Квартиры в новостройках города
Наш Новороссийск - городская газета
Пятница, 22 Сентября 2017, 2:10
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
ФРАНШИЗА КОРМИТ НАШИ РЯДЫ

ФРАНШИЗА КОРМИТ НАШИ РЯДЫ

В тяжелое кризисное время многим начинающим, и не только, предпринимателям хочется каких-то гарантий, кого-то надежного за спиной, способного помочь словом и делом. Многие новороссийцы считают, что таким «старшим братом» сможет стать франчайзер, и за его спиной местному предпринимателю будет безопасно, понятно и прибыльно. Так это или нет, каждый убеждается на собственном опыте.

ВСЕГО ЗА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ
Российские предприниматели тесно познакомились с понятием «франшиза» несколько лет назад, в разгар финансового кризиса 2009 года. Первой франшизной «ласточкой» в 1993 году в России и в нашем городе был «Баскин Роббинс». В начале 90-х для Новороссийска эта была диковинка из диковинок. И вкус, и интерьер, и обслуживание, и ассортимент — привлекало все. Кстати, за эти годы всемирно известное кафе-мороженое не сильно изменилось. Значит, и франчайзер не сдал свои позиции, и покупатели франшизы попались достойные.

Сегодня каждый второй магазин, предприятие сферы услуг, почти все заведения для занятий спортом, собой, детьми, свободным временем — это франшиза. Такой договор имеют все маленькие предприятия, работающие на местном рынке под громким именем. Навскидку: «БЕГЕМОТиК», «Subway», «Перекресток», «1С», «Инвитро»», «Тонус-клуб», «Триколор», «Штучки, к которым тянутся ручки», «Мигомденьги», доставка пончиков, квесты в реальности... Вы сможете легко продолжить этот список до сотни-двух.

Все они в свое время предложили свой пакет услуг в обмен на то или иное вознаграждение. Схема действий типична — чаще всего франчайзер в рамках соответствующего договора предлагает свой бренд, консультации своих специалистов по самым разным вопросам ведения бизнеса, порой даже выездные. Солидные компании учат не только производственным технологиям, но и управлению, работе с персоналом, его отбору, ведению документации и многому другому.

Но не все на этом рынке добропорядочны. Прекрасно себя чувствуют и откровенно липовые франшизы. Обычно у таких отсутствуют четкие критерии работы, финансовый план прописан невнятно, а требования первоначального взноса от покупателя и большого ежемесячного вознаграждения, роялти, — очень жесткие. При этом подтвержденной положительной информации о минимум трети франчайзинговых концепций у российского покупателя нет.

Для удобства, безопасности и прозрачности отрасли в России задумано создание национального реестра франшиз. Вскоре его обещают представить на портале Российской ассоциации франчайзинга.

А пока такового нет, первое, что надо сделать, советуют знающие люди, – попросить у продавца финансовые отчеты за последние несколько лет, посмотреть, какие были достижения, была ли сезонность, были ли провалы. Можно попросить данные о судебных процессах, посмотреть, были ли процессы с другими франчайзи. И, конечно, нужно поговорить с теми, кто уже покрутился на рынке с этой франшизой.

Что касается бумажной стороны вопроса, то попытайтесь прописать в договоре франшизы возможность перехода оборудования к вам, если что-то не заладится. Попробуйте включить в документ пункт о возвращении первоначального взноса в случае досрочного расторжения договора и грамотно составьте список причин, по которым такое может случиться.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ
Бренд — это первое, на что покупаются предприниматели, решившие работать по франшизе. Чем он известнее в среде потребителей, тем меньше шансов у конкурентов, тем вероятнее дружный и прибыльный старт.

Как рассказывает Ирина Прокопенко, директор детского сада «Школа Солнца», открывшегося весной прошлого года по известной московской франшизе, именно доверие к бренду было основным аргументом «за» в этой покупке. Плюс подробно расписанные воспитательные и оздоровительные программы, которые предложили в головной компании.

- Привлекла работа компании, которая на рынке уже 5 лет, имеет по стране 54 филиала, - рассказывает франчайзи. - По нашему запросу была отрегулирована система работы, оказывается очень большая методическая помощь. Проговаривались все нюансы, вплоть до расстановки мебели и цвета краски на стенах, меню. Каждый месяц мы предоставляем отчет о нашей работе, в том числе финансовый. Роялти в нашем случае не процент, он жесткий, всего 10 тысяч в месяц. Первичный прием звонков родителей ведется через головной call-центр.

Для покупателя франшизы жирным минусом зачастую становятся «связанные руки», редко можно пустить в ход всю свою фантазию. Как минимум, перед внедрением задуманного плана придется консультироваться с владельцем бренда, и никто не даст гарантию на положительный ответ.
Но в «Школе солнца» пошли навстречу новороссийскому филиалу — коллектив с самого начала настаивал на изменениях детского меню, убеждая, что, живя на Кубани, грех не воспользоваться обилием овощей и фруктов. Изменения в регламент питания для новороссийского садика были внесены.

Сейчас Ирина планирует открыть на базе детсада еще и клуб, тоже по франшизе. И говорит, что совсем не жалеет, что решилась на заключение договора:

- Поначалу было тяжеловато, на окупаемость мы вышли не так быстро, как хотелось бы, но все-таки вышли.

ЧТОБЫ ГЛАЗА НЕ РАЗБЕГАЛИСЬ
Интернет, магазины готового бизнеса сегодня предлагают на выбор огромный ассортимент франшиз от копеечных до тех, которые требуют миллионных вложений.

Тысяч за 30 предлагают, например, заняться тестированием по отпечаткам пальцев «InfoLite». Мобильную сухую автомойку предлагают за 210 тысяч (кстати, еще осенью такая работала на стоянке у «Южного рынка», сейчас уже и вывеску сняли). Для любителей делать деньги из мусора предлагают организовать предприятие по сбору и утилизации макулатуры и вторсырья «Зеленая зона» за 25 тысяч рублей. Можно и журнал запустить глянцевый, где 80 процентов наполнения — это универсальные материалы, за 60-75-80 тысяч рублей (разные продавцы — разные цены). А можно открыть микрофинансовую организацию, суммарные затраты на открытие одной точки «....Деньги» франчайзер оценивает в 1,3 миллиона рублей, включая оборотные средства. Доход обещают до 30 тысяч рублей в месяц.

Даже общественные организации предлагают купить франшизу — вот Краснодарская региональная общественная организация «Общество по защите прав потребителей» предлагает условия партнерства всем желающим. Обещает, что у них появится возможность иметь хороший стабильный заработок, помогая людям.

У Анастасии Васитенковой, руководителя школы скорочтения и развития интеллекта «IQ 007», которая работает по франшизе компании из далекого города Златоуста Челябинской области, проблем с выбором не было.

- Я нашла сферу, которая была мне интересна, и такую франшизу предлагала тогда только школа «IQ 007», - рассказывает Анастасия. - Когда заключала договор, пообщалась с другими руководителями филиалов, в Самаре, еще где-то в Сибири. Меня привлекло то, что продукт, который мы предлагаем клиентам, разрабатывают специалисты. В торговле, к примеру, важно имя. Наш формат — совсем другое, здесь нужна литература, методики, научные разработки.

НЕ ХОЧЕТСЯ ПЛАТИТЬ ЗА «ВОЗДУХ»
Когда открываются «именные» бутики или предприятия общепита, давно раскрученных федеральными каналами сетей — это понятно. Но простой мясной магазин... А между тем, в Новороссийске несколько магазинчиков, торгующих всевозможным мясом, работают по франшизе. Один из них — «Мясо тут». На первый взгляд, ничего особенного. Правда, продавцы улыбчивее и терпеливее, чем в других подобных точках. Ассортимент вроде пошире и побогаче, на стене какая-то «Клятва» — явно не местная фишка. Хозяин магазина сначала согласился, а потом отказался общаться с журналистом. А вот один из потенциальных хозяев мясного магазинчика просветил меня насчет таких франшиз:

- Мне кажется, народ наш переплачивает за марку. Во-первых, они не такие уж известные у нас, что «Мясной дворик», что «Мясо тут», что просто «Мясо» — покупателю по большому счету по барабану, его только ценой возьмешь. Во-вторых, если бы они в договоре обещали скидку на закупку свинины — это меня очень привлекло бы. Я этого не нашел. А платить за обстановку и вывеску... На рынке у людей нет ни того, ни другого, а мясо берут так же. Мне нравится, как они точки открывают и в каких местах. Хотя и тут можно пролететь — открыть магазин в месте с хорошей проходимостью, а мясо там, может, и не пойдет.

Не редки среди франчайзеров и франчайзи «разводы». Анатолий Суслов рассказал о не очень удачном опыте покупки франшизы «Сумасшедшая наука». Стартовая цена этого шоу с научными опытами два года назад была 1 миллион рублей. Идея, привезенная москвичами из Канады, была свежа для российского рынка. В договоре значилось, что обеспечивают «младшего брата» буквально всем — от реактивов до качественных мастер-классов. Когда новороссиец получил-таки оборудование, стало понятно, что оно того не стоит. В посылке было четыре ящика пластиковых стаканчиков, два ящика бумажных полотенец и прочее, доступное покупателю любого супермаркета Новороссийска. Дальше — больше. «Верхи» стали дозировать информацию, обещанных сценариев праздников почти не присылали, постепенно ограничили доступ к сайту. При этом роялти около 20 тысяч в месяц требовали.

- Их бизнес-план был просчитан для Москвы — стоимость представления 12,5 тысячи рублей. Здесь мы столько поставить не смогли, шоу можно было продать тысяч за шесть с половиной, - рассказывает Анатолий. - В результате ООО «Сумасшедшая наука» в Новороссийске закрылось. Но зато по этому же типу открылись другие, на этом же фактически материале, потому что найти новые опыты достаточно сложно — или невозможно, или небезопасно, но под другими названиями. Та же «Открывашка».

САМИ С УСАМИ
Не стоит думать, что новые бизнес-веяния и новые франшизы приходят к нам преимущественно из столицы. Новороссийская земля тоже может рождать интересные предпринимателям всей России концепции.

В 2014 году на свет появилась алкогольная франшиза компании «Абрау-Дюрсо». Владельцы решили создать сеть фирменных ателье по продаже алкоголя с помощью франчайзинга. Компания обещает выгодные условия для франчайзи. К примеру, в предложении отсутствует паушальный взнос (лицензионное вознаграждение) и предоставляются льготные закупочные цены. К тому же нет единых розничных цен в конкретном регионе, предприниматель может регулировать их самостоятельно.

А недавно стало известно, что владелец шампанского дома «Абрау-Дюрсо» Борис Титов делает ставку на развитие сети винных гостиниц. Опять же на условиях франшизы предлагается создавать гостиницы под маркой дома по всей России. Первыми на это предложение откликнулись владельцы гостиницы под Тулой.

Текст: Елена Калашникова.

P.S. Пока материал готовился к печати, Союз «НТПП» по просьбе редакции провел опрос среди своих членов на тему выгоды франшизы в кризисное время. Кто-то считает, что это полезно. Но есть и резко отрицательные мнения, их авторы прокомментировали свою позицию: «Продажа франшиз представляет собой область наиболее вероятного манипулирования некомпетентностью мелких предпринимателей, это почти на 90% и более выманивание денег под обещание устойчивой прибыли»; «Франшизы полезны лишь идеей, на основе которой полезно создавать местно адаптированный аналог в эконом-варианте. Иначе вся прибыль уйдет продавцу франшизы, а местному предпринимателю останутся долги. Но в любом правиле остается место исключениям»; «Франчайзер по сути дела ничего не дает, кроме бренда и кучи регламентов по его использованию, а на предпринимателя ложится все финансовое бремя. Иногда проще развивать свой локальный бренд – реально, получается дешевле»; «Слишком все жестко и дорого выходит. Если со своим брендом можно где-то сэкономить без потери качества, то тут отдай все и сразу. Но нужно рассматривать каждый отдельный случай, универсальных данных нет».