Наш Новороссийск - городская газета
Среда, 12 Декабря 2018, 10:27
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
ПЛАВАТЬ НАДО В ОТКРЫТОМ МОРЕ

ПЛАВАТЬ НАДО В ОТКРЫТОМ МОРЕ

С наступлением пляжного сезона нас начинает интересовать не только температура морской воды, но и ее качество. Все большее количество дельфинов, резвящихся в бухте и вдоль побережья, свидетельствует о чистоте акватории. Или нет? Может, рост числа афалин связан с чем-то другим?

Качественные показатели морской воды в Цемесской бухте в последнее время улучшаются, и об этом было заявлено на недавно прошедшем в Новороссийске совещании с участием министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского. Сегодня загрязнение акватории порта с морских судов и нефтяных терминалов сведено к так называемому технологически допустимому минимуму, констатирует статистика. Самую же большую угрозу экологической безопасности нашей бухты представляют многочисленные ливневки и малые речки, заносы загрязняющих веществ прибрежным течением. Ведь новороссийская бухта устроена таким образом, что оно, начиная от берегов Турции, заносит к нам немало мусора, который потом и скапливается в восточной части акватории порта, к счастью, не доходя до городских пляжей.

На одном из майских рабочих совещаний у капитана порта Новороссийск речь шла как раз об этом. Сегодня уборку в акватории порта регулярно ведут пять нефтемусоросборщиков. С начала года они собрали с воды 39 кубометров плавающего мусора! Но, считает и.о капитана порта Владимир Королев, проблем тут немало. Суда-«уборщики» изношены, модернизации их не предвидится. Сбои дает система ликвидации крупных плавающих предметов, которые нужно не только подобрать с судоходных путей, но и доставить на причал, поднять из воды, утилизировать.

Серьезной проблемой остается загрязнение морской воды при перевалке грузов на причалах. Начальник экологического отдела капитании порта Вячеслав Бердников рассказывает о том, что постоянно обнаруживаются шлейфы пылевых загрязнений при перевалке зерна, каменного угля и комовой серы. Собрать эту вредную пыль с воды практически невозможно, способ минимизировать ее попадание в морскую воду только один - внедрять технологии активного пылеподавления на берегу при погрузке.

Так называемый риск-пул новороссийского портового комплекса, рассказывает руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» Владимир Ерыгин, состоит из тридцати участников стивидорной деятельности. Это группа компаний «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Черномортранснефть», КТК-Р, ОАО «Новоросхлебопродукт», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», 12 бункеровочных и других компаний. Их деятельность содержит критичные значения целого ряда риск-факторов. Они были рассмотрены и оценены на недавно прошедшем заседании профильного комитета Законодательного собрания края, где новороссийские специалисты представили свой доклад. Речь шла о том, что в штиль в городе формируются зоны высокой загазованности; на пристанях сосредотачиваются несовместимые по природе выбросы нефтяных и зернового терминалов; остаются проблемными условия перевалки каменного угля и комковой серы на Восточном районе порта. Корабли Новороссийской военно-морской базы при южных ветрах идут к причалам морвокзала с включенными дизель- и газогенераторами. И в целом объекты портовой инфраструктуры достаточно зависимы от капризов природы — ливней, ураганов, подтоплений.

Так за счет чего вода в бухте стала все-таки чище? Здесь, констатируют эксперты, три составляющих — совместные усилия, направленные на предотвращение загрязнений от портового комплекса, стремление как можно тщательнее убирать бухту от плавающего мусора и, конечно, минимизация рисков заноса в наши воды «пришельцев», прибывающих вместе с балластными водами.

Сегодня порт Новороссийск является крупнейшим реципиентом балластных вод. Ежегодно акватория Новороссийска принимает их более 46 миллионов тонн. В результате экосистема подвергается серьезной антропогенной нагрузке, потому что с балластными водами, взятыми в различных районах мирового океана, в акваторию порта можно занести довольно большое количество загрязняющих веществ. Не говоря уже о живых «пришельцах», то есть организмах, которые попадая к нам, адаптируются и начинают отбирать у местных, так сказать, и стол и дом.

Поэтому обязательное требование портовых властей сегодня - замена балластных вод еще до захода судов в Черное море. В результате у новороссийских причалов сливается только своя же, черноморская водичка. Контроль этого процесса достаточно прост, кроме проверки документов достаточно сделать замеры солености балласта — она в Черном море вдвое ниже, чем в Средиземном и вообще в Мировом океане. Анализ качества балласта, на производство которого нужно несколько минут, тут же это и покажет.

В результате, к минимуму сведена вероятность нашумевшей «биологической войны» на Черном море конца прошлого века. Ольга Ясакова, гидробиолог Южного национального центра РАН, который проводит в Новороссийске экосистемный мониторинг заноса инвазивных видов гидробионтов-вселенцев, напомнила этапы завоевания пришельцами нашей бухты. В 1984 году с балластом в Новороссийск был завезен гребневик-захватчик, которому понравились наши условия и он стал усиленно питаться и размножаться, уничтожая кормовую базу местных пород рыбы. По времени это совпало с практически неконтролируемой рыбной ловлей. К началу 90-х все вместе это привело к тому, что поголовье мелких пород рыбы упало в 10 раз, а ставриды-скумбрии — в 3-4 раза.

Справедливости ради, стоит сказать, что с балластом же к нам пришел и «спаситель». В 1997 году в наши воды попал гребневик-хищник. В результате, констатирует Ольга Николаевна, экосистема уравновесилась, море справилось с угрозой. Как следствие, - выросла кормовая база, увеличилось поголовье рыбного стада и резвящиеся в бухте дельфины перестали быть редкостью.

Текст: Елена Калашникова.