Квартиры в новостройках города
Наш Новороссийск - городская газета
Воскресенье, 19 Ноября 2017, 2:29
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
«ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ФУЭТЕ...»

«ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ФУЭТЕ...»

«НН» продолжает серию статей о людях, чья судьба оставила глубокий след в истории Новороссийска. Сегодняшний рассказ о Людмиле Васильевне Юдиной, хореографе и балетмейстере, чей исключительный творческий гений светит нам и поныне, как отблеск далеких звезд.

Людмила Васильевна Юдина родилась в Новороссийске девяносто лет назад 9 октября 1926 года. Девочкой работала в годы Великой Отечественной войны, за что награждена медалью «Труженику тыла 1941-1945 г.г.». В конце войны училась в Ленинграде в школе культуры Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, после чего поколесила согласно распределению по стране, работая артисткой балета и воздушной акробаткой в филармониях Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Мордовии, Коми АССР, Калмыкии, в городах Грозный, Тамбов, Липецк, Брянск, Астрахань. В 1957 году отметила своим пребыванием новороссийский Дом офицеров на посту балетмейстера.
А затем случилась нелепая артистическая трагедия. В конце пятидесятых годов Юдина, как это часто бывало и раньше, трудилась на гастролях в составе одного из цирковых коллективов, где солировала в сложном и опасном гимнастическом номере, выполняя его на движущемся по арене мотоцикле. Основным упором для Людмилы Васильевны был длинный металлический шест, установленный на нем. В самый неподходящий момент лопнуло крепежное устройство, державшее шест, и отважная гимнастка сорвалась с высоты… У Людмилы Васильевны оказались сломаны обе руки (это она еще легко отделалась!). Лечение. Пробы. Вывод достаточно жесткий – необходимо навсегда забыть о карьере балерины и цирковой артистки. Никаких физических и опасных нагрузок, по возможности – спокойная размеренная жизнь. Но разве она могла бросить свое любимое занятие?

Юдина поняла, что только в Новороссийске земляки помогут ей остаться «на плаву». В клубе «Строитель» (ныне городской центр межнациональных культур), что на улице Грибоедова, были открыты кружки акробатики и танцев для подрастающего поколения. Более двухсот ребят и девчат вместо того, чтобы, как тогда говорили, «болтаться на улице», постигали азы творческой жизни под руководством талантливой и опытной танцовщицы и акробатки. Людмила Васильевна оказалась не только требовательной, но и справедливой, и стала для них и шедших следом учеников настоящим наставником не только в творчестве, но и в жизни.

Затем, в 1966 году Людмила Васильевна назначается балетмейстером в городской театр. А с января 1978 года по сентябрь 1996 Юдина вдохновенно трудится в творческом коллективе Дворца культуры моряков (ныне Морской культурный центр). Во вновь созданном танцевальном ансамбле «Юность» она днюет и ночует. Ребята и девчата от общения с ней без ума. Юдина дала путевку в жизнь нескольким поколениям новороссийцев, занимавшимся в воистину народном (звание получено официально!) ансамбле «Юность». Этот коллектив становился лауреатом десятков всесоюзных и всероссийских конкурсов и фестивалей.

Людмила Васильевна была не только творческим, но и чрезвычайно харизматичным человеком. В «Юность» дети не просто приходили и уходили, а оставались надолго, росли, приводили друзей, сестер, братьев, а потом и своих детей. Многие ребята находили себе верных друзей и сохранили эту привязанность и в сегодняшние дни…

Основной базой для её постановок была классическая хореография. Специалисты говорят, что «только классический экзерсис дает идеальную осанку, выворотные стопы, хорошую растяжку, эластичные мышцы».

В репертуаре Людмилы Васильевны наряду с классическими композициями рождались блестящие национальные феерии: задорная кадриль и огненный молдавский жок, зажигательный гопак и белорусский перепляс, грузинская лезгинка и завораживающий своей грацией русский хоровод…. Но дружба народов в творчестве Юдиной не ограничивалась рамками пятнадцати союзных республик. В репертуаре коллектива «Юность» были арагонская хота, венгерский чардаш, краковяк, сиртаки и межнациональный цыганский танец.

Как говорят близкие Людмилы Васильевны, она очень тяжело переживала свой уход из ДКМ и из «Юности» за несколько дней до своего 70-летия, но ученицы не забыли учителя, и в 1998 году она становится балетмейстером новороссийского Дворца творчества. Только ненадолго.

2 февраля 1999 года её не стало...

Однако память о ней в городе жива до сих пор, что и доказывают периодические радостные и одновременно щемяще-грустные вечера под эгидой городского отдела культуры и руководства МКЦ, посвященные творчеству замечательного балетмейстера и воспитателя молодых талантов. Они проходят в концертном зале гостеприимного Морского культурного центра. И на очередном из них в 2016 году можно было увидеть постоянных организаторов таких встреч: почетного гражданина Новороссийска Косторнову Людмилу Арсентьевну и многолетнего концертмейстера танцевального ансамбля «Юность» Испирьян Галину Дмитриевну.

Участвовали все городские творческие танцевальные и балетные коллективы, где чтят и помнят юбиляра: «Класс-балет», студии «Фортуна», «Фуэте, XXI век», «Нота До», «Релеве», «Серпантин»; отделение хореографии новороссийского музыкального колледжа имени Д.Д.Шостаковича великолепно инсценировало «Первый бал Наташи Ростовой». Выступил цыганский ансамбль «Ромалы». Солировали молоденькая Вероника Богословская и певица Мила Ушакова (на пуантах!)...
Произвел в зале настоящий фурор своим зажигательным латино-американским танцем заслуженный артист Украинской ССР и Коми АССР Анатолий Востриков, один из первых учеников Людмилы Васильевны.

Кстати, нам удалось на вечере послушать воспоминания нескольких любимых учениц Юдиной о своем кумире. Ольга Железовская, Елена Данькова и Светлана Шеремет, перебивая друг друга, взахлеб вспоминали о «неподражаемой, замечательной, необыкновенной» Людмиле Васильевне, которая «не только учила танцам и жизни… не только была учителем и наставником, но и старшей сестрой, и если хотите, второй мамой!». «Незабываемы не только занятия, но и походы в горы, в лес… Она могла сама толкать машину, если застряли… разжечь костер… Да всё могла… Юдина для нас – это всё!». «А какие танцы она нам ставила! Настоящие — бальные, на пуантах! Тяжело?! Терпи! И мы терпели… И нисколько не жалеем! А еще ставила народные, эстрадные и другие… И всё сама, несмотря на годы, показывала! А наряды?! Демонстрировала, как и что носить. Как мы могли не прийти сегодня?!».

А от одного из учеников Людмилы Васильевны Яна Терновского, который принял активное участие в подготовке вечера, мы услышали такие слова о мастере: «Очень большой человек! Очень…». Еще одна ученица, а теперь руководительница студии «Релеве» Анна Котлярова (Кузнецова), вступившая на завещанную ей дорогу по воспитанию подрастающих танцовщиц, сказала так: «Она была нашей поддержкой и в творчестве, и в жизни! Харизма потрясающая! Она – целый мир!». И это все о Людмиле Васильевне Юдиной от её учеников.

Текст: Виктор САВЕЛЬЕВ, заслуженный работник культуры Кубани.