Наш Новороссийск - городская газета
Среда, 12 Декабря 2018, 8:19
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
В списках не значился

В списках не значился

70 лет назад в ходе Великой Отечественной войны завершилась героическая 250-дневная оборона Севастополя. Город был освобожден 9 мая 1944 года, ровно за год до окончания войны. В истории Новороссийского морского пароходства есть люди, принимавшие непосредственное участие в тех событиях.

В городе морской славы на площади имени Адмирала Нахимова высится мемориал в честь героической обороны Севастополя. Внизу, на мемориальных досках высечены наименования военных частей, соединений и кораблей ЧФ, участвовавших в обороне : крейсеры «Красный Крым», «Молотов», лидеры «Москва», «Ташкент»…Отдельная плита посвящена судам торгового флота, которые обеспечивали доставку в осажденный город воинских частей, горючего, боеприпасов. Один из них-теплоход «Анатолий Серов».

А в городе - герое Новороссийске на кладбище «Кабахаха» тоже есть памятник, где на мраморе высечено изображение т/х «Анатолий Серов» и его боевого командира - капитана дальнего плавания Третьякова Корнея Кононовича. Именно он, с 27 мая 1941 года по ноябрь 1945 года, был бессменным капитаном этого легендарного теплохода.

«Анатолий Серов», небольшой рудовоз, дедвейтом 4880 тонн, был построен в предвоенные годы николаевскими корабелами и первоначально назывался «Коллективизация». В 1939 году был переименован в «Анатолий Серов» — в честь военного летчика, Героя Советского Союза. С первых же дней войны «серовцы» приступили к выполнению заданий военного командования. Активное участие экипаж судна принимал в Керченско-Феодосийском десанте, совершая регулярные рейсы в Камыш-Бурун и Новороссийск. А весной 1942 года начались рейсы в осажденный Севастополь. Гитлеровцы заминировали севастопольские фарватеры, обстреливали их из тяжелых орудий. На морских трассах, ведущих к Севастополю, барражировали бомбардировщики и торпедоносцы. Преодолевая смертельную опасность, «Анатолий Серов» только в течение апреля-мая доставил туда 5593 тонны продовольствия, 238 тонн боеприпасов, 1000 тонн оружия и амуниции.

Особенно тяжелые испытания выпали на долю экипажа 12 августа 1942 года. Вражеская авиация в течение двух часов сбросила свыше 100 бомб. Одна из них попала в трюм теплохода. Судно начало быстро тонуть. Капитан Третьяков Корней Кононович принимает решение посадить судно на грунт в районе мыса Шесхарис и принять водяной балласт в танки двойного дна. В той схватке за живучесть судна шесть членов экипажа получили ранения. Военное командование приняло решение подорвать судно и затопить, так как в трюмах оставались сотни тонн боеприпасов. Из порта были направлены два буксира, но попытки снять судно с грунта не увенчались успехом. «Серов не хочет тонуть», - срывающимся голосом сказал механик Островский, плавающий на нем с приемки.

Капитаном было принято решение спасти судно. Моряки взяли с собой оружие, ценные приборы, часть продовольствия и перебрались на берег, спрятавшись в лесных зарослях. В течение восьми суток с наступлением сумерек небольшие ремонтные бригады добиралисьдо «Серова» и до утра ремонтировали судно, устраняя полученные боевые повреждения. Экипаж работал четко и слаженно, помогая друг другу. Враг неоднократно сообщал о гибели т/х «А. Серов», поскольку уничтожение торговых судов поощрялось командованием Вермахта. Но благодаря мужеству и героизму экипажа и его капитана «АнатолийСеров» вновь из «потопленных» вернулся в строй.
Корней Кононович Третьяков совершил 35 фронтовых рейсов в Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск, Туапсе, перевёз при этом 7 670 000 тонн боезапасов, 10 630 бойцов, вывез 11 112 человек раненых, 7 430 женщин и детей.

После окончания Великой Отечественной войны, с 1945 по 1948 годы Третьяков идет в дальнее плавание старшим помощником капитана, чтобы отработать плавательский ценз на звание капитана дальнего плавания. С 1954 года капитан командует танкерами Черноморского пароходства. В 1958 году ему присвоено звание «Лучший капитан ММФ». С 1961 года – общественный капитан-наставник Черноморского пароходства. С образованием Новороссийского морского пароходства капитан Третьяков получает новое назначение и теперь уже командует крупнотоннажными танкерами.

С 1969 года Корней Кононович утвержден в должности капитана-наставника Новороссийского морского пароходства, и только ему доверяют во время жесточайших норд-остов швартоваться у причалов Цемесской бухты. Тогда в домах новороссийцев не было воды, почти год танкеры пароходства возили ее из Туапсе и Сочи.

Стоит перечислить боевые награды капитана Третьякова: орден «Красного знамени», медаль «За боевые заслуги», медали «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг», орден «Отечественной войны» II степени. Однако, долгое время официально считалось, что он в Великой отечественной войне не участвовал. В 1975 году служба мореплавания Новороссийского морского пароходства устранила эту несправедливость. Капитану Третьякову официально присвоили статус участника Великой Отечественной войны. Когда были представлены документы о наградах за выполнение заданий военного командования, военком сказал с горечью: «Вы знаете, сколько еще таких людей, как Третьяков, не имеющих статуса участника войны?»

Военком, боевой офицер, участник Великой Отечественной, лично внес запись в военный билет о том, что «с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года участвовал в ВОВ по вольному найму». Поздравил Третьякова как участника войны и официально принес извинения за допущенную несправедливость.

Что же касается легендарного судна, его судьба была трагична.… Эхо войны догнало теплоход «Анатолий Серов» на рассвете 8 апреля 1949 года. Следуя из Поти с грузом руды, теплоход наткнулся на одну из не вытравленных гитлеровских мин.Она была настолько мощная, что судно ушло под воду в течение нескольких минут.Из сорока человек, находившихся на борту, спасти удалось лишь семерых...

Текст: Анна Дмитриева.