Квартиры в новостройках города
Наш Новороссийск - городская газета
Понедельник, 23 Октября 2017, 3:32
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
МАРШРУТЫ БЕЗ РАЗДОРА

МАРШРУТЫ БЕЗ РАЗДОРА

Между муниципальной властью и бизнесом, занимающимся пассажирскими перевозками, назрел конфликт. Предприниматели считают, что конкурс, который горадминистрация готовится провести в сентябре, приведет к выдавливанию их с рынка этих услуг, во главу угла ставятся интересы муниципального транспорта, и это нарушает принципы конкуренции. У «белого дома» свои аргументы: нет, все делается лишь в интересах пассажира. Эта сложная ситуация касается и каждого горожанина, ведь все мы — пассажиры.

Бизнес потребовал встречи с властью, чтобы высказать свои доводы против готовящегося реформирования маршрутной сети. Они обращались к председателю городской Думы Александру Шаталову и надеялись поговорить с руководителем представительной ветви местной власти. Встреча состоялась, но без председателя. С перевозчиками говорили замглавы города Александр Яменсков, председатель городской общественной палаты Сергей Цымбал, сотрудники налоговой инспекции, городской прокуратуры, ГИБДД. Разговор получился довольно жесткий.

Чиновники начали с претензий. Нарушений законодательства, регулирующего работу общественного транспорта, много, заметен рост числа ДТП с его участием, автобусы и маршрутки ездят без техосмотра, по обочине, проезжают красный сигнал светофора, выезжают на встречную полосу, транспорт ездит битком набитый, встречаются водители в состоянии алкогольного опьянения, количество жалоб со стороны населения быстро растет... И главная претензия — не соблюдается расписание движения, водитель ждет, когда пассажиров набьется полный автобус. А вот на муниципальный транспорт жалоб куда меньше.

Свои претензии есть и у налоговиков — часть предпринимателей платит не все налоги, а некоторые почти ничего не платят. Например, по итогам второго квартала бизнесмен показывает, что у него несколько автобусов, но водитель один или шоферов вообще нет.

Было объявлено: весь пакет документов, необходимый для проведения открытого конкурса на пассажирские перевозки, глава города подписал, и он будет опубликован. Изучайте, готовьтесь.

А они уже готовятся, и судя по настроению перевозчиков, к худшему. Один из них задал вопрос: «А конкурс на пригородные маршруты будет?». И получил ответ от начальника городского управления транспорта Виктора Косачева: нет, они отдаются муниципальному предприятию.

Это вызвало бурю негодования. Как, мы влезли в долги, понуждаемые вами покупали новые автобусы, а нас лишают работы?!

Получили ответ: идите работать в муниципальное предприятие или участвуйте в конкурсе на другой маршрут. Но предприниматели не согласны. Они проработали по 10-20 лет на маршруте, знают его нюансы от и до, многих пассажиров в лицо и тут вдруг... Не хотят работать и в МУПе, который всегда убыточен. Помнят, как трудились в государственной автоколонне, где порой начальник вел себя как феодал: мог отдать выгодный маршрут своему человеку, не понравится сотрудник — вынуждал увольняться... Напомнили предприниматели и про автобусы, которые там проработали три года и теперь стоят под забором на приколе, нет запчастей. А что касается жалоб от пассажиров, то бизнесмены подозревают, что часть из них просто «состряпана», а жалобы на работу транспорта МУП скрывают. Есть и у них свои претензии к городским властям: неразвитая дорожная сеть (отсюда постоянные пробки), сами дороги плохого качества, не освещенные как положено, не везде есть асфальт, остановочные комплексы. И это можно назвать заботой о пассажирах? Припомнили и то, как выручают горадминистрацию, когда та просит выделить автобус то на выборы, то на ликвидацию последствий ЧС, то на праздники. Например, в фирме «Юг-транс» подсчитали, что такая помощь муниципалитету им ежегодно обходится в сумму от 300 до 500 тысяч рублей. Из всего этого перевозчики делают один вывод — открытый конкурс понадобился муниципалитету для того, чтобы зачистить «пассажирскую поляну» и завести в город компании из других городов (того же Краснодара), а также попытаться «поднять с колен» муниципальное транспортное предприятие. Исполнителем этого проекта считают начальника транспортного управления Виктора Косачева, который раньше работал в краевой столице. Прозвучал призыв оспорить документы конкурса в суде, жаловаться вплоть до Кремля и даже провести стачку — не выйти на маршруты, раз уж бизнесменов все равно с них уберут.

Однако внешне Косачев пока спокоен: вся документация предстоящего конкурса прошла экспертизу ведомств, поэтому судов власти не боятся. А насчет пришлых... Виктор Васильевич убежден, что ни одна транспортная компания со стороны в одиночку не потянет такой рынок, как наш, поэтому обречена привлекать местных предпринимателей. Но сам того не желая, г-н Косачев этими словами, сказанными уже после встречи, только укрепил подозрения перевозчиков в том, что в Новороссийск готовятся завести чужаков.

Но не все представители власти безоговорочно поддерживают идеи, которые пытаются реализовать через предстоящий конкурс. Выступили и депутаты городской Думы, призывали предпринимателей воздержаться от крайностей, убеждали, что с властью сотрудничать надо, но и недовольство высказали, причем упомянув Косачева. Прозвучало скептическое отношение, например, к затее разорвать некоторые длинные маршруты. (Перевозчики тоже против, они считают, что пассажиру придется делать пересадки, и это повысит его затраты на проезд). Был призыв и конкурсной комиссии учитывать огромный (10-20 лет) стаж работы на городских маршрутах, и самое главное: предложено создать инициативную группу, которой будет поручено обсуждение условий, вызывающих недовольство бизнеса. Эту же идею поддержал и председатель городской общественной палаты Сергей Цымбал. Он тоже бросил камень в идею завести в город чужаков, хотя и согласен со многими претензиями, которые высказали в адрес перевозчиков городские власти.

Что дадут планы по перекройке маршрутной сети и ревизии среди перевозчиков? Современная история городского транспорта учит, что и раньше все попытки повысить конкурентоспособность предприятия, принадлежащего властям, так и не привели к финансовому успеху, без многомиллионных дотаций из бюджета троллейбусы и автобусы работать не научились. Впрочем, многие из городских МУПов также убыточны. И такое положение дел наблюдается в большинстве российских городов. Ну не может власть эффективно управлять своими предприятиями. А оправдания у всех одни и те же: перевозят льготников; транспорт старый; чтобы не волновать население, не повышаем тариф на проезд, а это ведет к убыткам; частные перевозчики ведут нечестную конкурентную борьбу... Но город-то один, и те же причины влияют на работу и частных перевозчиков. И за перевозку льготников бюджет платит гроши, да и те с задержкой, транспорт обновляют за свои кровные, а не за бюджетные и спонсорские, и тариф у всех одинаковый, и вот власть тоже начинает использовать свое административное влияние в конкурентной борьбе, а против этого лома нет приема... Так что спасет ли бюджетное предприятие готовящийся конкурс — это под вопросом. А что будет с транспортным бизнесом, в котором заняты сотни наших сограждан? И что даст реформа каждому из нас, являющемуся пассажиром?

Но стрессовая ситуация заставила городской транспортный бизнес вновь, как и 20 лет назад, вернуться к идее сплочения, чтобы сообща отстаивать свои интересы. Эта стало очевидным на собрании, куда пригласили депутата ЗСК Михаила Ковалюка. Люди помнят о том, как в 1998 году он смог объединить и защитить их интересы через созданный им профсоюз «Единство». Транспортное вече было еще более бурным, а призывы — более радикальными. Однако лидерские качества и опыт депутата помогли направить эту энергию в конструктивное русло. Да, Михаил Анатольевич также считает интересной версию о том, что подготовленный городским управлением транспорта конкурс на пассажирские перевозки создает более благоприятные условия для работы МУПа и имеет цель загнать туда всех предпринимателей, работающих на городских маршрутах. А это позволит не тратить деньги, а зарабатывать за счет вложений, сделанных бизнесом, что со временем приведет и к вытеснению предпринимателей. И это недопустимо — ведь на других транспортных предприятиях работают такие же горожане, они кормят свои семьи, частный бизнес создает рабочие места, а также вкладывает большие деньги в развитие своего дела. Только за последние несколько лет предприниматели вложили в обновление автопарка около 600 миллионов рублей, все они взяли машины в кредит или лизинг, что помогает развиваться как банковскому сектору, так и автопрому. Потеря работы — настоящий крах для десятков, а то и сотен семей. Водитель — это наш сосед, родственник, товарищ, он такой же, как и мы, человек, он тоже зарабатывает себе на хлеб в поте лица.

Собравшиеся добавили свое. Например, о причинах скандалов с льготниками: бюджет оплачивает едва ли 15 процентов затрат на их перевозку, в месяц на каждой машине предприниматель теряет на их извозе до 23 тысяч рублей. Разве это не социальная нагрузка? Что есть информация: из других районов края два транспортных предприятия находятся на низком старте в готовности начать экспансию на наш рынок пассажирских перевозок. И про проверяющих, и про то, и про это... Звучали предложения: писать открытые письма Президенту, кубанскому губернатору, в прокуратуру, СМИ, выразить недоверие чиновникам, забастовку, в конце концов, готовить! Впрочем, предприниматели согласились и с тем, что в сложившемся положении дел есть и их вина — были разрозненны, не сохранили свой профсоюз. Предприниматель Саркис Чарпикян обоснованно указывал на ошибки и минусы: сколько раз власти призывали одеться в единую форму, но это сделано не было. Почему нет строгих мер к тем водителям, которые обижают льготников? Слабая дисциплина, налоговики указывают на нарушения, прокуратура... Объединение, определение первоочередных целей и задач, согласование действий проходило шумно и непросто, но предложения Ковалюка сплотили собравшихся. Михаил Анатольевич предложил создать ассоциацию по защите прав предпринимателей и ее первым боевым крещением как раз станет борьба за интересы горожан, занимающихся пассажирскими перевозками.

- Нам надо признать, что претензии, которые нам высказывает администрация города, зачастую справедливы, - сказал депутат ЗСК. - Управляемость действительно оставляет желать лучшего, пора куда серьезнее начать относиться к соблюдению мер безопасности, это один из приоритетов государства. В крае наметилась тенденция укрупнения транспортных предприятий, и мы должны это учитывать, брать на себя ответственность за то, что происходит на маршрутах. И вообще, всю свою работу подтягивать под требования дня и рынка пассажирских услуг. Время «пиратов», что срывают куш в часы пик, безвозвратно уходит. Михаил Анатольевич также считает, что и местная власть утратила контакт с перевозчиками, отсюда и получаются этакие удары из-за угла, то есть решения и планы, принимаемые кулуарно без консультаций с транспортным сообществом, которые вызывают негативную реакцию бизнеса. Ведь предприниматели до сих пор не имеют полной информации о предстоящем конкурсе, добывают ее окольными путями. И когда он сообщил, что председатель городской общественной палаты Сергей Цымбал направил в горадминистрацию письмо с настоятельным предложением включить в городские комиссии по безопасности дорожного движения и регулированию рынка транспортных услуг представителей компаний-перевозчиков, это было встречено гулом одобрения. Бизнесмены восприняли это как поддержку их усилий по развитию контактов с властью и желание участвовать в выработке рациональных решений, развивающих систему внутригородских пассажирских перевозок.

Собравшиеся бизнесмены предложили Ковалюку возглавить это общественное объединение. И председатель сразу предложил план действий.

- Наряду с минусами, у нас есть плюсы, их гораздо больше и мы должны их показать, - сказал он. - Переговоры с администрацией уже начались, мы готовы искать компромисс и делать это в рамках закона. Хотелось бы договориться, избежать радикальных действий и решений. Например, создаваемая ассоциация собирается предложить отсрочить конкурс, чтобы перевозчики могли проработать процесс укрупнения, изучить общественное мнение о планах «белого дома» откорректировать маршрутную сеть. Последнее поможет укрепить и связи с обществом, вовлечь пассажиров в обсуждение злободневной темы, довести до них полную информацию о происходящем. А потом все срезы общественного мнения сделать достоянием не только общества, но и вышестоящих органов власти и контролирующих организаций. О том, что даже первые усилия начали находить поддержку в городе, свидетельствует такой факт: предложение Ковалюка войти в ее совет сразу принял депутат городской Думы, член думского комитета по транспорту Михаил Ерохин.

- При ассоциации намерены создать дисциплинарную комиссию, которая, уверены перевозчики, сделает то, что не смогли чиновники. А именно: начнет активно бороться с водителями-хамами, повышать требовательность к соблюдению Правил дорожного движения, мер безопасности и норм налогового законодательства. Через свой сайт ассоциация намерена информировать общество и органы власти об этой деятельности, он же станет и каналом обратной связи с горожанами и коллегами. Прозрачность покажет, что нельзя из-за нескольких нарушителей мерить всех одной меркой.

- Ассоциация в рамках закона должна отвечать, контролировать деятельность тех, кто в нее входит, а также защищать всех предпринимателей, развивающих городскую экономику, - так определил цель организации Михаил Ковалюк. - Приглашаю всех и в первую очередь депутатов и общественную палату принять участие в нашей работе.