие банки, задача которых – выступить агентами. Они будут осуществлять страховые выплаты клиентам организации, в отношении которой проводится ликвидация. К таким банкам предъявляются требования: наличие филиалов, география деятельности совпадает с географией деятельности закрывающегося образования.
  2. В течение двух недель с момента отзыва лицензии средства выплачиваются вкладчикам до 700000 руб. Забрать свою выплату можно в продолжение процедуры прекращения деятельности – она длится около двух лет.
  3. После того, как первая очередь вкладчиков получит выплаты, более крупные предъявляют свои требования. При добровольной ликвидации они удовлетворяются банком.

Таким образом, очередность выплат выглядит следующим образом:

  • выплаты вкладчикам в соответствии с соглашениями банковского счета, первоначально право на возмещение получают заемщики до 700000 руб., затем после 700000 руб.;
  • вторую группу составляют выходные пособия и заработная плата работников;
  • к третьей категории относятся выплаты компаниям, предприятиям, ИП, а также требования, связанные с оборотом ценных бумаг.
Смотрите так же:  Медосмотр увольнение

ФЗ № 177 устанавливается, что выплаты последующей очереди могут производиться только после того, как будут удовлетворены предыдущие требования.

Что делать при опоздании?

Опоздать при получении средств невозможно – ликвидация банка длится не менее двух лет, в течение этого срока можно будет забрать вклад.

К последствиям относится возможное привлечение к уголовной ответственности учредителей банка.

Обязательным этапом является проверка организации, и её деятельности в течение последних трех лет для выявления признаков умышленного или преднамеренного доведения банка до состояния введения ликвидации.

Какова стоимость ликвидации фирмы? Читайте здесь.

Возможна ли ликвидация ИП с долгами ПФР? Подробная информация в этой статье.

Возможные махинации

Редко можно быть уверенным, что проведение добровольной или принудительной ликвидации является случайным.

Этим обусловлено стремление учредителей обезопасить себя после проведения незаконных действий.

Они могут выводить активы организации за пределы банка и даже государства, тем самым, уменьшается имущество, которое могло бы использоваться для погашения задолженностей.

Чтобы вывести активы, потребуется подделать отчетность и исправить документы. Все эти действия предусматриваются УК РФ, следовательно, влекут за собой уголовную ответственность.

На видео о закрытии банков

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добровольная ликвидация кредитной организации

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок такого ходатайства регулируется нормативными актами Банка России [1] . В этом случае кредитная организация, учредители (участники) которой приняли решение о ее ликвидации, обязана совершить следующие действия. В течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения она обязана направить ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации. Если она проводит размещение эмиссионных ценных бумаг и отчет об итогах выпуска этих ценных бумаг еще не зарегистрирован регистрирующим органом, то наряду с принятием решения о прекращении ее деятельности в порядке ликвидации на общем собрании должно быть принято решение о приостановлении размещения таких ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся. При этом она должна представить регистрирующему органу, осуществившему регистрацию выпуска ценных бумаг, протокол общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, на котором было принято решение о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся. Сделать это она обязана в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о своей ликвидации. Это нужно для подготовки регистрирующим органом уведомления о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг в соответствии с Инструкцией Банка России № 148-И.

Для опубликования в «Вестнике Банка России» объявления о ликвидации кредитной организации текст объявления в двух экземплярах направляется в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации [2] .

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Если после принятия указанного решения Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, то тогда действует иной порядок. Решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. В этом случае кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 23.1 Закона о банках.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия должна передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и Банком России.

В ст. 23 Закона о банках определен фактический состав, с которым его нормы связывают прекращение правоотношений между кредитной организацией и Банком России. Ее ликвидация считается завершенной, после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. С этого же момента считается, что кредитная организация прекратила свою деятельность.

  • [1] Указание Банка России от 24.06.2011 № 2652-У «О порядке представления и рассмотрения ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае прекращения деятельности кредитной организации в порядке ликвидации на основании решения ее учредителей (участников)».
  • [2] См.: Указание Банка России от 22.04.2009 № 2218-У «О порядке опубликования в «Вестнике Банка России» объявления о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (о ликвидации кредитной организации)».

§ 3. Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитной организации влечет за собой ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации кредитной организации установлен в Законе о банках и банковской деятельности, ГК РФ, федеральных законах о Банке России, «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряде других нормативных актах.

Перечень оснований для добровольной ликвидации нормативно не определен, поэтому они определяются самими участниками кредитной организации.

LZ_I В законе «О несостоятельности (банкротстве кредитных организаций» (ст. 4.2) закреплена обязанность руководителя кредитной организации в случае возникновения признаков несостоятельности кредитной организации, предусмотренных в п. 2 ст. 2 этого закона, направить в Совет директоров (Наблюдательный совет) требование о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) для рассмотрения вопроса о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве лицензии и уведомить Банк России о возникновении указанных оснований. В свою очередь, Совет директоров (Наблюдательный совет) должен принять решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) и уведомить о нем учредителей (участников) и Банк России. Общее собрание учредителей (участников) кредитной организации может принять или не принять решение о ликвидации. [23] [24] [25] дическую силу и кредитная реорганизация подлежит ликвидации принудительно. В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация обязана ее вернуть в Банк России в течение пятнадцати дней со дня принятия такого решения.

3. Назначение учредителями (участниками) ликвидационной комиссии (ликвидатора) по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия:

— помещает в печати объявление о ликвидации кредитной организации, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее двух месяцев) предъявления кредиторами своих требований;

— выявляет всех кредиторов кредитной организации;

— принимает меры к сохранению наличного имущества;

— выявляет и взыскивает дебиторскую задолженность;

— оценивает имущество, рассматривает заявленные кредиторами требования;

— составляет промежуточный ликвидационный баланс, подлежащий утверждению учредителями (участниками) по согласованию с Банком России.

4. Расчеты, если денежных средств достаточно, происходят с кредиторами в порядке очередности, установленной в ст. 64 ГК РФ, если нет — осуществляется продажа имущества кредитной организации с публичных торгов на аукционной основе для удовлетворения требований кредиторов.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество, ликвидационная комиссия передает его учредителям (участникам), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

5. Составление ликвидационной комиссией отчета и ликвидационного баланса, подлежащих утверждению учредителями (общим собранием) и согласованию с Банком России.

6. Принятие решения Банком России о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, направление в уполномоченный регистрирующий орган сведений и документов, необходимых для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (соответственно Банк России аннулирует запись о государственной регистрации в Книге государственной регистрации кредитных организаций). Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех документов.

Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация) происходит по решению арбитражного суда после отзыва лицензии в соответствии с требованиями ст. 23.1 Закона о банках и банковской деятельности, а в случае признания ее несостоятельной (банкротом) — в соответствии с требованиями федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Отзыв у кредитной организации лицензии всегда инициируется Банком России, но в одних случаях он это может сделать, а в других — обязан. Основания для отзыва лицензии определены в ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности. Отзыв лицензии по другим основаниям, за исключением предусмотренных законом о банках, не допускается. [26] [27] [28] [29] [30] лок кредитной организацией и исполнение обязательств по ее сделкам (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору, в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с его уполномоченным представителем в случае назначения).

После отзыва лицензии Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва, назначает в кредитную организацию временную администрацию и в течение пятнадцати дней со дня отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Если к моменту отзыва у кредитной организации лицензии у нее

имеются признаки несостоятельности или наличие этих признаков установлено временной администрацией, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Арбитражный суд, руководствуясь при рассмотрении заявления о ликвидации правилами Арбитражно-процессуального кодекса РФ1, принимает решение о ликвидации и назначает ликвидатора. Данное решение арбитражный суд направляет в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Срок ликвидации не может превышать двенадцать месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Этот срок может быть продлен по ходатайству ликвидатора. Со дня вступления в законную силу решения о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кандидатура ликвидатора кредитной организации представляется в арбитражный суд и утверждается им в порядке, предусмотренном в федеральном законе «О несостоятельности (банк- [31] ротстве) кредитных организаций». Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. После окончания этого срока им составляются промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитетов кредиторов кредитной организации и подлежит согласованию с Банком России.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Если имеющихся денежных средств кредитной организации недостаточно для удовлетворения всех требований, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации.

Если в ходе проведения ликвидационных процедур выяснится, что имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитетов кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом.

Ликвидатор обязан в течение десяти дней со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы для государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Смотрите так же:  Защита прав потребителей орел официальный сайт

Задание 3.3. Сравните порядок добровольной и принудительной

ликвидации кредитной организации, выделив сходства и отличия.

Процесс создания и прекращения деятельности кредитных организаций представляет сложную процедуру, этапы которой подчиняются не только общим требованиям федеральных законов, но и специальным правилам, устанавливаемым нормативными актами Банка России. Основной особенностью является непосредственное участие Банка России в создании и прекращении кредитных организаций и его взаимодействие с уполномоченным регистрирующим органом в процессе государственной регистрации кредитных организаций в связи с учреждением, реорганизацией и ликвидацией кредитных организаций. Важное значение приобретает нормативное регулирование защиты прав и интересов кредиторов кредитной организации в процедурах ее реорганизации и ликвидации.

Таким образом, ликвидационные процедуры подчиняются не только общим требованиям федеральных законов, но и специальным правилам, устанавливаемым нормативными актами Банка России. Так же как при реорганизации кредитной организации, при ее ликвидации необходимо обеспечить права и интересы кредиторов и банковской системы в целом, чем и объясняется участие Банка России в указанных процедурах.

§ 9. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

По действующему банковскому законодательству, ликвидация кредитной организации может быть добровольная или принудительная. Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе учредителей (участников) кредитной организации.

Кредитные организации, у которых есть основания для их ликвидации, но если они не ликвидируются, то это способно причинить ущерб их клиентам.

Закон учитывает очевидную истину, что нельзя допускать причинение ущерба вкладчикам и клиентам со стороны недобросовестных учредителей (участников) кредитных организаций. Поэтому в случае необходимости Банк России обязан инициировать принудительную ликвидацию кредитной организации через суд. Таким образом, он может защитить законные интересы банковских клиентов.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон) предусматривает два варианта ликвидации кредитной организации — добровольный и принудительный. Рассмотрим их по порядку.

1). Ликвидация кредитной организации по решению ее учредителей (участников)

В статье 23 Федерального закона говорится, что государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией, производится в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Поскольку это кредитная организация, то специфика этого порядка регистрации, регулируется Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Перечень сведений и всех документов, которые представляются для регистрации в Банк России, а также порядок их представления определяется Банком России. После того как Банк России принимает решение о данной регистрации, эти сведения и документы направляются им в уполномоченный регистрирующий орган, который ведет единый государственный реестр юридических лиц.*(180)

Со своей стороны, регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, он сообщает об этом в Банк России.

Что касается порядка взаимодействия Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по этим, то он определяется ими по взаимному согласованию.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией проводится в срок не более чем сорок пять рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

В случае если учредители/участники приняли решение о прекращения деятельности кредитной организации, то кредитная организация направляет в Банк России ходатайство об аннулировании банковской лицензии. На основании такого ходатайства, Банк России принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Порядок представления кредитной организацией ходатайства регулируется нормативным актом Банка России.*(181) В нем говорится о следующем:

Во-первых, учредители (участники) (далее — участники), принявшие решение о добровольной ликвидации кредитной организации, обязаны в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения направить в территориальное учреждение Банка России письменное сообщение об этом. К этому решению прилагается ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций (далее — ходатайство).

При этом к ходатайству прилагаются:

протокол собрания участников, на котором принято решение о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации, а также о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся, в случае осуществления кредитной организацией размещения эмиссионных ценных бумаг;

перечень участников кредитной организации, принявших решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации (с указанием их наименования (Ф.И.О. — для физических лиц), доли участия в уставном капитале, Ф.И.О. руководителя и почтового адреса), заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации;

баланс кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации;

оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов. Указанная оценка осуществляется кредитной организацией с учетом рекомендаций Указания Банка России от 13.11.97 N 18-У «О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 N 513»;

перечень банков — корреспондентов кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации.

Во-вторых, в случае, когда кредитная организация осуществляет размещение эмиссионных ценных бумаг и итоги эмиссии еще не зарегистрированы регистрирующим органом, то на общем собрании участников кредитной организации должно быть принято также решение, оформленное протоколом, о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся. Надо иметь в виду, что кредитная организация обязана приостановить эмиссию и довести указанную информацию до сведения лиц, купивших ценные бумаги данного выпуска, и потенциальных владельцев ценных бумаг. В течение пяти рабочих дней она обязана представить регистрирующему органу, осуществившему регистрацию выпуска ценных бумаг, протокол общего собрания участников, для того чтобы он мог на этом основании подготовить уведомления о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировать государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.

В-третьих, территориальное учреждение Банка России в течение десяти рабочих дней обязано рассмотреть ходатайство и подготовить по нему свое заключение, в котором указывается о соответствии принятого решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации порядку, установленному федеральными законами, учредительными документами кредитной организации и настоящим Указанием. В этом заключении дается оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов.

При положительном рассмотрении ходатайства кредитной организации территориальное учреждение Банка России направляет подготовленное им заключение в Банк России и уведомляет об этом кредитную организацию.

Однако если в это же время готовится, или уже направлено в центральный аппарат ходатайство об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, то территориальное учреждение информирует кредитную организацию, направившую ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в связи с принятием решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации.

Банк России может принять решение об отказе в удовлетворении ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случаях:

1) принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации с нарушением действующего законодательства;

2) принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации при недостаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов (абзац 2 пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации);

3) возникновения оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России в установленном порядке.

Кредитная организация обязана в течение пятнадцати рабочих дней с момента принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций возвратить оригинал лицензии на осуществление банковских операций в территориальное учреждение Банка России.

Территориальное учреждение Банка России согласовывает состав ликвидационной комиссии кредитной организации, участники которой приняли решение о прекращении ее деятельности в порядке ликвидации, после направления в Банк России документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Указания, до издания приказа Банка России об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Ликвидация кредитной организации, у которой аннулирована лицензия на осуществление банковских операций, осуществляется в соответствии с требованиями статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, параграфа 1 главы Х Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц.

В тех случаях, когда учредители/участники приняли решение о добровольном объявлении о банкротстве кредитной организации и ее ликвидации, то в такой ситуации надо руководствоваться порядком, который предусмотрен в статье 181 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При этом основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Для признания кредитной организации банкротом, необходимо одновременное наличие нескольких условий.

Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

2). Принудительная ликвидация кредитной организации

Принудительная ликвидация кредитной организации регулируется нормами статьи 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Там сказано, что Банк России в течение 30 дней с даты публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Исключение из этого правила — ситуация, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае, когда Банк России обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, то одновременно с этим обращением, он обязан представить кандидатуру ликвидатора. Эта кандидатура должна соответствовать требованиям, которые Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предъявляет к арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом.

Если к моменту отзыва банковской лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), или наличие этих признаков выявлено временной администрацией, назначенной Банком России в кредитную организацию после отзыва у нее указанной лицензии, то в таком случае Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Порядок признания кредитной организации банкротом, предусматривается Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации кредитной организации по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора из числа кандидатур, представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

С момента вынесения арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации применяется следующий порядок.

Во-первых, органы управления кредитной организации (в том числе ликвидационная комиссия (ликвидатор), отстраняются от управления ее делами. Помимо прочего, это касается и распоряжения имуществом кредитной организации. В трехдневный срок они обеспечивают передачу ликвидатору бухгалтерской и иной документации, материальных и иных ценностей, печатей и штампов кредитной организации.

Во-вторых, сведения о финансовом состоянии кредитной организации перестают быть отнесенными к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.

Однако в Федеральном законе не сделаны исключения для банковской тайны. Речь идет о том, что все эти действия сами по себе свидетельствуют о том, что положение в кредитной организации ухудшилось. В обычной ситуации финансовое положение кредитной организации может составлять предмет коммерческой тайны.

В-третьих, снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения по распоряжению ее имуществом.

В-четвертых, все требования к кредитной организации могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе ее ликвидации.

Федеральный закон предусматривает, что арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации, направляет данное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Смотрите так же:  Коллекторы компании деньги будут

В процессе ликвидации кредитной организации ликвидатор имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные федеральными законами, и обязан действовать с учетом интересов ее кредиторов. Учредители (участники) кредитной организации и ее кредиторы вправе потребовать от ликвидатора возмещения убытков, причиненных его действиями (бездействием), нарушающими законодательство Российской Федерации.

Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в «Вестнике Банка России» не позднее пяти рабочих дней со дня своего назначения. В объявлении указывается:

наименование и иные реквизиты кредитной организации, ликвидируемой на основании решения арбитражного суда;

наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о ликвидации кредитной организации;

дата принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации;

срок, установленный для предъявления требований кредиторов (не может быть менее двух месяцев с даты публикации указанного объявления);

почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации;

сведения о ликвидаторе.

Кредиты кредитной организации направляют свои требования ликвидатору по почтовому адресу, указанному в опубликованном объявлении, одновременно с документами, которые их подтверждают. Ликвидатор рассматривает требования и обосновывающие их документы. Он принимает решение о признании заявленных требований. Они им признаются установленными либо неустановленными.

Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов кредитной организации и учитывает их при составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидатор обязан уведомить кредитора кредитной организации о результатах рассмотрения его требований. Он обязан уведомить кредитора в срок, не превышающий одного месяца со дня получения его требований.

Возражения по результатам рассмотрения ликвидатором требований кредиторов могут быть заявлены кредитором и рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для осуществления процедуры конкурсного производства.

Требования кредиторов ликвидируемой кредитной организации по результатам их рассмотрения ликвидатором могут быть заявлены кредитором в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. О дне и месте проведения указанного собрания кредиторы должны быть оповещены не позднее, чем за 15 дней до дня проведения этого собрания.

В компетенцию собрания кредиторов входит избрание комитета кредиторов.

Собрание кредиторов и (или) комитет кредиторов вправе:

заслушивать отчет ликвидатора о ходе проведения ликвидационных процедур;

рассматривать промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении ликвидатора;

обжаловать решения ликвидатора в арбитражный суд;

давать согласие на осуществление сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации, если указанное имущество не реализуется на публичных торгах;

осуществлять иные полномочия в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Порядок проведения собрания кредиторов и заседаний комитета кредиторов, в том числе порядок избрания комитета кредиторов и проведения голосования, регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс подлежит рассмотрению на собрании кредиторов и (или) на заседании комитета кредиторов и после указанного рассмотрения — согласованию с Банком России. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в соответствии с очередностью, предусмотренной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, и промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении одного месяца со дня согласования указанного баланса с Банком России.

Если иное не установлено настоящей статьей, в случаях, когда имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидатор составляет и представляет в Банк России для согласования промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность кредитной организации в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ликвидатором возложенных на него обязанностей арбитражный суд вправе:

признать недействительными сделки, заключенные или совершенные ликвидатором в ходе проведения им в кредитной организации ликвидационных процедур, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

отстранить ликвидатора от исполнения им своих обязанностей по ходатайству Банка России или собрания (комитета) кредиторов и назначить нового ликвидатора, кандидатура которого предложена Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора.

Если в ходе проведения ликвидационных процедур выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Ликвидатор обязан в десятидневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.

3). Реорганизация кредитной организации

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена по инициативе ее учредителей/участников, либо по требованию Банка России.

Реорганизация, проводимая по инициативе кредитной организации

Рассмотрим сначала первый вариант. Дело в том, что в банковской системе, как и в экономике в целом достаточно заметна интеграция бизнеса. Слияние и присоединение кредитных организаций в этом отношении являются наиболее типичными формами такой интеграции.

Вопросы реорганизации кредитных организаций регулируются гражданским и банковским законодательством, а также и нормативными актами Банка России.

Что касается гражданского законодательства, то это, прежде всего, статьи 57-60 ГК РФ, статьи 15-17 Федерального закона «Об акционерных обществах». В банковском законодательстве надо обратить внимание на статью 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Конкретные вопросы слияния и присоединения кредитных организаций регулируются Положением Банка России N 230-П.

В Федеральном законе (п. 2 ст. 32) говорится, что реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения.*(182) Там же сказано, что она производится в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

По этому поводу, замечу, что в банковском праве пока еще не принят такой закон, который бы отразил специфику слияния или присоединения кредитных организаций. Нет соответствующих норм и в банковском законодательстве. Хотя вопрос этот важен в смысле охраны прав и законных интересов вкладчиков и других банковских клиентов. Мне думается, что нормативный акт Банка России этот пробел восполнить не может, поскольку слияние и присоединение кредитных организаций составляет предмет регулирования гражданского права. Как уже говорилось, Банк России не вправе регулировать гражданско-правовые отношения, в частности, — сделки.

Слияния и преобразования кредитных организаций регулируются Положением Банка России от 4 июня 2003 г. N 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения». В нем определяется перечень сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в форме слияния, государственной регистрации изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации в связи с реорганизацией в форме присоединения, порядок их представления и рассмотрения в Банке России. Кроме того, Положение регулирует особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при реорганизации в форме слияния и присоединения.

Для опубликования в «Вестнике Банка России» сообщения о принятом решении, о реорганизации или об уменьшении уставного капитала (далее сообщение) кредитная организация направляет его в Банк России (Департамент внешних и общественных связей Банка России) посредством факсимильной связи. Одновременно в Департамент внешних и общественных связей Банка России направляется оригинал сообщения посредством почтовой связи.*(183)

Сообщение рекомендуется направлять в срок, не превышающий 15 календарных дней с даты принятия решения о реорганизации или об уменьшении уставного капитала. В случае реорганизации кредитной организации в форме слияния (присоединения) данный срок исчисляется с даты принятия решения о реорганизации последней кредитной организацией, участвующей в реорганизации. Департамент внешних и общественных связей Банка России обеспечивает публикацию сообщения в ближайшем номере «Вестника Банка России» по истечении 10 календарных дней с момента получения Департаментом внешних и общественных связей Банка России факсимильной копии сообщения. Затем он опубликовывает сообщение в «Вестнике Банка России» со следующей сноской: «Данное сообщение опубликовано на основании представленной кредитной организацией информации. Банк России не несет ответственности за достоверность публикуемой информации.» Публикация сообщения осуществляется бесплатно.

Реорганизация, проводимая по требованию Банка России

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает право Банка России потребовать реорганизации кредитных организаций.

В статьях 32-33 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями) предусматривается, что Банк России может требовать реорганизации кредитной организации если она:

1) не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

Порядок направления требования Банка России о реорганизации кредитной организации устанавливается следующий. Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении ее реорганизации. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления реорганизации кредитной организации.

В течение пяти дней со дня получения данного требования Банка России, руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о проведении ее реорганизации.

В ст. 33 Федерального закона предусматривается, что в случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации, с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации.

Органы управления кредитной организации, обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении. Требования к устойчивости кредитных организаций, возникающих при слиянии кредитных организаций, определяются нормативными актами Банка России.

На мой взгляд, эти требования Федерального закона сформулированы не удачно. Ведь ходатайство — это просьба. Поэтому не вполне логично требовать от руководителя организации, чтобы он обращался с просьбой. Но, тем не менее, закон есть закон и он естественно должен выполняться.

Читайте так же:

  • Налог на бизнес москва Налоговая нагрузка на бизнес в Москве вырастет на треть в 2019 году Обновлено (12 декабря, 09.22): Спустя несколько дней после повышения ставки налога на имущество в Москве с 1,5 до 2% столичное правительство решило пойти на уступки бизнесу и установить льготную […]
  • Куда нужно подать заявление о разводе Расторжение брака - пошаговая инструкция Брачные взаимоотношения в России регулируются Семейным кодексом РФ (СК РФ), ФЗ «Об актах гражданского состояния», Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) и другими действующими нормативными документами. В соответствии со […]
  • Налог на прибыль счет учета у ип Налоги по УСН: особенности, проводки, регламент, отчетность Для предприятий, которые выбрали для себя упрощенную систему налогообложения или, попросту говоря, УСН, автоматически включается специальный режим ведения отчетности. Суть его заключается в следующем: вместо […]
  • Доверенность от снт на представление интересов Доверенность от снт на представление интересов Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Приказ мчс рф 91 Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91"Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной […]
  • Пособие по уходу за ребенком до 15 лет расчет в 2019 году Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году При уходе за детьми до полутора лет можно рассчитывать на ежемесячные выплаты. Читайте о минимальном и максимальном пособии по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году, как оно рассчитывается, от чего зависит и как […]