Наш Новороссийск - городская газета
Вторник, 11 Декабря 2018, 2:50
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
Общество

Историю пишем вместе. «Крым» - «готовы к любым испытаниям»

О том, сколь близок всегда был нам Крым, говорят очевидные вещи. К примеру, танкер с таким названием много лет работал в Новороссийском морском пароходстве.

Долгое время советские заводы строили танкеры в основном для перевозки топлива на внутренних линиях, и потому их водоизмещение было сравнительно небольшим. А по мировым морям и океанам уже курсировали построенные за рубежом танкеры гораздо большей вместимости. Желание расширить участие Минморфлота СССР в международной торговле, в морскихперевозках – вот та причина, которая обусловила строительство танкеров типа «Крым».

Рассказывая об этом супертанкере, трудно обойтись без превосходных степеней. Высота танкера с 14-ти этажный дом, мощность главной турбины – 30 тысяч лошадиных сил, каждый лепесток гребного винта – 6 тонн. Это был первый в мировом океане супертанкер, полностью отвечающий требованиям Международной конвенции 1973 года о предотвращении загрязнения моря. У него уже тогда было двойное дно, чтобы избежать утечки нефти даже в случае посадки на мель. Кроме того, при дедвейте 150 тысяч тонн танкер имел сравнительно небольшую осадку – менее 20 метров, что позволяло швартоваться во многих портах.

Рано утром 14 января 1975 года в порт Новороссийск вошел супертанкер «Крым». В выписке из судового журнала говорилось: «12 января, порт Керчь, 16.45, поднят Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик. Вступил в командование судном Варавко Сергей Николаевич». «Экипаж готов к любым заданиям Родины», - отрапортовал капитан. Первый свой рейс из Керчи в Новороссийск экипаж выполнил самостоятельно, без помощи работников завода.

–Руссо! Камарадо! – так приветствовали в порту на паромной переправе, улицах и площадях жители Лиссабона моряков советского крупнотоннажного танкера «Крым». Десятки лет в Лиссабонском порту не видели ни одного советского флага. Португальцы подходили к морякам, пожимали руки, обнимали. Вскоре состоялся товарищеский матч по футболу между командой танкера «Крым» и судоверфи «Лижнаве», куда судно прибыло для запланированного докования. В атаку футболистов с «Крыма» повел за собой центральный нападающий – Сергей Варавко. После «матча дружбы» на поле вышли футболисты, развернув в руках полотнища государственных флагов СССР и Португальской Республики, над стадионом раздалась мелодия Интернационала. В те дни танкер посетили представители правительства, высшие военно-морские офицеры Португалии.

В составе флота НМП были суда и с названиями украинских городов. У одного из них была очень непростая судьба.20 марта 1984 года на подходе к порту Пуэтро-Сандино в 22.50 (в 13.50 по местному времени) подорвался на мине советский нефтеналивной танкер "Луганск" (капитан А.И. Азов) Новороссийского морского пароходства. На борту было более 34-х тысяч тонн нефти, но, к счастью, взрыв произошел под сухим трюмом. Из 42-х человек экипажа несколько человек получили ранения, двое серьезные и их пришлось госпитализировать в госпиталь г. Чинандега. После ремонтных работ 22 марта начали разгрузку. 25 марта залатав пробоину, он отправился в СССР.

21 марта министр иностранных дел СССР А.А.Громыко вручил временному поверенному в делах США в СССР ноту протеста в связи с подрывом танкера «Луганск», вся вина возлагалась на США.

Через месяц «Луганск» встречали в порту приписки с невероятными почестями. На площади у морского вокзала Новороссийска собрались тысячи людей. Приехал даже замминистра морского флота Всеволод Белецкий, который передал экипажу приветствие от имени коллегии Минморфлота и президиума Центрального комитета профсоюза

Текст: Анна Дмитриева.