Банкротство назначение

Оглавление:

Процедура банкротства компании

Юридическое сопровождение процедуры банкротства компании — возможность защитить интересы собственника бизнеса.

Одно из обязательных условий для начала процедуры банкротства — это наличие неисполненных требований к должнику в размере не меньше 300 тысяч рублей.

Консультация юриста в деле о признании банкротом юридического лица может помочь решить целый ряд важных задач:

  • сопровождение процедуры банкротства;
  • подготовка полного пакета документов, представительство в суде;
  • анализ и оспаривание сделок, осуществленных должником;
  • контроль за правомерностью действий арбитражного управляющего.

Узнать больше.

Правильное проведение процедуры банкротства — возможность освободить компанию от долгов законным образом.

Многопрофильные аудиторские компании способны предложить комплексные решения при проведении процедуры банкротства.

Словосочетание «банкротство компании» для многих звучит как приговор. Что рисует воображение, когда человек слышит его? Пустые помещения некогда процветающей организации? Бывших сотрудников, ищущих новую работу? Алчных кредиторов, делящих имущество, словно добычу на охоте? На самом деле процедура банкротства — один из эффективнейших способов избавления от кредитов и долгов, которые не дают компании нормально функционировать, а предпринимателю — спокойно вести дела.

Нормативное регулирование процедуры банкротства компании

Банкротство или несостоятельность — установленная законом Российской Федерации процедура, которая направлена на действенное решение бизнес-задач собственников. Подобная ситуация возникает, когда юридическое лицо не может выполнить свои обязательства перед кем-либо: налоговыми органами, поставщиками, клиентами, персоналом, банками, кредиторами и пр.

Часто процедура банкротства компании трактуется совершенно неверно: как полное разорение, крах компании. Необходимо отчетливо осознавать, что банкротство юридического лица — возможность рассчитаться по имеющимся задолженностям. Именно такие цели в большинстве случаев преследует должник, инициируя процедуру банкротства. С точки зрения кредиторов, главная цель института банкротства — возвращение денежных средств, вложенных в компанию-должника. Государство и общество со своей стороны заинтересованы в благоприятном коммерческом климате и в стабильном рынке товаров и услуг. И в некоторых ситуациях институт банкротства помогает сохранить компании, являющиеся реальным источником налогов, предоставляющие необходимые рабочие места, широкую социальную программу, обеспечивающие здоровою конкуренцию, либо убрать с рынка убыточный бизнес таким образом, чтобы собственник мог дальше продолжать деятельность в новой форме.

Вся процедура банкротства компании в России четко регламентируется различными нормативными документами:

  • Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ (далее — Закон №127-ФЗ);
  • Гражданским кодексом РФ. Статья 61 определяет порядок ликвидации юридического лица, а статья 65 осуществляет правовое регулирование банкротства юридического лица.
  • другими законами, регулирующими данный вид финансовых и имущественных отношений.

Если предприниматель всерьез задумался о развертывании процедуры банкротства в своей компании, то в первую очередь ему стоит внимательно ознакомиться с Законом №127-ФЗ. В этом законодательном акте подробно изложен процесс банкротства. Также он регламентирует права и обязанности всех сторон-участников. Закон №127-ФЗ был принят в 2002 году и с тех пор неоднократно редактировался. В законодательном акте одиннадцать глав, первые девять из них регламентируют порядок банкротства юридических лиц. В них даются общее положения, фигурирующие в институте банкротства, обозначаются меры по предупреждению банкротства компании, порядок разбирательства дел в арбитражном суде, этапы банкротства и отдельно рассматриваются особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц.

Десятая глава Закона №127-ФЗ определяет несостоятельность физического лица.

Согласно Гражданскому кодексу РФ и в соответствии с Законом №127-ФЗ любое юридическое лицо может быть признано банкротом. Исключения составляют казенные предприятия и учреждения, политические партии и религиозные организации, также не может быть признана банкротом публично-правовая компания. Государственная корпорация объявляется несостоятельной, если это позволяет федеральный закон, регламентирующий ее создание. Дела о банкротстве, как и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, рассматриваются только арбитражным судом по месту нахождения компании-должника. Рассмотрение подобных дел третейским судом невозможно. Хотя в сети можно встретить различную информацию о роли третейских судов в вопросах банкротства, статьей 33 Закона №127-ФЗ четко регламентирует вопрос о невозможности передачи дела на рассмотрение в данную инстанцию.

Подача заявления в арбитражный суд

Запустить процедуру банкротства юридического лица возможно в случае, если в течение трех месяцев компания не выполняла свои обязательства по любым видам платежей, будь то оплата труда и выходных пособий работникам, налоговые и таможенные выплаты, выплаты кредиторам. При этом общий долг перед всеми структурами, включая штрафы и пенни, должен превышать
300 000 рублей.

Если все признаки несостоятельности компании на лицо, возникают вопросы: как подать на банкротство и у кого есть на это право? Ответы также можно найти в Законе №127-ФЗ. Подать заявление в суд может сам должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган.

В зависимости от того, кто выступает инициатором процесса банкротства, будет отличаться пакет документов, необходимых для оформления заявления.

Если заявление подается от имени должника, в нем указываются следующие сведения, оговоренные в статьях 37 и 38 Закона №127-ФЗ:

  • наименование арбитражного суда и его адрес;
  • регистрационные данные заявителя, включая расчетные счета и их реквизиты;
  • сумма задолженности кредиторам, в том числе срок исполнения которых наступил на дату подачи заявления в суд, с указанием причин задолженностей;
  • сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью физическим лицам, по оплате труда и выходных пособий работникам, по вознаграждению за интеллектуальную деятельность;
  • размер задолженности по обязательным платежам;
  • обоснование невозможности возмещения всех долгов в полном объеме;
  • сведения об исках по отношению к должнику, находящихся в производстве судов всех уровней;
  • информацию об имеющемся имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности;
  • перечень прилагаемых документов.

При подаче заявления в суд должник отправляет его копии конкурсным кредиторам, уполномоченным органам и собственникам компании, например совету директоров. Кроме того, не позднее чем за 15 дней до направления заявления в суд необходимо зарегистрировать обращение о признании банкротом в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц.

К заявлению должника прилагаются подлинники документов или заверенные надлежащим образом копии:

  • учредительные документы юридического лица;
  • перечень кредиторов и должников;
  • бухгалтерский баланс компании на последнюю отчетную дату;
  • решение собственника компании об обращении в арбитражный суд;
  • протокол собрания работников компании, на котором избран представитель для участия в процессе банкротства;
  • отчет о стоимости имущества компании;
  • документы, подтверждающие наличие у руководителя компании допуска к государственной тайне, с указанием формы допуска (если есть).

Статьи 39 и 40 Закона №127-ФЗ дают подробное описание того, как подать заявление о признании банкротом от имени кредитора или работника компании. К слову, конкурсные кредиторы и работники компании-должника могут объединить свои усилия и обратиться в суд с одним заявлением, в котором будут выдвинуты общие требования.

В подобном заявлении должны быть указаны такие сведения, как:

  • наименование арбитражного суда;
  • наименование должника и его регистрационные данные;
  • наименование и данные заявителя;
  • размер требований к должнику, включая проценты, неустойки, штрафы, пени;
  • обязательство должника с указанием срока его исполнения;
  • доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
  • перечень прилагаемых документов.

В течение пяти дней судья рассматривает заявления о признании юридического лица банкротом и выносит решение о его принятии.

Назначение арбитражного управляющего

После того как суд принял заявление для проведения анализа финансовой деятельности компании и для выноса решения о банкротстве назначается арбитражный управляющий. Его задача вести процедуру признания несостоятельности компании. Так как процесс банкротства юридических лиц состоит из нескольких этапов, для решения задач на каждой стадии назначается определенный вид управляющего. Временный управляющий назначается судом на этапе наблюдения для оценки и анализа финансовой деятельности юридического лица, а также обнаружения фиктивного или преднамеренного банкротства. Административный управляющий назначается для проведения финансового оздоровления компании, восстановления ее экономической стабильности. Внешний управляющий и конкурсный управляющий подключаются на этапах постепенной ликвидации юридического лица.

Ко всем арбитражным управляющим предъявляются единые требования в соответствии со статьей 20 Закона №127-ФЗ:

  • высшее профессиональное образование;
  • опыт работы на руководящей должности;
  • отсутствие наказания в области профессиональной деятельности и судимости за умышленное преступление;
  • прохождение теоретического экзамена;
  • заключение договора обязательного страхования ответственности.

В некоторых случаях от арбитражного управляющего может потребоваться наличие у него определенной формы допуска к работе с государственной тайной.

Очередность подачи заявления о признании банкротства влияет на возможность выбора арбитражного управляющего. При этом законодательство по-разному регламентирует выбор управляющего в зависимости от того, кто выступает заявителем: должник или кредитор.

Смотрите так же:  159 статья ук рф особо крупный размер

Должник в своем заявлении указывает наименование саморегулирующей организации, из числа членов которой он выдвигает кандидатуру арбитражного управляющего. В то время как кредитор или работник компании могут непосредственно выбрать кандидатуру арбитражного управляющего с указанием саморегулируемой организации, членом которой он является.

Процесс банкротства компании

Процедура банкротства делится на четыре этапа. Начинается процесс всегда со стадии наблюдения, а вот дальнейший порядок проведения банкротства зависит от результатов работы на предыдущих этапах.

На этапе наблюдения проводится беспристрастный анализ ситуации, в которой находится компания, составляется список задолженностей и высчитывается их общий размер, определяется возможность погашения долгов. Действующее руководство во время первого этапа ограничено в правах, решение по основным организационным вопросам принимает арбитражный управляющий. После завершения работы он передает отчет в суд, где кроме прочего указываются предложения по восстановлению платежеспособности. На основании данного отчета суд выносит решение о продолжении процедуры банкротства.

Стадию финансового оздоровления можно назвать реабилитацией компании, на этом этапе юридическое лицо пытается реализовать план восстановления финансовой стабильности. Если после истечения отведенного на этот этап срока, долги компании остаются непогашенными, а экономическая ситуация не нормализуется, суд принимает решение о введении внешнего управления или ликвидации активов.

Этап внешнего управления может следовать сразу за стадией наблюдения, а может после недостаточно эффективного финансового оздоровления. Как уже понятно из названия, на этой стадии все управление компанией переходит к внешнему управляющему. Также этап характеризуется отсрочкой выплат по долгам. Существует множество мер, которые может применять управляющий, чтобы повысить рентабельность компании: от продажи непрофильных активов до сокращения персонала или перепрофилирования производства.

Финальный этап — конкурсное производство. Если процесс дошел до данной стадии, это означает, что все применяемые меры не дали положительного результата и юридическое лицо официально признается банкротом, а затем ликвидируется. Имущество должника реализуется, чтобы рассчитаться с кредиторами. На данном этапе к работе подключается конкурсный управляющий, который проводит оценку имущества и активов, контролирует их реализацию на торгах. Но даже такое развитие событий не всегда позволяет полностью покрыть долг юридического лица перед кредиторами и сотрудниками.

Другой возможный исход процесса банкротства — взаимовыгодное соглашение между должником и кредиторами. Иногда такое соглашение (оно называется мировым) происходит с привлечением третьих лиц, которые, как правило, берут на себя обязательства по погашению долгов.

Каждый этап, кроме мирового соглашения, имеет ограниченные сроки реализации, которые также прописаны в Законе №127-ФЗ.

Порядок назначения арбитражного управляющего при банкротстве

Порядок банкротства и назначение арбитражного управляющего

Банкротство (Несостоятельность) – это невозможность должника (физического или юридического лица) выплатить долги в полном объеме кредиторам или неспособность выполнить обязательные государственные платежи. Кредитор может подать заявление на должника о его несостоятельности и указать кандидатуру для назначения арбитражного управляющего. Затем должнику в свою очередь приходит извещение, что кредитор подал на него заявление. Если же должник не выплатит кредитору задолженность, тогда арбитражный суд автоматически рассматривает дело и принимает положительное решение о введении процедуры банкротства. Так же может подать заявление и сам должник, предоставив все документы необходимые о признании его банкротом. В этом случае уже должник предоставляет кандидатуру для назначения арбитражного управляющего. Если же должник и кредитор достигают соглашение, тогда дело о банкротстве прекращается это может происходить в любой момент рассмотрения дела, такая процедура называется мировое соглашение. К должнику после временного наблюдения может быть применена процедура внешнего управления. Она применяется к должнику, чтобы восстановить его платежеспособность. Арбитражный суд принимает это постановление на основании решения собрания кредиторов, оно применяется не больше чем на 18 месяцев. Срок о продлении этой процедуры принимает собрание кредиторов и утверждается судом. Если же арбитражный суд вынесет решение о том, что должник является банкротом, затем открывается конкурсное производство и назначается конкурсный (арбитражный) управляющий. Водится процедура конкурсное производство сроком на 6 месяцев для продажи имущества и распределения полученных денежных средств между кредиторами

Порядок назначения арбитражного управляющего при банкротстве

Могут ли полномочия арбитражного управляющего быть переданы другим лицам?

— В соответствии с п. 5 ст.20.3 Закона о банкротстве арбитражным управляющим не могут быть переданы только исключительные полномочия, которыми он наделен как специальный участник процедур банкротства. Не могут быть переданы третьим лицам полномочия по принятию решений об утверждении и подписание заключения о финансовом состоянии должника и иных отчетов, решений о включении в реестр требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, и другие решений, связанных с проведением процедуры банкротства.

Является ли отмена судебного акта о дисквалификации арбитражного управляющего, отмена или признание недействительным решения об исключении из саморегулируемой организации поводом для его восстановления (назначения) арбитражным управляющим после дисквалификации?

— В соответствии сп. 2, 3 ст. 20.4 это не может служить поводом для восстановления арбитражного управляющего. В этом случае собранию кредиторов не запрещено избирать дисквалифицированного ранее управляющего если новый ещё не выбран.

Каков порядок отстранения от выполнения процедур банкротства после назначения арбитражного управляющего?

— Отстранение осуществляется судьей, но не позднее для, следующего за днем предоставления саморегулируемой организацией ходатайства или же получения копии решения о дисквалификации, назначенной за совершение административного правонарушения. При этом нет необходимости приглашать в суд лиц, участвующих в деле о банкротстве. На место старого управляющего судьей назначается новый.

Из каких составляющих складывается вознаграждение арбитражного управляющего?

— Вознаграждение управляющего состоит из фиксированной суммы вознаграждания и процентов. Сумма процентов является не фиксированной. Проценты выплачиваются по истечению десяти дней со дня завершения процедуры банкротства и определяется судом на основании расчётов управляющего. Если в процессе осуществления процедуры банкротства средства заканчиваются, то проценты не выплачиваются. Сумма процентов может быть уменьшена после представления ходатайста лицами, участвующими в деле, с просьбой о принятии во внимание сумму имеющихся у предприятия активов.

Чем ограниченна сумма расходов на оплату услуг привлекаемых арбитражным управляющим лиц?

— В ст. 20.7 сказано, что на оплату данных услуг устанавливается лимит. В случае превышения лимита управляющий в праве направить в суд ходатайство с просьбой увеличения суммы лимита, который можно изменить по ходатайству со ссылкой на имеющиеся у предприятия активы на принципе соразмерности.

— В каких случаях саморегулируемая организация, орган по контролю (надзору) могут принимать участие в арбитражном процессе?

— В случаях, когда рассматривается вопрос об утверждении управляющего. Кроме того, саморегулируемая организация дополнительно в случае поступления жалоб на действия управляющего и в случаях освобождения либо отстранения управляющего от дела. Также указанные лица имеют право получать копии и извещения о проведении судебных заседаний.

Типы арбитражных управляющих и назначение арбитражных управляющих при банкротстве?

При рассмотрении дела о банкротстве суд назначает арбитражного управляющего. Арбитражные управляющие классифицируются в зависимости от проведения процедуры. Временный управляющий, это должностное лицо назначенное судом для проведения процедуры наблюдения. Внешний управляющий, это должностное лицо назначенное судом для проведения процедуры внешнее управление. Административный управляющий, это должностное лицо назначенное судом, для проведения финансового оздоровления организации должника. Конкурсный управляющий, это должностное лицо назначенное судом для проведения процедуры конкурсное производство

Список сро арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) – это организация некоммерческая, члены этой организации арбитражные управляющие. Федеральная Служба Государственной регистрации, Кадастра и Картографии выполняет такие действия, как регистрация затем ведение реестра и присваивание номеров регистрации действующих арбитражным судом этой организации (СРО)

Ндфл арбитражный управляющий

Арбитражный управляющий не входит в штат организации, отсюда часто делается вывод, что организация освобождается от выплаты НДФЛ на арбитражного управляющего, так как должны сами уплачивать со своих доходов налог. Это утверждено в Налоговом Кодексе в статье 227.

Торги и арбитражный управляющий

Основной формой распродать имущество является аукцион, где проводятся торги, это утверждено в Законе о банкротстве. Организовывать аукцион может сам конкурсный управляющий, он так же не должен быть заинтересован в продажи имущества должника. Конкурсный управляющий выполняет следующее, он выбирает и заключает договор с оператором электронной площадки, затем он должен заключить договор с победителем аукциона и убедиться в поступлении денежных средств за продажу имущества, затем передать ему имущество в соответствии с договором.

Закон о банкротстве и назначение арбитражного управляющего

Непосредственно к вопросам назначения арбитражного управляющего относятся следующие статьи Закона о банкротстве:

  • Статья 20. Арбитражные управляющие
  • Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего
  • Статья 20.4. Ответственность арбитражного управляющего
  • Статья 20.5. Освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве
  • Статья 20.6. Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве
  • Статья 183.25. Требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве финансовой организации
  • Статья 20.3. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве

Общие положения законодательства об арбитражных управляющих

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ) предусматривает проведение банкротных процедур арбитражными управляющими. Основная задача арбитражного управляющего в деле о банкротстве — максимально соблюсти баланс интересов всех кредиторов и должника.

Арбитражный управляющий, исходя из положений закона № 127-ФЗ, должен:

  • Обладать гражданством РФ.
  • Состоять в саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих — некоммерческой организации, объединяющей арбитражных управляющих. Сведения о СРО арбитражных управляющих и их составе можно найти на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) или на ресурсе «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».
Смотрите так же:  Страховка машин в надежде красноярск

Основанием для выполнения арбитражным управляющим своих функций является акт арбитражного суда об утверждении управляющего в соответствующей процедуре. Каждая процедура банкротства имеет свою специфику, поэтому арбитражный управляющий на каждой стадии процесса именуется по-разному.

  • процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий;
  • финансового оздоровления — административный;
  • внешнее управление проводит внешний управляющий;
  • конкурсным производством руководит конкурсный управляющий;
  • банкротство физических лиц сопровождает финансовый управляющий.

Условия, необходимые для получения статуса арбитражного управляющего

Членство в СРО является обязательным условием осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. Необходимые для вступления в СРО требования зафиксированы в ст. 20 закона № 127-ФЗ. В соответствии с ней субъект должен иметь:

  • высшее образование;
  • опыт руководящей работы не меньше 1 года;
  • опыт работы помощником управляющего не меньше 2 лет;
  • договор обязательного страхования ответственности (минимальный размер страховой суммы — 10 млн руб.).

Претендент обязан пройти курс подготовки специалистов данного профиля и сдать экзамен. Подготовка арбитражных управляющих осуществляется по единой программе, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 № 517.

Одним из условий членства в СРО является оплата установленных СРО взносов, в том числе в компенсационный фонд (ч. 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ).

При этом членом СРО не сможет стать субъект:

  • подвергшийся дисквалификации за административное правонарушение или преступление;
  • имеющий непогашенную судимость за умышленное деяние.

Не сможет претендовать на членство в СРО также тот, кто был исключен из СРО арбитражных управляющих по причине нарушения нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований на протяжении 3 лет до момента подачи заявления на членство (ч. 2 ст. 20 закона № 127-ФЗ).

В качестве условий членства, наряду с вышеназванными, СРО вправе устанавливать дополнительные требования к претендентам (п. 4 ст. 20 закона № 127-ФЗ). Особые требования вправе заявлять и те лица, которые подали заявление о банкротстве (например, наличие юридического образования и т. п., см. п. 3 ст. 20.2 закона № 127-ФЗ).

Права арбитражного управляющего

Общие, присущие всем арбитражным управляющим права и обязанности установлены ст. 20.3 закона № 127-ФЗ.

В п. 1 данной статьи перечислены основные права управляющего, независимо от процедуры банкротства, а именно:

  • созывать собрание/комитет кредиторов;
  • ходатайствовать в суде по вопросам, связанным с процедурой банкротства;
  • получать вознаграждение;
  • привлекать специалистов к решению некоторых задач, возникающих в процессе работы, с оплатой за счет должника (привлечение таких лиц должно быть необходимым и обоснованным, критерии обоснованности указаны в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ «О порядке погашения. » от 17.12.2009 (в ред. от 06.06.2014) № 91);
  • получать любые сведения о деятельности субъекта и его контрагентов, в том числе сведения, являющиеся банковской, служебной или коммерческой тайной;
  • ходатайствовать в суде о сложении с него функций арбитражного управляющего.

Полномочия арбитражного управляющего, возложенные законом № 127-ФЗ лично на него, не могут быть делегированы иным лицам. Круг таких полномочий уточняется в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах. » от 23.07.2009 (в ред. от 20.12.2016) № 60.

Обязанности арбитражного управляющего

Основные обязанности арбитражного управляющего при банкротстве перечислены в п. 2 ст. 20.3 закона № 127-ФЗ и являются следующими:

  • сохранять имущество должника;
  • проводить анализ материального положения должника и осуществляемой им деятельности;
  • осуществлять деятельность, связанную с ведением реестра требований кредиторов;
  • сообщать об обнаруженных признаках административного правонарушения или преступления в компетентные органы;
  • предоставлять кредиторам информацию о сделках, в силу которых возможно возникновение гражданской ответственности у третьих лиц;
  • разумно расходовать денежные средства в ходе процедур;
  • выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства и сообщать о них (порядок проверки наличия признаков такого банкротства регулируется постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 855, а почитать о нем можно в статье Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства);
  • привлекать к выполнению возложенных на него обязанностей аккредитованных СРО лиц, если это является обязательным,
  • оспаривать подозрительные сделки должника (об этой процедуре рассказано в статье Признание сделок недействительными при банкротстве и т. д.

Дополнительные обязанности управляющих устанавливаются специальными нормами, отражающими специфические черты процедур банкротства (наблюдения, финансового оздоровления и т. д.).

Назначение арбитражного управляющего

Заявление о возбуждении дела о банкротстве в арбитражный суд вправе подавать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника (п. 1 ст. 7 закона № 127-ФЗ).

Заявление, направляемое кредитором, работником (бывшим работником) должника, должно соответствовать требованиям ст. 39 закона № 127-ФЗ. В нем заявитель может на свое усмотрение указать:

  • данные конкретного управляющего:
  • или наименование и адрес СРО, из состава которой должен быть назначен управляющий.

Заявитель вправе выдвигать к кандидатуре управляющего дополнительные специфические требования (п. 3 ст. 20.2 закона № 127-ФЗ).

При подаче заявления о банкротстве должником представляются только сведения о СРО, из членов которой выбирается арбитражный управляющий путем случайного выбора (ст. 37 закона № 127-ФЗ).

В п. 2 ст. 20.2 закона № 127-ФЗ сформулированы требования, которые должны быть учтены судом при рассмотрении кандидатуры арбитражного управляющего. Порядок утверждения управляющего регламентирован ст. 45 закона № 127-ФЗ.

Оплата деятельности арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий осуществляет свою деятельность на возмездной основе. Общие правила определения размера и порядка выплаты вознаграждения управляющего установлены ст. 20.6 закона № 127-ФЗ. В соответствии с п. 3 указанной статьи вознаграждение включает в себя:

  1. Твердую сумму, размер которой указан для каждой конкретной процедуры банкротства.
  2. Проценты. Их сумма зависит от размера удовлетворенных требований кредиторов или балансовой стоимости активов должника. Размер процентов определяется судом на основании расчета арбитражного управляющего при завершении соответствующей процедуры (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 (в ред. от 20.12.2016) № 60).

Дополнительное вознаграждение арбитражному управляющему, устанавливаемое кредиторами, не утверждается судом и выплачивается по решению собрания кредиторов (п. 17 вышеназванного постановления Пленума ВАС РФ).

Процедура наблюдения и функции временного управляющего

Банкротство начинается с процедуры наблюдения. Наблюдение представляет собой процедуру, применяемую в делах о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества и изучения его материального положения.

Арбитражный суд вводит процедуру наблюдения и назначает временного управляющего. Предприятие продолжает работать в том же режиме и с теми же органами управления. Управляющий на этой стадии действует от своего имени. Его задачи:

  • проведение анализа состояния должника для установления возможности удовлетворения предъявленных ему требований и восстановления нормального функционирования предприятия;
  • формирование необходимой документации;
  • уведомление заинтересованных лиц;
  • подготовка отчета на основе экономического анализа (отчет управляющего утверждается судом).

Права и обязанности временного управляющего зафиксированы соответственно в ст. 66 и 67 закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление и функции административного управляющего

Процедура финансового оздоровления вводится в целях восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта и погашения существующей задолженности. На этот период судом утверждается административный управляющий. Ст. 83 закона № 127-ФЗ предусматривает права и устанавливает обязанности управляющего на данной стадии.

Основными документами, в соответствии с которыми осуществляется процедура, являются:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности.

Предприятие продолжает работать в нормальном режиме с некоторыми ограничениями. На этой стадии управляющий:

  • осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта;
  • рассматривает его отчеты о выполнении графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такового);
  • работает с кредиторами, в том числе информирует их о ходе вышеупомянутых процедур, и т. д.

Внешнее управление и функции внешнего управляющего

Внешнее управление вводится судом на основании решения собрания кредиторов. На период проведения процедуры утверждается внешний управляющий. В соответствии с п. 1 ст. 94 закона № 127-ФЗ он заменяет собой действующего руководителя, отстраняемого от занимаемой должности.

Основная задача внешнего управления — восстановление платежеспособности должника. Для выполнения этой задачи внешний управляющий наделяется соответствующими правами и обязанностями (ст. 99 закона № 127-ФЗ). Так, он должен:

  • разработать и утвердить план внешнего управления предприятием, реализовывать предусмотренные им мероприятия (для подготовки плана управляющий проводит финансовый анализ должника, п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2003 № 367).
  • принять имущество должника, проверить и документально подтвердить его наличие, состояние, оценку;
  • обеспечить ведение необходимой отчетности должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • взаимодействовать с комитетом/собранием кредиторов и т. д.

Приведенные в статье перечни прав и обязанностей внешнего управляющего являются открытыми.

Конкурсное производство и конкурсный управляющий

Конкурсное производство — заключительная процедура банкротства, применяемая для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. После нее должник прекращает свою деятельность, сведения о чем поступают в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 149 закона № 127-ФЗ).

С даты принятия судом решения об открытии конкурсного производства и утверждении конкурсного управляющего прекращаются полномочия руководителя и органов управления должника. Ст. 129 закона № 127-ФЗ очерчивает круг полномочий конкурсного управляющего. Так, согласно п. 3 данной статьи он может:

  • распоряжаться имуществом должника;
  • увольнять работников должника, в том числе руководящих;
  • отказываться от исполнения ранее заключенных договоров и т. д.

Основной работой конкурсного управляющего является формирование конкурсной массы, то есть всей совокупности имущества, прав требования и других активов должника, которые можно использовать для погашения долгов.

Банкротство физических лиц

При банкротстве граждан законодатель предусматривает иные процедуры (ст. 213.2 закона № 127-ФЗ), а именно:

  • реструктуризацию долгов;
  • реализацию имущества.

На разных стадиях банкротства гражданина права и обязанности финансового управляющего различаются. Так, при реструктуризации деятельность управляющего сводится к выявлению имущества должника и контролю за соблюдением плана реструктуризации. В процедуре реализации имущества управляющий распоряжается имуществом должника, осуществляет его продажу и погашение требований кредиторов.

Смотрите так же:  Возврат книги по закону

Также он может оспаривать сделки, совершенные гражданином до банкротства, заявлять возражения в отношении требований кредиторов и выполнять ряд других функций.

Подробно о функциях финансового управляющего можно узнать из статьи Финансовый управляющий при банкротстве физических лиц.

Таким образом, арбитражный управляющий в процедуре банкротства является одним из обязательных и значимых субъектов. Выбор кандидатуры арбитражного управляющего — это важное и ответственное решение, так как от результатов его деятельности в ходе различных процедур во многом зависит дальнейшая судьба должника и возможность удовлетворения требований кредиторов.

Аналитические обзоры

Банкротство по новым правилам

VEGAS LEX_Банкротство по новым правилам_01.2015

VEGAS LEX_Банкротство по новым правилам_01 2015_ENG

Вступают в силу существенные изменения в Закон о банкротстве

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.

Банки вправе инициировать банкротство без решения суда

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.

По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года (либо ранее – если будут позволять технические возможности) надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.

Новые правила обращения должника с заявлением о банкротстве

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом [1] . До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.

Дополнительные права для залоговых кредиторов

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам.

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов.

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

Влияние изменений на текущие процедуры банкротства

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства.

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство о банкротстве, призваны в большей степени защитить интересы кредиторов, и в первую очередь банков. Они получают от законодателя эффективный инструмент работы с должниками в преддверии кризиса неплатежей. В связи с этим следует ожидать от банковского сектора более активного применения процедур банкротства в работе с проблемными заемщиками.

[1] Срок для утверждения такого порядка Законом не установлен.

Читайте так же:

  • Требования для визиток в типографии Визитки: Требования к макетам Видео по созданию макетов Готовый макет — это файл, полностью подготовленный к печати, не требующий внесения изменений в содержание, а также какой-либо допечатной подготовки. В работу принимаются файлы трех типов: растровые (TIFF, JPEG) […]
  • Расчет неустойки при просрочке сдачи дома Как посчитать неустойку за просрочку сдачи дома и проценты при расторжении договора? Законом установлен размер неустойки и процентов — 1/300 ставки рефинансирования Центробанка от цены договора за каждый день просрочки. Если дольщиком является гражданин, неустойка и […]
  • Банкротство юридического лица понятие признаки процедуры Процедура банкротства юридических лиц: от подачи заявления до сравнения вариантов Процедура банкротства юридического лица напрямую затрагивает его интересы и лиц, имеющих к нему претензии. Законодательство «мотивирует» руководителя к активной самозащите, иначе он […]
  • Как правильно оформить посылку в мешке Требования к содержимому и упаковке отправлений Бумаги, печатные издания, небольшие вещи весом до 3 кг можно упаковать в конверт, пластиковый пакет или плотную бумагу, перевязав или заклеив обертку. Тяжелые и крупные вещи нужно отправлять в коробке, мешке или обшитые […]
  • Госпошлина за выдачу паспорта взамен утраченного ProPassport.RU - Всё об общегражданском паспорте Стоимость и порядок оплаты Получение паспорта Вид платежа: Государственная пошлинаСтоимость: 300 рублейВариант оплаты: безналичный расчет (через банк или терминалы) Налоговый кодекс РФ. Часть II Раздел VIII. Федеральные […]
  • Госпошлина кассационная жалоба на решение районного суда Размер госпошлины при подаче апелляционной жалобы по гражданскому делу Каков размер госпошлины при подачи апелляции на решение районного суда? Дело по ст. 1174 о возмещении необходимых расходов на предсмертное лечение. Ответы юристов (7) Налоговый кодекс РФ. Статья […]