Квартиры в новостройках города
Наш Новороссийск - городская газета
Воскресенье, 19 Ноября 2017, 2:29
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
ДВЕ ДОРОГИ, ДВЕ СУДЬБЫ

ДВЕ ДОРОГИ, ДВЕ СУДЬБЫ

В этом году международный фестиваль «PhotoVisa», масштабное культурное и образовательное событие на Юге России, посвящен «Языку памяти». Тому, что связывает нас с родом, культурой, страной. Мастера фотожурналистики выражаются на этом языке виртуозно, надо лишь прийти на выставку в Новороссийский исторический музей-заповедник и все понять.

Два друга, два историка нашего времени шли по жизни разными дорогами, отражая ее в зеркале фотографии. Владимир Вяткин приехал на открытие новороссийской выставки. Игорь Костин, легендарный украинский репортер, погиб в автокатастрофе в июне этого года. Изначально планировалось, что мы увидим только работы Вяткина, но он настоял на «диалоге» в память о своем друге и коллеге. Первая фотография в «зале Костина» — его портрет, сделанный Вяткиным в момент быстрого прощания друзей за четыре месяца до событий на Украине. Вяткин сказал тогда: «Игорь, будет война». Друг не поверил: «21-й век на дворе. Свобода теперь делается другим путем». Владимир ответил: «Война будет, и мы больше не увидимся». Так и вышло.

Костин оставил нам полную хронику Чернобыльской катастрофы, произошедшей в 1986 году. Через два часа после ужасного известия Игорь начал снимать эту трагедию. Съемки ЧАЭС и Припяти он сделал делом всей своей жизни — дважды спускался в четвертый реактор, пять раз поднимался на крышу третьего реактора, загрязненную радиоактивными осколками, полсотни раз облетал АЭС на вертолетах, снимал ликвидаторов, переселенцев и детей с патологиями, родившихся после аварии.

Вяткин рассказал нам две короткие истории о друге, которые раскрывают суть этого человека:

- В 1989 году я был направлен в Чернобыль снять фоторепортаж. Неделя ушла на то, чтобы договориться со спецслужбами, в итоге меня не пустили. Я был очень расстроен. В Киеве на вокзале мы долго прощались с Игорем. Увидев мое отчаяние, он задал мне вопрос: «Ты не будешь на меня обижаться?». «Не буду». Тогда Игорь признался: «Это я сказал спецслужбам, чтобы тебя не пускали в Чернобыль. Ты и так много в жизни рискуешь, не надо лишний раз». Он меня берег. В начале 90-х начались новые времена в нашей истории, нашей жизни. И многие умные образованные люди оказались не у дел, в частности две женщины-редакторы. Игорь всякий раз через кого-то передавал по два мешка картошки, две сумки мяса и сала для двух этих женщин. И скрывал их маленький секрет: одна из них работала уборщицей, другая лифтером.

Надо сказать и о работах самого Вяткина, который на выставке отказывался говорить о себе. В отечественной и мировой фотожурналистике его считают репортером, который умеет снимать все, в частности – сюжеты, сложные для интерпретации: первых лиц страны, спортсменов, маньяков-убийц. Около тридцати раз он ездил в Чечню, жил на передовой, снимал Вьетнам, Афганистан, Никарагуа. Пожалуй, главная его тема — человек в трудных обстоятельствах. В первую очередь она раскрыта в серии «Солдатский труд». Организаторы хотели показать зрителю, что в журналистике редко, но бывают такие таланты, как Вяткин, способные сделать сильную фотографию, которая с годами не утрачивает значимости, открывается новыми гранями. Создавая свои фотографии «на злобу дня», говорила арт-директор фестиваля Ирина Чмырева, мастер поднимает сюжеты до уровня исторически важных, монументальных событий.

Об одном снимке промолчать просто невозможно, он называется «Солдат». На нем рядовой Владимир Кусеров, с которым Вяткин вместе служил в армии, перед самым дембелем в 1971 году.

- Кусеров был цирковым артистом. Гераклом. Сталлоне и Шварценеггер ему в подметки не годятся по физической красоте и мощи. Жалею, что мало его снимал. Эта фотография не имеет наград. Ее не взяли на первую советскую выставку в Лондоне во время холодной войны. Цензура не пропустила из-за того, что у солдата неуставная прическа — бакенбарды. Мой коллега Борис Кауфман взял снимок под свою ответственность и вывесил. «Дейли мейл» напечатала во весь разворот с подписью: «Мы впервые видим русского солдата, которому не хочется воевать». Несколько лет назад выживший из ума бывший спецназовец выдавал себя в Интернете за этого солдата и терроризировал его дочь и жену. А Володя давно разбился в Чили во время репетиции, выполняя акробатический номер под куполом цирка, - рассказал Вяткин историю «Солдата».

Фотокорреспондент «НН» Юрий Березнюк, по просьбе телевизионщиков, выразил свои впечатления:
- Это не только прекрасно исполненные снимки блестящих мастеров. Эти фотографии заставляют думать. А это – пожалуй, одна из самых важных вещей, которые искусство может дать человеку.

Текст: Тина Троянская.