Наш Новороссийск - городская газета
Четверг, 13 Декабря 2018, 18:11
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
Как переделать агрессора?

Как переделать агрессора?

Полгода назад было много шуму, когда подросток застрелил из пистолета свою одноклассницу. Сегодня город говорит о том, что он жестоко избил другого ребенка. Случай резонансный, но это не единственное проявление детской агрессии. В чем ее причина? Как сделать так, чтобы наши сыновья и дочери никогда не фигурировали в таких историях?

Уголовное дело по факту убийства одноклассницы в отношении Х. прекращено. В момент преступления виновнику происшествия было 14 лет, сотрудники правоохранительных органов утверждают, что умысла в его действиях нет. Получается, все произошло случайно. Почему родители подростка незаконно хранили дома пистолет, следствие выясняет.

Новое ЧП с участием Х. было несколько дней назад в лагере, который действует на базе отдыха «Моряк». Младшие ребята играли в волейбол, он к ним присоединился, после неудачного действия с мячом разозлился и в сердцах ударил первого попавшегося мальчишку, который стоял рядом. Тот потерял сознание. Детали происшедшего выясняются, но результат таков: у 12-летнего Марка черепно-мозговая травма, сотрясение мозга и другие повреждения.

Марка уже выписали из больницы, но, как рассказывает его мама Юлия, состояние мальчика оставляет желать лучшего. У него потеря памяти, головные боли, и неясно еще, как аукнется эта травма в будущем, медики не дают точных прогнозов. Сотрудники служб администрации убеждают маму, которая написала заявление в полицию, что обидчик ее сына – парень неплохой, просто оступился. Случай в лагере, по мнению начальника управления образования Елены Середы, требует досконального выяснения обстоятельств. Сейчас говорят о том, что Х. спровоцировали, будто бы Марк сам задирал старшего парня. С последним категорически не согласна мама пострадавшего.

Что вообще происходит с подрастающим поколением? Ведь Х. не единственный тинейджер, для кого ударить ничего не стоит. В публикации от 21 января 2016 года «Родительский бойкот» «НН» рассказывал о ситуации в одной из городских школ, куда родители две недели не отпускали своих сыновей и дочерей, потому что их одноклассники ведут себя неадекватно. Стукнуть ни за что, причинить сверстнику травму для них пустяк. Практически в каждой школе есть драчун, который становится угрозой для окружающих, и остановить его непросто. Кого винят в первую очередь? Родителей, которые попустительствуют своим отпрыскам или просто не занимаются их воспитанием.

Но родителей Х. нельзя обвинять в равнодушии, считает начальник управления образования Елена Середа, ведь после первого случая, который привел к смерти девочки, они показали сына врачам, побывали у различных специалистов, сделали все, что надо. Впрочем, есть и другие мнения. Одна из учителей считает, что парень не из тех, кого изначально причисляют к «трудным». Он младший сын в семье, любимый и обожаемый, чуть ли не обожествляемый. Взрослые иногда создавали для своего ребенка ситуацию успеха, что само по себе очень даже неплохо, но чаще — атмосферу вседозволенности, в итоге не соблюли грань, за которой дети становятся эгоцентриками.

Директор социально-педагогического колледжа Екатерина Самарина, которая обсуждала с коллегами происшедшее, считает, что именно издержки родительского воспитания приводят к агрессивному поведению. Когда мамы и папы готовы на все, чтобы уберечь дочь или сына от ответственности, то дети пускаются во все тяжкие.

- Недавно мы вручали диплом выпускнику, которого пару лет назад исключили за поведение, - вспоминает Екатерина Самарина. - В числе его «заслуг» были драки, прогулы, срывы уроков. Когда встал вопрос об исключении, родители умоляли этого не делать, не хотели, чтобы сын пошел в армию, не доучившись. Мама готова была сама переписать все конспекты, сдать за него контрольные. Моя позиция была такова: парень должен отвечать за свои поступки. После армии наш студент вернулся другим человеком, восстановился в колледже, отучился. И теперь родители благодарны нам за принципиальность.

Ребенок, по мнению Екатерины Самариной, должен знать, что мама и папа первыми защитят его в какой-то сложной ситуации, но они же обязательно накажут за серьезный проступок.

Кандидат педагогических наук, заместитель директора новороссийского филиала Кубанского госунинверситета Валентина Федотова сетует на то, что многие родители агрессивное поведение ребенка не считают из ряда вон выходящим. Дерется? Ну, это же мальчик, повзрослеет и перерастет, утверждают некоторые папы и не обращают внимания на сигналы окружающих. А ведь порой агрессия может быть проявлением психической болезни.

Если говорить о ребенке, вписывающемся в понятие «норма», то тут взрослым важно вовремя заметить проявления агрессии и правильно отреагировать. Психолог Галина Мельник говорит, что проявляется такое поведение еще до трех лет: когда взрослые начинают в чем-то ограничивать малыша, он протестует разными способами – кусается, щипается, дерется. Например, мама не разрешает брать сыну смартфон, а он ее бьет. Для ребенка должен быть очевиден запрет – делать больно ни себе, ни другим нельзя… Но на фоне ограничений малыш должен знать, что он хороший («ты хороший мальчик, а кусаться нельзя…»).

По мере взросления сына или дочери появляется альтернатива: рисовать можно в альбоме, а не на стенах, конфеты едят только по одной и после обеда. Дошкольник должен прочно усвоить, что причинение боли – табу. Если он нарушает это правило, то должен нести наказание. «Ты ударил брата. Что будем делать? Мультфильмы сегодня отменяются».

В дошкольном и более старшем возрасте наблюдается непроизвольное проявление агрессии, когда ребенок не может совладать со своими эмоциями – это может быть, гнев, страх, неуверенность в себе из-за нехватки родительского внимания. Надо дать ему возможность «легально» проявить их, например, в спортивных секциях. После выплеска эмоций желательно заполнить освободившееся пространство. У вашего чада должно быть увлечение, направленное на созидание: рисование, конструирование, чтение… Это должно приносить удовольствие.

А что делать родителям, чей ребенок ходит в одну группу, в один класс с драчуном? Постараться любыми способами достучаться до родителей юного агрессора, они первыми должны принять меры. Поговорите с ним сами, в начальных классах это помогает. Задайте вопрос обидчику: почему он пристает к другим детям? Только не давите, а действительно пытайтесь понять. Привлекайте к проблеме школьного психолога. Учите собственного ребенка постоять за себя – словами и действиями. Пусть физический способ решения проблемы будет не первым и не главным среди других.

Текст: Светлана Добрицкая.