Наш Новороссийск - городская газета
Пятница, 14 Декабря 2018, 1:43
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
Музыка удваивает армию

Музыка удваивает армию

Оркестр — один из главных участников любого парада, и уж тем более военного. В День Победы на главных улицах Новороссийска звучал торжественно и вдохновенно коллектив музыкантов военно-морской базы под руководством капитана второго ранга Константина Драганова. Как становятся военными дирижерами и что это за служба?

- Константин, расскажите коротко о себе.
- Родился я в 1972 году на Кубани, в станице Троицкой Крымского района, а через четыре месяца родители перевезли меня в Новороссийск. После восьмого класса СОШ № 8 (параллельно учился в музыкальной школе № 1 по классу аккордеона) поступил в Новороссийское музыкальное училище имени Шостаковича по классу валторны. В 1991 году поступил на военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени Чайковского, после окончания в звании лейтенанта был направлен в город-герой Волгоград, где был дирижером 33 гвардейского мотострелкового полка, а затем и 255 гвардейского мотострелкового полка 20 гвардейской мотострелковой дивизии 8 Армейского корпуса СКВО. В 2000 году переведен сюда для прохождения службы в соединениях и частях Новороссийской ВМБ. В декабре 2009 года возглавил оркестр военно-морской базы, где нахожусь и сейчас.

- Почему все-таки решили поступать на военно-дирижерский факультет? 1991 год — не лучшее время для армии. Сомнений не было?
- На четвертом курсе Новороссийского музыкального училища я ездил на прослушивание в Ростовскую государственную консерваторию на духовое отделение по классу валторны, где предварительно получил «добро» на поступление. Но родители предложили мне попробовать поступить на военно-дирижерский факультет, сказали: ты поступи, а там определишься — твое или нет. Что касается 1991 года, то я шел ещё в советское военное училище. Его ворота за спиной захлопнулись, и не стало СССР. Тогда было не лучшее время не только для армии, но и для всей страны. Союза не стало, но остались традиции, опыт и система образования — самая лучшая «резервация» для нестабильного времени.

Поступить получилось сразу, вступительные экзамены сдал на четыре и пять. Не могу сказать, что был в восторге, но обратного пути из армейской системы не предусмотрено – меня сразу отправили на срочную службу в один из оркестров Москвы. В 1993 была введена контрактная система прохождения службы. Так как срочная служба уже засчитана с 1991 по 1993 год, я стал курсантом-контрактником, получающим денежное довольствие за то, что учусь в вузе.

В 1995 году случилась поездка в составе ансамбля песни и пляски Московского военного округа на фестиваль военных оркестров во Францию. Овации благодарной зарубежной публики заставили задуматься и все переосмыслить. Второй такой момент — в звании капитана я руководил сводным духовым оркестром войск Волгоградского гарнизона совместно с ротой Почетного караула на Мамаевом кургане 23 февраля 2000 года. В ритуале возложения венка участвовал только что избранный Президентом России Владимир Путин. Переосмысливать что-либо уже не было никакого смысла, но я понял, что профессию выбрал правильно.

- Есть мнение, что музыканты в современной армии — это не обязательно. Вроде бы без них можно обойтись, а без разведки, авиации и артиллерии — нет. Что вы об этом думаете?
- Мне нравится уважение армейского руководства к нашей службе. Командование понимает, что военная музыка — очень сильное эстетическое средство воспитания, и старается сделать для оркестра все, что в его силах. Я в армии почти 25 лет и не припомню ни одного случая, чтобы командирам, с которыми я служил, было не до оркестра. Может быть, только мне попадались такие командиры. Считаю за честь служить с такими выдающимися военачальниками, как полковник Рудской Сергей Федорович, ныне генерал-лейтенант, начальник Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ. С 2000 года я был в подчинении капитана 1 ранга, позднее вице-адмирала Меняйло Сергея Ивановича — ныне губернатора города-героя Севастополя. Эти и многие другие командиры оценивали, оценивают и понимают, что оркестр не простое украшение, он необходим для сплочения военнослужащих, поднятия морального духа. Сейчас усилиями командира Новороссийской военно-морской базы капитана 1 ранга Шастова Олега Николаевича совершенствуется материально-техническая база военного оркестра. По итогам проверки начальником военно-оркестровой службы ВС РФ генерал-лейтенантом Халиловым размещение и содержание военного оркестра Новороссийской ВМБ признано одним из лучших в округе.

Начальник штаба Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга Смирнов Валерий Анатольевич разработал механизм первоочередного обеспечения военного оркестра формой включая гражданский персонал, свел к минимуму срыв репетиционного процесса.

- Были случаи, когда военный оркестр сыграл решающую роль в сражении, серьёзно повлиял на его исход?
- Военная музыка существовала на Руси еще в глубокой древности. Сражения IX века сопровождались звучанием труб, бубнов, деревянных дудок. Официально же Военно-оркестровая служба в России возникла 2 марта 1711 года. Именно тогда Петр I подписал указ о создании «Штатов кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». На поле боя военные музыканты подавали сигналы для маневра — сбор, в атаку, назад.

Большую роль сыграли военные музыканты в период русско-турецких войн. Великий Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». В Отечественную войну 1812 года марши, исполняемые на полях битв, вдохновляли наши войска и обезоруживали противника. «В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка», — признавался Наполеон. Русско-японская и Первая мировая войны больно ударили по военным музыкантам — многие из них полегли на полях сражений. А с приходом Советской власти стали возникать новые коллективы, для управления ими в 1919 году было создано Бюро военных оркестров Красной армии и флота. В годы Великой Отечественной военные оркестры поднимали моральный дух солдат выступлениями прямо на передовой или по радио.

- Чем отличается военный музыкант от гражданского?
- Наша страна — единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физподготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование — Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны либо идти на военную службу по призыву и далее, по желанию, заключить контракт. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри.

Современный военный музыкант, помимо творческих данных, обладает крепким здоровьем, устойчив морально-психологически и готов к выполнению задач в любое время суток, в любом месте и при любых погодных условиях. Как в составе оркестра, так и индивидуально. Хоть по нотам, хоть наизусть. Как спланированно, так и внезапно. Пожалуй, этим отличается военный музыкант от гражданского.

В наш оркестр отбираем молодежь по призыву, имеющую музыкальное образование и опыт исполнительства. Как правило, к окончанию службы матрос-срочник полностью овладевает необходимым минимумом служебно-строевого репертуара и может рассчитывать на контракт. В нашем оркестре таких «бывших срочников» аж 5 человек.

- Какой для вас самый главный праздник и почему?
- Сказать, что встреча Нового года мне безразлична, – значит слукавить. Это возможность отдохнуть, пообщаться с близкими и родителями. Предновогодняя суета, забеги по магазинам, елочным базарам – всё это отзывается у меня теплом в сердце. Но для меня, как для офицера ВМФ, есть святые три праздника: День защитника Отечества, День Победы и День ВМФ.

День Победы – главное годовое событие в моей жизни. Говорю это, не кривя душой. Ведь в нашей стране нет ни одной семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. 9 Мая в каждой семье накрывают стол, чествуют живых ветеранов, поминают павших солдат и офицеров.

Ритуал парада Победы — важнейший элемент морально-нравственного воспитания молодежи, демонстрация мощи нашего оружия и воинского духа. За свою армейскую жизнь я являлся участником трех парадов Победы на Красной площади, включая юбилейный 50-летний; четырех парадов Победы в Волгограде; одного парада Победы в городе воинской славы Туапсе; пятнадцати парадов в Новороссийске.

- Назовите тройку самых лучших музыкальных композиций, отражающих в полной мере дух праздника Победы.
- Конечно же, на первом месте марш-песня Александра Александрова «Священная война». На втором — «День Победы» Давида Тухманова. Третье место, по моему мнению, занимает песня Александры Пахмутовой на слова Михаила Львова «Поклонимся великим тем годам».

Текст: Петр Ермаков.