Наш Новороссийск - городская газета
Среда, 12 Декабря 2018, 19:52
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
ЗА ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРЧА

ЗА ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРЧА

Новороссийску не привыкать к природным неприятностям, которые начинаются с наступлением жары. Смерч на море — одно из самых страшных явлений, возникновение которого не всегда можно предсказать. Но даже зная о его приближении, не только отдыхающие, но и многие местные жители ведут себя абсолютно беспечно. В результате попадают в море и часто погибают. Если их не спасут.

Смерч сформировался в море, сообщили с торгового судна, стоящего на рейде новороссийского порта. И направляется к городу и пляжам. Несколько человек оказываются далеко в море — сигнал тревоги поступает от очевидцев на телефоны спасательных служб. Начинается крупномасштабная операция по спасению людей, которых раскидало в акватории от траверза Алексино до Южной Озерейки. Такова смоделированная ситуация, легенда. Отработке взаимодействия органов управления и спасательных сил на суше и на море в рамках разработанной программы были посвящены командно-штабные учения, организованные службой капитана морского порта Новороссийск ФГБУ «Администрация портов Черного моря». Всего в учениях были задействованы больше 70 человек.

За час до начала учений на катере «Капитан Василенко» мы отплываем в место, где развернутся основные действия. На катере располагается оперативный центр управления, в Службе капитана морского порта Новороссийск развернут Штаб руководства операцией. Во главе штаба – и.о. капитана морского порта Новороссийск – Владимир Александрович Королев. В составе штаба – квалифицированные специалисты Службы капитана порта.

Акватория разбита на три зоны — зона городского пляжа, коса — Алексино и Широкая балка — Южная Озерейка. В этих зонах в воде в результате стихийного бедствия оказываются люди. А температура воды, между прочим, только 15 градусов.

«Люди», все в оранжевом, лежат у нас на палубе. Пять старых спасательных гидрокостюмов, набитых чем придется, играют роли пострадавших. У одного есть даже нарисованное лицо. Грустное. Манекенов нам предстоит раскидать по всей округе. Кто из участников учений быстрее и больше найдет — тот и показал лучшие результаты. Один за другим манекенов сбрасывают в сине-зеленую воду. Одного — в районе косы, троих — на траверзе горы Колдун. Они остаются на плаву, и их хорошо видно на ярком солнце и гладкой воде.

Катера, участвующие в учениях, дрейфуют невдалеке, ждут сигнала. Ровно в 10 утра начинаются учения. Первый этап — оповещение всех, кого положено по инструкции. Порядка десяти судов отправляются на поиски в заданные районы. Среди участников — полицейский катер, катер спасательной службы Морречфлота, пограничного управления, таможенников, военно-морской базы, инспекции маломерных судов, КТК-Р, катер муниципальной спасательной службы.

Все заводят моторы и направляются в назначенные районы поиска. Самый большой — на траверзе Мысхако, его будут обследовать четыре катера, пройдут галсами, проще говоря, прочешут поверхность вдоль и поперек, объясняет заместитель капитана порта Лев Тарасов.

Пока поисковики заняты своим делом, Лев Николаевич и Вадим Валентинович Голюк, руководитель сектора поиска и спасания при штабе руководителя операции, рассказывают, насколько актуальны для нашего региона такого рода учения. Особенно перед началом сезона. Смерч — это, конечно, экстрим и случается в наших краях, слава богу, чрезвычайно редко. Но неприятности люди себе организуют самостоятельно. Особенной бесшабашностью отличаются «матрасники». Отдыхающие лезут в море на матрасах, где течение и ветер легко заносят их чуть не до Турции. Особенно часто ЧП происходят на «диких» пляжах.

Начинается второй этап учений — катера приступают к непосредственному поиску пострадавших. Штабной катер следует невдалеке от группы поисковиков. Нас сопровождают несколько стаек дельфинов. Среди них есть совсем маленькие, годовалые афалинчики. За последние годы, замечают специалисты капитании порта, дельфинов в бухте и ее окрестностях стало заметно больше. Это из-за того, что количество рыбы увеличилось и вода стала чище. В верности последнего утверждения сомневаюсь, как, наверное, сделает это и большинство горожан. Но Лев Николаевич ссылается на авторитетные заключения микробиологических исследований спецлаборатории, из которых следует, что морская вода действительно неплохая. И связано это прежде всего с ужесточением требований к обороту балластных вод на судах, заходящих в бухту. К тому же, практически на нет сошло количество разливов нефтепродуктов, сегодня, констатирует Лев Николаевич, счет в таких случаях ведется не на тонны, а буквально на граммы.

Тем временем, уже в 10.39, на «Капитан Василенко» поступает первое сообщение о найденном манекене, которому оперативно оказали первую медицинскую помощь. В прошлом году на подобных учениях первыми отличились таможенники. Сейчас вперед вырвался катер «КТК-Р», предприятия, которое на редкость оперативно и квалифицированно, отмечают в капитании порта, откликается на каждый SOS. Вторым 15-килограммового манекена вытаскивают из воды на катер инспекции маломерных судов.

За техничность и основательный подход к операции руководители учений отмечают экипаж катера военно-морской базы. Он на поиски вышел с прицепленными к корме бонами. Они, расставленные вокруг места обнаружения пострадавшего, снижают волну, не дают ветру снести спасателей и спасаемого. С катера спускаются водолазы, вплавь добираются к утопающему и с ним уже плывут к спущенной лодке. Погружают туда, оказывают первую помощь и доставляют на катер.

Кстати, всех пострадавших, получивших первую медицинскую помощь от спасателей, доставляют в Алексино, где на базе рыбколхоза «Черноморец» уже ждет машина «Скорой помощи».

Ближе к 11 часам основная программа учений закончена. Быстро и оперативно. Но, как подчеркивают руководители, беспечных отдыхающих и рыбаков такая скорость обнадеживать не должна ни в коей мере. По мнению руководителя учения, и.о. капитана порта Новороссийск Владимира Александровича Королева, успех зависит не только от профессиональных действий участников спасательной операции и от времени реагирования на ЧП. Да, оповещение участников спасопераций, выход их в район поиска и сами поиски ведутся в предельно сжатые сроки, речь ведь идет о человеческих жизнях. Но это не значит, что через час после получения сигнала тревоги к вам, болтающемуся далеко в море, подоспеют спасатели на быстроходном катере. Во-первых, учения проходят в хорошую погоду, на то они и учения, а ЧП на море, как правило, случаются, когда ветер дует, дождь идет, поэтому на воде плохая видимость, волна и качка. Фактическая обстановка может преподнести любые неожиданности. Во-вторых, в нашем случае спасательные катера уже стояли под парами вблизи района поиска, а не отправились туда со своих баз.

И.о. капитана морского порта Новороссийск Владимир Королев по итогам учения наградил самых активных участников учения грамотами и благодарностями руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» и капитана морского порта Новороссийск. Даны наставления по обеспечению готовности подразделений в летний период.

Текст: Елена Калашникова.