Квартиры в новостройках города
Наш Новороссийск - городская газета
Вторник, 19 Сентября 2017, 20:05
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
Экономика

ПЛАНЫ СКРОМНЕЕ НЕ СТАЛИ

XII международный транспортный форум «ЮгТранс-2016», как всегда, стал площадкой для обмена мнениями, попыток найти решение ключевых вопросов развития транспортного комплекса Азово-Черноморского региона и страны в целом, сломать стереотипы. Живые дискуссии вылились в резолюцию, которая пойдет по инстанциям, имеющим влияние на транспортно-логистическую систему региона.

Десять лет на форуме обсуждались проблемы оптимизации таможенных процедур, перспективы загрузки своих мощностей, развития инфраструктуры. В 2016-м изменения в повестку дня внесли бойкот Турции, санкции, ограничения сотрудничества между Россией и Евросоюзом, поиск новых партнеров. Общий вывод таков: южные регионы имеют высокий потенциал роста даже в кризисные годы.

- Состав участников у нас стабилен, - отметила в интервью «НН» модератор и один из спикеров форума, зампредседателя комитета по логистике ТПП РФ Людмила Симонова. - Человеку тяжело, пока он не привык к изменившимся условиям. В конце 2014 года, в связи с санкциями, многие участники рынка испытывали панику, было непонятно, куда идем. Потом стали приспосабливаться к новым реалиям — сокращали издержки, боролись за клиентов. И сегодня многие компании прекрасно себя чувствуют, я знаю такие, которые смогли увеличить свои объемы на 70-100 процентов. Кто повышает качество услуг, предлагает новые технологии — тот выигрывает.

Прошлый год отрасль прожила в условиях снижения спроса на транспортные услуги, отметила Людмила Николаевна в своем докладе. По всей стране наблюдались отрицательная динамика грузоперевозок и минимальный рост грузооборота. Санкции и рецессия в экономике России привели к сокращению импортного грузопотока на 20 процентов, в сфере продовольствия падение составило 25 процентов, одна только доставка продовольствия из стран ЕС снизилась на 40 процентов. Доставка оборудования и транспортных средств по сравнению с 2014 годом также упала на 40 процентов. При этом незначительная положительная динамика транспортно-логистических услуг обеспечивалась исключительно ростом тарифов при общем снижении грузовой базы. Но порты юга страны сохранили лидерство по темпам роста грузооборота за счет переориентации потоков. Если в целом по стране рост составил около 6 процентов, то в Азово-Черноморском регионе — больше 10 процентов. Заметно прибавили Порт Кавказ, Туапсе и Тамань, в результате чего доля Новороссийска в региональном грузопотоке упала с 57 до 54 процентов. По данным доклада заместителя председателя комитета по логистике ТПП РФ, экспортный грузопоток в 2015 году вырос в среднем на 4 процента.

Анализировать ситуацию на рынке грузоперевозок непросто, заметила Симонова, корректность статданных вызывает у экспертов большие вопросы. К примеру, все видят, что треть автомобильных перевозчиков после административного вмешательства со стороны государства ушли с рынка, но официальная статистика дает падение объемов в этом сегменте лишь на считанные проценты.

Повышенный интерес традиционно вызвало выступление представителя Новороссийского морского торгового порта. Многие были разочарованы, что заявленный в программе генеральный директор ПАО «НМТП» Султан Батов на форум не прибыл, вместо него выступил директор по проектам и развитию Александр Халезин. Его анализ распределения грузопотоков по региону (сам докладчик предпочел назвать это лишь справочным материалом), рассказ о перспективах развития портов вызвали у присутствующих самый живой отклик.

Прирост портовых мощностей НМТП к 2022 году составит 29,4 млн тонн, озвучил прогноз г-н Халезин, ожидается прирост мощностей для обработки различных зерновых (6,2 млн тонн), навалочных (15 млн тонн), генеральных (3 млн тонн), контейнерных (4,2 млн тонн) и наливных (1 млн тонн) грузов. Это станет возможным после реализации проектов увеличения пропускной способности автомобильных и железнодорожных подходов к порту Новороссийск, масштабной реконструкции имеющихся причальных мощностей предприятий Группы НМТП.

В числе приоритетных проектов развития Группы Халезин назвал реконструкцию специализированного терминального комплекса перевалки зерна АО «Новороссийский зерновой терминал» и пристани №3 ПАО «НМТП», специализированных контейнерных терминалов АО «Новорослесэкспорт» и ПАО «НМТП», терминалов ОАО «НСРЗ» под навалочные грузы, а также нефтерайона «Шесхарис» и т.д. В частности, реконструкция терминала «Новорослесэкспорта» позволит увеличить перевалку контейнеров почти вдвое. В планах и строительство терминала по перевалке минеральных удобрений с объемом до 5 млн тонн в год.

- При динамике роста 2014-2015 годов к 2020-2022 годам мы собираемся выполнить полную программу наращивания объемов перевалки, по сухим грузам — практически в два раза, и достигнуть 156 миллионов тонн в целом по группе. За минусом того падения, который нам показывают нефть и нефтепродукты, - сказал Халезин.

- Мы не исчерпали объем роста, который можно выполнить на существующих мощностях, - особенно подчеркнул Александр Альбертович, противореча бытующему мнению. - Именно решение вопросов транспортного узла даст толчок к его дальнейшему развитию. Главная задача — улучшение автомобильных и железнодорожных подходов к порту, эта транспортная проблема актуальна для всех портов Черноморского побережья.

Логичным продолжением темы стал анализ изменения ситуации в регионе в связи со строительством морпорта в Тамани. Насколько это целесообразно? Кто эти грузы привезет и заберет?

- В реальности государству нужно вложить в возведение таманского порта около 120-150 миллиардов рублей, без учета средств инвесторов и независимо от выбранного места. Строительство нового порта целесообразно только при невозможности дальнейшего развития уже существующих портов, а такая возможность имеется, — заявил советник исполнительного директора НМТП Александр Халезин. По его словам, государству гораздо выгоднее развивать существующую инфраструктуру НМТП, чем строить новый порт, новую дорожно-транспортную сеть и прочую инфраструктуру. Удельная доля капитальных вложений государства в проект порта Тамань — 1,3 тыс. руб. на тонну условного груза. А инвестиции в развитие транспортного узла НМТП — 0,9 тыс. руб. на условную тонну грузов.

Как всегда эмоциональным было выступление Александра Есипенко, директора Южной региональной ассоциации морских агентов и экспедиторов: время непроизводительных простоев судов в портах не сокращается, максимальное количество проверяемых документов превышает конвенционные требования в 11 раз, и проверяют их долго. Жаль, что в зале нет представителей Минтранса, которым надо бы это слышать.

Второй день работы форума был посвящен профессиональным экскурсиям на новороссийские транспортные предприятия. Особенно интересна была стройплощадка причала НУТЭПа, который после ввода в эксплуатацию будет единственным в Новороссийске, способным обслуживать океанские контейнеровозы.

Текст: Елена Калашникова.