Наш Новороссийск - городская газета
Вторник, 18 Декабря 2018, 13:32
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
«ДОМ ОПЕРЫ» СТАНЕТ ДОМОМ ПРИЕМОВ?

«ДОМ ОПЕРЫ» СТАНЕТ ДОМОМ ПРИЕМОВ?

Выгоревшее изнутри здание на улице Энгельса, 59, планировалось пустить под снос. Но, заглянув под виниловую «вагонку», новый собственник обнаружил кафельный кирпич, архитектуру в стиле модерн и вековую историю. Такую редкость захотелось сохранить для города.

Весь квартал в пределах улиц Цедрика-Энгельса-Толстого подлежит реконструкции, тендер на эту работу выиграла компания «Кубаньжилстрой». Проект очень сложный, большая социальная нагрузка по отселению людей из старого фонда. Старое двухэтажное здание в «убитом» состоянии было выкуплено у хозяина, оставалось снять памятник истории с учета и на его месте построить что-то новое.

- Но мы решили это здание оставить, - говорит генеральный директор «КЖС» Сергей Канаев. - О том, какие люди в нем жили, нам рассказала консультант в области объектов культурного наследия Галина Ивановна Сурмак, за что мы ей благодарны. Возведенное еще до Первой мировой войны здание выдержано в стиле модерн — таких остались единицы. В Москве есть особняк Рябушинской, дом Саввы Морозова, а в Новороссийске что? В городе, который трижды превращался в руины, и так сохранилось очень мало «вещественных доказательств» большой истории. Теперь этот дом принадлежит нашей компании, мы ответственны за его судьбу, и по-человечески жаль пускать его под снос. Тем более, что в жилом квартале «Капитал», который проектируется в стиле модерн, это строение буржуазной эпохи смотрелось бы вполне естественно.

- Сергей Владимирович, можно ли вообще восстановить здание в первоначальном виде? Откуда в наше время кафельный кирпич?
- Специалисты пришли к заключению, что можно. Надо делать новые перекрытия, но кирпичные стены там метровой толщины. Сейчас главная задача в другом — вписать дом в проект реконструкции территории. Поскольку у компании есть свой проектный институт, мы можем себе позволить такую роскошь.

- А что будет потом в этом доме?
- Пока не знаю. Может быть, дом приемов. В Новороссийске ведь нет такого помещения. Представляете: большой стилизованный зал, хороший паркет, рояль... Можно будет достойно принимать любую иностранную делегацию.

Землемер-инженер Черноморской губернии Василий Тюменев, он же автор первого проекта стадиона «Труд», построил этот дом в начале ХХ века. Его дочь Лариса после окончания Петербургской консерватории энергично включилась в культурную жизнь Новороссийска, открыла в доме отца музыкально-хоровую студию, где учились и давали концерты, сама Лариса Васильевна исполняла оперные партии. В 1920 году приехал с Украины заниматься в музыкальной студии молодой певец Олесь Чишко, параллельно он работал артистом Красноармейского театра Новороссийского гарнизонного политпросвета, преподавателем хорового пения и сольфеджио. 25 июня 1923 года в доме Тюменева состоялась премьера первой оперы «Юдифь», написанной Олесем Чишко. До сих пор это единственная опера, рожденная в нашем городе. Позже Лариса Васильевна вышла замуж за Чишко, они уехали в Ленинград, где Олесь Семенович создал оперу «Броненосец «Потемкин», премьера которой была в 1937 году в театре оперы и балета им.Кирова.

И с тех пор над зданием с фасадом из кафельного кирпича в Новороссийске витает призрак оперы.

Текст: Ирина Писарева.