Наш Новороссийск - городская газета
Вторник, 18 Декабря 2018, 21:56
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
ПОРА СПАСАТЬ «ЛИНИЮ ОБОРОНЫ»

ПОРА СПАСАТЬ «ЛИНИЮ ОБОРОНЫ»

Балка-стела «Линия обороны» на Сухумийском шоссе, на которой высечены руки защитников Новороссийска с автоматами, может обрушиться от сильного ветра – конструкция серьезно изношена. Приняты первые меры по сохранению памятника.

Тревожную информацию о состоянии стелы озвучил на одном из аппаратных совещаний в городской администрации начальник управления культуры Вячеслав Матвейчук. Он пояснил, что усугубляют ситуацию строительные работы, которые почти год ведутся в этом районе. Идет реализация большого государственного проекта по строительству развязки на федеральной магистрали «Дон» М-4. Объездная дорога прокладывается на том участке Сухумийского шоссе, где находятся охранные зоны пяти памятников: это и братская могила советских воинов у цемзавода «Пролетарий», и руины Дворца культуры цементников, и танк «Т-34», и остов железнодорожного вагона, и, конечно же, сама балка-стела — основная составляющая «Линии обороны».

В 2010 году проект транспортной развязки проходил согласование в различных инстанциях, в том числе и в краевом управлении по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей. Управление дало добро, но выставило ряд требований, которые адресовало руководителю дирекции госзаказчика по реализации федеральной программы «Модернизация транспортной системы России». Именно эта структура руководит всем проектом. От заказчика потребовали обследовать состояние балки, в соответствии с результатами законсервировать памятник и провести противоаварийные работы. Для сохранности памятника «Танк «Т-34» потребовалось возвести подпорную стену. Все охранные мероприятия надо согласовать с управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурного наследия Краснодарского края.

Реальное строительство объездной дороги на Сухумийском шоссе началось только в прошлом году. При этом подрядчик, ООО «Стройновация», выполнил лишь часть условий — соорудил подпорную стену для памятника-танка. В охранной зоне «Линии обороны» вовсю работала техника – шумели экскаваторы, постоянно ездили туда и обратно грузовики, а мер для сохранения памятника строительная организация не предприняла.

Специалисты городского управления культуры, администрации Восточного района, Новороссийского исторического музея-заповедника, в чьем хозяйственном ведении находится этот памятник, не раз и не два выезжали на место строительства. И краевые, и местные службы неоднократно предупреждали руководителей «Стройновации» о том, что они должны обследовать конструкцию стелы. Но стройка шла, а для охраны «Линии обороны» ничего не сделали.

Последний осмотр всего ансамбля «Линия обороны» был в декабре прошлого года. Из Краснодара приехал краевой юрист, ведущий консультант управления охраны объектов культурного наследия, собрались представители местной администрации, директор Новороссийского исторического музея-заповедника. Не явился лишь представитель застройщика.

Члены комиссии увидели и документально зафиксировали все нарушения. Вблизи «Остова железнодорожного вагона» возведено временное ограждение из металлопрофиля, строятся локальные очистные сооружения, вырыты котлованы. Рядом с балкой-стелой «Линия обороны» появилась временная подпорная стена из блоков. Все эти работы в охранной зоне памятников необходимо было согласовать с краевыми инстанциями, но никаких разрешительных документов строители не получили.

Что касается балки-стелы, то нижняя ее обшивка провисла. Вывод комиссии однозначен: любые дальнейшие строительные работы, если их выполнять без учета состояния памятника, могут привести к его обрушению.

Кубанское территориальное агентство Росохранкультуры наложило штраф на строителей в размере 500 тысяч рублей. После наказания рублем начались охранные мероприятия. Штраф оплачен, и «Стройновация» заключила договор на обследование «Линии обороны» с объединением «Кубаньпроектреставрация».

Руководитель ООО «Стройновация» Игорь Новиков объясняет, что расчетами занимался другой участник федерального проекта — НПО «Мостовик». Никакой проектно-сметной документации на обследование, консервацию и противоаварийные работы им не представлено. Сейчас «Мостовик» находится в стадии банкротства. Какой с него спрос?

Лично меня, как, наверное, и других новороссийцев, интересует, насколько безопасна сегодня стела для людей и транспорта, не обрушится ли памятник еще до его консервации. Игорь Новиков успокоил: все работы в охранной зоне прекращены. Он надеется, что обследование сделают быстро и максимум через два месяца памятник начнут укреплять.

Текст: Светлана Добрицкая.