Наш Новороссийск - городская газета
Среда, 19 Декабря 2018, 7:17
Прогноз погоды
Курс валют
Комментарии...
Возвращались солдаты с войны по железным дорогам страны...

Возвращались солдаты с войны по железным дорогам страны...

Выпуская столбы белого пара, на железнодорожный вокзал Новороссийска прибыл эшелон, которого нет в расписании. Громкий торжественный гудок, как ликующий крик, перенес нас в другую эпоху — в то время, когда с фронта на поездах возвращались домой победители.

Уже в пятый раз Северо-Кавказская магистраль дает возможность окунуться в атмосферу послевоенного времени, в эйфорию ожидания и встреч. Прибытие ретро-поезда, пожалуй, одно из самых ярких и душевных мероприятий, посвященных Победе в Новороссийске, поэтому мемориальный состав на вокзале всегда встречают и те, кто воевал, и те, кто вырос на рассказах своих отцов и дедов о войне. Приходили целыми семьями и погружались в события весны 45-го: транспаранты, духовой оркестр, солдаты в форме тех времен, девушки в ситцевых платьях, словно сошедшие с экранов исторических фильмов...

Самые благодарные зрители — дети и подростки. Сегодня юных не удивишь даже «Мустангом» на улицах города, а вот «огнедышащие» локомотивы с красными звездами — дело совершенно другое. В этом году их было два.

Один из паровозов Эр-739-99 построен аж в 1935 году на Брянском паровозостроительном заводе. Поступил он на службу в 1940-м, уже в следующем году был в составе колонны особого резерва, которая обслуживала прифронтовые участки в районе Сталинграда. В послевоенные годы «ветеран» продолжал служить, а пять лет назад был передан в Музей истории СКЖД.

Этот паровоз участвовал в битве за Сталинград. Когда мы его реставрировали и снимали латки, под ними обнаруживались реальные следы от пуль и снарядов. Салон-вагон тоже имеет свою историю, он в 30-е годы был построен в Новороссийске для начальника Северо-Кавказского военного округа и эксплуатировался во время войны, - рассказал директор музея Северо-Кавказской железной дороги Владимир Бураков.
Второй «тягач» — паровоз Л-0073, выпущен в 1947 году. Тогда он имел серию «П» — Победа. Позже попал в серию «Л», по фамилии главного конструктора Коломенского завода, выдающегося локомотивостроителя Льва Сергеевича Лебедянского. Та «внешность», что мы увидели на вокзале, точно соответствует первоначальному облику паровоза.

Да и весь ретро-поезд целиком сформирован из исторического подвижного состава. Все как тогда: крытые товарняки-теплушки, платформы для перевозки военной техники, салон-вагон для командного состава.
В концертную программу представления включили документальные истории, танцевальные номера, стихи и песни «огненных» лет. Было очень трогательно, когда к танцам присоединились ветераны.

Все желающие осмотрели ретро-состав изнутри, познакомились с выставкой Дорожного музея истории «Северо-Кавказская железная дорога в годы Великой Отечественной войны», отдельная экспозиция была посвящена героической обороне Новороссийска. Еще одним событием дня стало открытие памятного камня «В память о ратном и трудовом подвиге Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». Здесь же угощали солдатской кашей с чаем.

Из Новороссийска поезд «Победа» отправился в Волгоград, Сальск и Котельниково — туда, где во время Великой Отечественной войны шли наиболее ожесточенные бои.

Текст: Тина Коваленко.