Наш Новороссийск - городская газета
Вторник, 18 Декабря 2018, 13:45
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
ЛИЧНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ПОТЕШЕК

ЛИЧНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ПОТЕШЕК

Продвинутые родители чуть ли не с пеленок приводят, привозят, приносят своих деток на различные развивающие занятия. Как выбрать подходящий центр раннего развития для своего малыша?

Если следовать классическому определению, то ранний возраст — это период от года до трех лет включительно. Психолог Галина Мельник, которая много лет была руководителем службы ранней помощи в детском саду № 8, рассказала об особенностях развития самых маленьких. Зачастую не все взрослые их понимают и учитывают.

Развитие ребенка включает в себя несколько направлений – интеллектуальное, эмоциональное, физическое, речевое, социальное и т.д. И каждое из них имеет важное значение, в каждом направлении ребенок должен развиваться. Ведь если малыш будет очень умным, знающим, но не сможет радоваться, удивляться, восхищаться, то говорить о формировании полноценной личности не приходится. Когда с эмоциями и интеллектом все в порядке, но страдает физическое развитие, это тоже огорчает. Записывая ребенка на курсы раннего развития, надо помнить о многогранности раннего развития, ведь дисгармония чревата проблемами в будущем.

У ребенка до года ярко выражено развитие эмоциональной сферы. Представления об окружающем мире он начинает составлять из общения с мамой и самыми близкими родственниками. Общение происходит с помощью песенок, потешек, прибауток, колыбельных. Ребенок должен на них реагировать – мимикой, жестом, звуками. Очень важна для малыша и сенсорная среда – предметы, которые он берет в руки, трогает, должны быть выполнены из материалов различной текстуры. После шести месяцев, когда ребенок учится ползать, начинается активная двигательная фаза. С восьми месяцев он восприимчив к музыке. Малыш в этом возрасте практически неотделим от мамы, только рядом с ней чувствует себя защищенным.

Занятия, которые в этом возрасте предлагаются деткам, наполнены стишками, песенками, требующими эмоционального отклика. Ребятишек побуждают к передвижению, выстраивая различные дорожки от игрушки к игрушке. Хорошо, если ползание и первые шаги сопровождаются музыкой. Разумеется, занятия проходят при непосредственном участии мам.

На втором году жизни ребенок начинает бурно развиваться физически. Ему показаны упражнения на улучшение качества ходьбы, на равновесие. Малышам даются задания, которые позволяют почувствовать, как надо управлять телом. Изменяется характер действий с предметами — они должны быть завершены. Пирамидку надо собрать, из кубиков выстроить башню, а не просто подержать в руках.

Несколько изменяются взаимоотношения с мамой — теперь мальчик или девочка перестают быть все время рядом с ней. Чтобы почувствовать самостоятельность и приобрести опыт одиночества, дети уже отрываются от мам и опять возвращаются. Эту особенность можно использовать на занятиях, чтобы организовать какой-нибудь хоровод или другое взаимодействие. Это уже моменты социализации. Двухлетнее чадо различает интонацию одобрения или порицания.

Трехлетний возраст характеризуется большей самостоятельностью ребенка, он достаточно комфортно чувствует себя и без родителей, поэтому на занятиях они необязательны.

В это время у ребенка развивается воображение. Он начинает понимать, как в игре замещать какие-то предметы. Например, палочка используется как ложка для размешивания воображаемого чая или как термометр. Игры становятся ролевыми. Малыши начинают изображать докторов, продавцов, мам.

В этот период жизни идет развитие речи и интеллекта. Поэтому ребенку можно давать небольшие творческие задания. Допустим, педагог рассказывает о мишке, который вышел погулять и вдруг пошел дождь. «Что делать мишке?» - спрашивает педагог. Учитель побуждает детей искать ответ: вернуться домой, открыть зонтик, спрятаться в беседку… Важно побуждать детей самостоятельно задавать вопросы. Пусть они научатся вначале повторять их за взрослым – «Где кукла?», «Какого цвета шарик?» и т.д. В этот период ребенок начинает экспериментировать. Ему самому важно уяснить, что брошенный в воду камешек утонет, а деревянная дощечка всплывет, лед растает в комнате, а мыльный пузырь обязательно лопнет. Для малыша становятся открытием свойства предметов.

- Очень важно, чтобы на занятиях в центрах раннего развития учитывались все возрастные особенности ребенка, - говорит Галина Мельник.

Родителей должно насторожить, если на занятия собирают вместе, допустим, годовалых малышей и трехлеток. Такое соседство понятно, если преследуется цель социализации детворы. Но тогда подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Возможен ли он? Правильно должно регламентироваться присутствие родителей. Если на занятиях двухлетних детей педагог просит мам подождать за дверью, то такой подход может отрицательно сказаться на психологическом самочувствии малышей.

В городе много клубов, центров, которые предлагают занятия для раннего развития. Родители имеют право узнать программу этих курсов. Психолог Юлия Куракина подчеркивает: программы очень разные. Есть такие, которые опираются на систему Монтессори: помещение для занятий разделено на определенные зоны – для игр с водой, для пересыпания всего сыпучего (песка, манки, фасоли, бусинок), для изучения величины, цвета, веса, объема предметови другие. При этом педагог не указывает, что делать ребенку, он лишь показывает, как можно взаимодействовать с тем или иным предметом. Ребенок сам выбирает то, что ему интересно.

Есть американская методика, согласно которой в конкретном возрасте ребенок должен иметь определенный набор знаний об окружающем мире, о предметах, о своем теле. С помощью тестирования определяется, где у ребенка пробелы, с учетом их строится обучение.

Классикой можно считать, когда на занятиях развивается речь, мелкая моторика, счет, физические навыки, музыкальные способности. Зачастую педагоги составляют программы, в которых используют элементы разных школ. В них, например, присутствуют головоломки по системе Никитиных, информация на карточках по Глену Доману, сюжетно-ролевые игры из вальдорфской педагогики.

Прежде чем вести ребенка на занятия, обязательно узнайте, чем будет «потчевать» педагог ваше чадо, советует Юлия Куракина. Оцените, нужно ему это или нет. В некоторых центрах первый урок дают бесплатно, обязательно посетите его.

Но главным экспертом будет сам ребенок. Вышел малыш с занятия с хорошим настроением – это то, что требуется. Но плохое настроение – не показатель работы специалистов. Капризы и недовольство могут быть вызваны и другими причинами, например, малыша рано разбудили. Случается, что недовольный ребенок часом позже развеселится и дома выдаст все, что «в школе проходили». Тревожный признак, когда слезы и недовольство на занятиях повторяются. И еще очень важно не переусердствовать с занятиями. Ребенок мал и быстро устает.

Текст: Светлана Добрицкая.