Квартиры в новостройках города
Наш Новороссийск - городская газета
Воскресенье, 19 Ноября 2017, 2:37
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
МАРШ, ТУРЕЦКОЕ!

МАРШ, ТУРЕЦКОЕ!

Краснодарский край, прекратив торгово-экономические отношения с Турецкой Республикой, потеряет 1,5 процента ВРП (валовой региональный продукт), так как около 20 процентов товарооборота края приходится на эту страну, которая является основным торговым партнером региона. А Новороссийск? Сколько наш город потеряет, столкнувшись с новой экономической реальностью? Или приобретет?

- Для Кубани потеря такого крупного торгового партнера – это ощутимые изменения и передел рынка, - рассказала в интервью РБК известный аналитик агентства «Альпари» Анна Бодрова. По словам эксперта, ограничения в экономике и снижение ВРП грозят Кубани потерей около 25 млрд рублей.
Аналогичного мнения придерживается и профессор КуБГТУ, доктор экономических наук, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди, он считает, что ограничения и продовольственное эмбарго будут болезненны для экономики края.

– Я думаю, что потеря 1,5 процента ВРП — это реально. Нельзя быстро заместить продукты, попавшие под эмбарго. Надо заново выстроить логистику, заключить контракты. Не стоит забывать, что в крае также работают крупные турецкие компании, которые реализуют значимые для рынка проекты, – считает Полиди. С другой стороны, отметил он, вряд ли санкции нанесут серьезный вред работающим на Кубани турецким компаниям: «По крайней мере в тех заявлениях правительства, которые я видел, речь не шла именно о зарегистрированных в России предприятиях». По мнению эксперта, кубанцы не сильно пострадают от российско-турецкой торговой войны. Прежде всего это повлияет на рост цен на продукты, поскольку заместить турецкую продукцию отечественными аналогами или товарами других государств сразу не удастся. Полиди считает, что более всего санкции отразятся на региональном туристическом рынке.

К сожалению, официальной статистики на эту тему отыскать на краевом уровне не удалось. Не смогло оперативно предоставить даже приблизительных прогнозов развития ситуации в экономике города после введения санкций против Турции и руководство управления экономического развития администрации Новороссийска. Хотя понятно, что наш город всегда был в тесных партнерских отношениях с заморским соседом. В Новороссийске десятки компаний завязаны с этой страной контактами и контрактами в сфере туристических, грузовых, складских, транспортно-экспедиционных и тому подобных услуг. Как им сегодня живется?

Самое известное из «турецких» предприятий — СП, обувная фабрика в Гайдуке «Брис-Босфор». Турецкой компании принадлежит 18 процентов акций предприятия, остальное — россиянам. Выручка в 2014 году, как следует из документов о социально-экономическом развитии Новороссийска, составила 1,7 миллиарда рублей.

Начав свою работу в 2001 году, по официальной статистике, в текущем году фабрика вышла на объемы в почти 15 миллионов пар обуви. Были времена, когда она выпускала по 300 тысяч пар в месяц, занимая 30-процентную долю рынка производства обуви в России. Мощности под Новороссийском позволяют выпускать до 90 тысяч пар обуви в сутки.

- Работаем как работали, - сообщил «НН» исполнительный директор предприятия Михаил Хохлов. - Только обстановка нервная. У нас на производстве работают турки, их шесть человек, собираются уезжать. Не на пользу все это будет, пострадает и количество, и качество нашей продукции. Турецкие специалисты у нас 15 лет трудятся, они — наши учителя, помогают во всем. И не в офисе сидят, у станка стоят, за технологическими процессами наблюдают, над увеличением производства думают.

Сегодня на фабрике, которая дает работу жителям Гайдука, Верхнебаканской, Кирилловки, Мефодиевки, рассказал Михаил Сергеевич, заняты 450 человек. А года четыре назад коллектив доходил до тысячи. Потом ушел украинский рынок сбыта, объемы производства упали, начались задержки зарплаты. В будущее заглядывать обувщики побаиваются.

По данным Южного управления таможенной службы, в первом полугодии Турция занимала первое место во внешнеторговом обороте Краснодарского края — 18 процентов, и вторую строчку среди крупнейших партнеров региона по экспорту, а по импорту в край товаров республика находилась на первом месте — 21,5 процента. По отчетам Новороссийской таможни видно, что по всем показателям внешнеэкономической деятельности Турция занимает одно из лидирующих мест среди участников ВЭД. Мы хорошо зарабатывали на перевалке грузов и общем грузообороте. Овощи, фрукты, орехи, цитрусовые, бобовые шли через наш порт сплошным потоком. Все это обрабатывалось в порту десятками фирм и фирмочек, давая хлеб водителям, экспедиторам, грузчикам, декларантам.

- У нас еще совсем недавно весь автомобильный парк работал на Турцию, - рассказывает Александр Кожемяко, директор «Южного транспортного предприятия», - до 40 машин. А последние недели — 4-5 достаточно случайных рейсов. Скоро и этих не будет. Россия вообще перестает быть транзитной страной. Думали, мы — большие, нас не объедешь, а получается, что на Среднюю Азию грузы идут через Грузию, Азербайджан, через Европу — на Иран. И что мы сделаем?

- Наша фирма «Курсив» работала с контейнерным и паллетным грузом из Турции — цитрусовые, овощи, - рассказывает бывший диспетчер ООО Светлана Клещева. - Обслуживали 5-6 паромов. Как все началось, таможня перестала пропускать турецкие грузы, паромы стояли на рейде Геленджика, а потом ушли. Хозяева были вынуждены сократить коллектив. Было нас человек 100, теперь человек 10 работать осталось. А ведь в «Курсиве» семьями работали, люди, в основном, молодые, кто-то на съемных квартирах жил, многие кредиты выплачивали. Сейчас люди в шоке. Идут на любую работу.

Теперь Светлана Леонидовна работает в представительстве московской компании «Мегафрэш». У них тоже было проплачено много грузов из Турции. Благо, компания работает с товаром из Израиля, Китая, Кении, поэтому удержалась на плаву, хотя затраты пришлось заметно урезать.

- Но работы и здесь стало меньше, - сетует Светлана. - В прошлом году в месяц было 350-400 контейнеров, в этом месяце — 40. Обычно в декабре в офисе сутками сидели, чтобы обработать весь груз, который везли в страну к Новому году. Отправляли его и в Москву, и в Новосибирск, в Томск, другие города по России.

Текст: Елена Калашникова.