Наш Новороссийск - городская газета
Среда, 12 Декабря 2018, 20:35
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
ЛЮДИ НОВОШИПА. НАЧИНАЛА ЕЩЕ С СЫЧЕНИКОВЫМ

ЛЮДИ НОВОШИПА. НАЧИНАЛА ЕЩЕ С СЫЧЕНИКОВЫМ

Профессия секретаря, такая простая и сложная одновременно, в последнее время набирает все большую популярность у молодежи. Казалось бы, каблуки надела, кофе сварила, на компьютере постучала… Но это только на первый взгляд.

Валентина Николаевна Хлынина проработала в Новороссийском морском пароходстве более тридцати пяти лет. И начинала свою трудовую деятельность делопроизводителем приемной еще у первого начальника пароходства.

- Пришла работать при Сыченикове Оресте Александровиче, - рассказывает Валентина Николаевна. - Каждое утро начиналось с подготовки рабочего инструмента – электрической печатной машинки: чистила ленту, чтобы буквы получались яркими и четкими. Печатать приходилось очень много: протоколы, приказы, распоряжения, стенограммы всех рабочих моментов, в том числе и совета капитанов. В голове приходилось держать много информации: Новороссийское пароходство уже было образовано, но одна часть судов находилась в Одессе, другая – в Новороссийске. Работа шла полным ходом, строились причалы, в пароходстве бывало много иностранцев-агентов (менеджеров): поляки, болгары, японцы. Всех нужно состыковать, назначить время. А отвечать на телефонные звонки? Масса номеров в памяти, имён, фамилий, кто куда уехал и когда будет.

Когда на смену Сыченикову был назначен Павленко Виталий Дмитриевич, я не смогла найти общий язык со вторым новым секретарем начальника и попросила разрешения оформить перевод в диспетчерскую. Павленко был возмущён, что я его «бросаю», но, увидев мою решимость, все-таки подписал заявление о переводе. Так я начала работать в диспетчерской пароходства. И там скорость работы — бешеная! Каждое утро начиналось с того, что я печатала сводку судов в семи экземплярах. Ее нужно было молниеносно разнести групповым диспетчерам — по разным типам судов: танкерам, нефтерудовозам. В то время в пароходстве даже виновозы были! А сколько телеграмм было с пароходов! Стоял телеграф, с него просто сыпались телеграммы, все приходилось сортировать вручную.

В то время диспетчерская была оборудована огромной — на всю стену — магнитной картой. К ней прилагались маленькие пароходики, по количеству судов — 197. На карте были нанесены маршруты, и моей задачей было, сверяясь с позицией (столько-то северной широты, столько-то южной), расставить все суда на карте. Однажды я все пароходики расставила, радиограммы по папкам разложила, порядок на столе навела, дождалась дежурной машины и — домой. На следующий день меня встречают диспетчеры, подводят к магнитной карте, снимают пароходик и просят показать, где у судна нос, а где корма. Для меня нос — это там, где «возвышенность». Оказалось, я все пароходы повернула в обратную сторону. Все, что шли на Кубу – у меня с Кубы, из Южной Америки – в Южную Америку. Ночью диспетчерам (а работа шла круглосуточно) срочно понадобилась позиция каких-то пароходов. Они посмотрели на карту, а там… все перевернуто. После этого случая я навсегда запомнила строение судна!

Был у меня и такой период в жизни, когда я работала буфетчицей на судах Новороссийского пароходства. Особенно дружила с механиками: они такие порядочные во всем, стеснительные. В машинном отделении работают, помыться некогда, а кушать им хочется. Я их прямо в коридоре кормила. Меня ругают, а я все равно кормлю. Они же пообедают и снова работать уходят. Наш шеф-повар, Валентина Федоровна, так готовила — ресторан просто! Но все, что оставалось после обеда, всегда выбрасывала. Я к ней заходила, перекладывала остатки в маленькие кастрюльки и в духовку ставила, чтобы не остывало. Ночью человек десять всегда приходили на второй ужин.

А вот что случилось на т/х «Маршал Рокоссовский». Как-то в канун Нового года шли на ремонт в Триест, Италия. Перед приходом в порт все почистили, порядок навели. Новый год отметили, а утром – в сухой док. Док опускается механически, судно заходит, за ним закрывается шлюз. Потом открываются другие шлюзы, и выходит вода. Когда манёвр постановки судна в док в Триесте был завершён, нашему взору было открыто неописуемое количество рыбы и кальмаров! Капитан дал команду, и мы все, кто с мешками, кто с коробками, эти «морепродукты» отлавливали. Забили всю морозильную камеру парохода. В ремонте вместо двадцати пяти дней мы простояли пять с половиной месяцев! Как нас выручили эти морепродукты! А после очередного возвращения из рейса меня вызвали к начальнику пароходства, и Павленко лично уговорил вернуться в приемную, секретарем.

Признанием важности этой профессии может служить тот факт, что секретари имеют даже свой персональный праздник – Международный день секретаря. В России его отмечают в третью пятницу сентября. С праздником, Валентина Николаевна, и все действующие секретари пароходства!

Текст: Анна Дмитриева.